Staatsoper im Schiller Theater. Berlin. 2013 - 2016

Jan 03, 2017 01:29

Вот мои заметки о посещении государственной оперы Берлина
Для простоты оценки впечатлений после каждой заметки ставлю 3 оценки: за режиссуру, вокал исполнителей и оркестр + дирижер по 5-балльной системе.
Возможно, кому-то поможет в планировании посещений в будущем.

2013: Царская невеста
Царская невеста/ Римский-Корсаков (25 октября 2013) - это та самая постановка Чернякова, где мир бояр был создан в аппаратной, невесту выбирают по досье, а опричники общаются в чате. Смотреть было очень интересно и захватывающе, практически как кино.
Так как это был мой первый опыт прослушивания ЦН, ничего не могу сказать о том, как дирижировал Баренбойм, все понравилось.
Из каста больше всего запомнились Ольга Перетятько - Марфа (очень красивая, чуть пресная, кроме как в последнем действии), Анита Рахвелишвили - Любаша и Анатолий Кочерга - Собакин (все еще красивый голос и безупречная фразировка). Отдельно скажу про Рахвелишвили - тогда я слушала ее впервые в зале, огромный голос (кстати, часто форсировала звук) дивной красоты, который поглощает тебя и приковывает внимание. Потом я слушала Аниту еще много раз и в разных партиях, и она уже не производила такого впечатления. А тут ее всепоглощающая страсть к Грязному, когда все равно жить или умереть, просто захватывала.
Все нерусскоязычные певцы слушались и смотрелись гораздо менее органично. Актерски понравился исполнитель роли Грязного - Johannes Martin Kränzle. Исполнитель партии Ивана Лыкова (Pavel Chernoch) смотрится как заводная кукла, в нужный момент высказывается, в нужный момент приспосабливается.
Оценка: режиссура 10, вокал 8, оркестр 9.

2014: Аида, Дидона и Эней
Aida / Верди (19 февраля 2014) - для меня эта «Аида» стала большим событием, так как Радамеса пел Йохан Бота (Johan Botha), причем по замене (вроде бы вместо Сартори), и честно говоря про всех остальных я помню очень плохо (в том числе и про оркестр, которым дирижировал Zubin Mehta), так как Бота полностью завладел моим вниманием.
С другим составом я бы больше внимания обратила на постановку типа «ночь в музее» Pet Halmen, так как там много дурацкого всякого трэша, к которому я неравнодушна - как то танцующие жирафы и прочее, но сейчас уже не вспомню.
Аиду вместо запланированной Монастырской пела Кристин Льюис (Kristin Lewis), и это было самое слабое звено, ей элементарно не хватало голоса. За Амнерис была Надя Крастева (Nadia Krasteva), на которую при прочих обстоятельствах, я бы также обратила больше внимание, но см. пункт 1))) Единственное, что я запомнила, что мне показалось, что она очень форсировала звук. Но тембр прекрасный, настоящее меццо. Достойно прозвучал Георгий Гагнидзе (George Gagnidze) - Амонасро, на своем хорошем уровне.
Но королем вечера был конечно Бота. Наверное, это единственный настоящий Радамес, которого мне повезло услышать. Хотя в совокупности с актерской игрой Кауфманн впоследствии понравился даже больше.
Оценка: режиссура 7, вокал 8, оркестр 8.

Dido and Aeneas / Перселл (8 мая 2014) - постановка Саши Вальц со всеми вытекающими плюсами и минусами. Очень много деталей, за которыми трудно уследить, несколько классных находок, которые запоминаешь. Главная фишка этой постановки в том, что певцы смешаны с танцорами, сложно понять, кто есть кто.
Не могу сказать, что произвело на меня какое-то особое впечатление еще и потому, что я очень плохо владела либретто и немецким на тот момент и половину не очень понимала.
Однозначно запомнилась музыка и оркестр Akademie fuer Alte Musik Berlin, которым дирижировал Кристофер Мулдс (Christopher Moulds). Солистами были Aurore Ugolin и Reuben Willcox.
Посмотрела бы на видео, в театр вряд ли бы пошла повторно.
Оценка: режиссура 5, вокал 7, оркестр 9.

2015: Похождения повесы, Орфей, Тоска, Летучий Голландец, Фауст
Похождения повесы/ Стравинский (29 мая 2015 года) - тут был какой-то праздник души. Мне очень нравится музыка Стравинского, и я прямо очень хотела попасть на эту оперу, причем именно на постановку Варликовского, так как до этого в Париже я смотрела более традиционный вариант режиссера, и эта было скучновато. Надо отметить, что это было последнее представление перед тем, как постановку снимали, народу мало, причем что продавали и так 2 билета по цене одного. Но я осталась настолько довольна, что не передать.
Во-первых, Варликовский - гений всякого трэша, при этом с хорошим вкусом и очень тонко чувствующий. В постановке чего только не было, это опять же как очень хороший арт-хаус. Во-вторых, все солисты были на высоте и отрывались в этом последнем представлении по полной: Tom - Florian Hoffmann, Ann - Anna Prohaska, Nick Shadow - Gidon Saks, Baba the Turk - Nicolas Zielinski. Дирижировал Ingo Metzmacher.
Именно в тот вечер мое сердце было отдано Гидону Саксу, несмотря на то, что у него довольно специфический голос, но он мощнейший актер и очень самоотверженный (что подтвердил мой следующий поход в Комише опер на Замок герцога синяя борода).
Оценка:  режиссура 10, вокал 9, оркестр 9.

Orfeo/ Montverdi (2 июля 2015) - еще одна постановка Саши Вальц. Для меня это был такой ознакомительный поход перед «Орфеем» с Герхаэром в Мюнхене, хотела понять, что за музыка. В целом могу слово в слово повторить то же, что я уже написала про «Дидону и Энея», только тут либретто я знала уже значительно лучше. Отличный оркестр (Freiburger Barockorchester) и хор, исполнитель главной партии Georg Nigl хорош, но не Герхаэр.
Оценка: режиссура 5, вокал 6, оркестр 9.

Tosca/ Puccini (13 октября 2015) - эту «Тоску» я запомнила очень хорошо, так как был практически вечер обманутых надежд. Во-первых, постановка Алвиса Херманиса (Alvis Hermanis) разочаровала донельзя, потому что фактически никакой постановки нет - внизу идет достаточно классическое действие начала 20 века, наверху показаны видеопроекции на тему «Тоски» 19 века.
Во-вторых, Сартори в очередной раз заменился на (о, ужас!) Марселло Джордани (Marcello Giordani), который по факту оказался не так уже плох, потому что спел все на более менее приличном уровне, но совершенно плоско и постоянно форсируя звук.
Аня Кампе (Anja Kampe)  - очень хорошая певица и актриса, но как Флория Тоска она мне не очень понравилась, мне кажется, это не совсем ее партия, не хватало мощности и разнообразия в вокале.
И, наконец, фактически единственным светлым пятном в тот вечер был Скарпиа - Михаэль Фолле (Michael Volle), баритон с очень красивым тембром, но опять же несколько однообразный, накала страстей не хватало, он был таким «человеком в коричневом,застегнутым на все пуговицы».
В итоге эту постановку я бы рекомендовала только при исключительном составе, иначе на мой вкус это смерть мухам.
Оценка: режиссура 3, вокал 5, оркестр 8.

Der fliegende Holländer / Wagner (25 ноября 2015) - очередная моя попытка приобщиться к Вагнеру, тем более, что Голландца пел как раз Михаэль Фолле, который мне понравился в «Тоске» накануне. Так как музыкой Вагнера мне пока так и не удалось проникнуться, скажу только, что все на мое ухо пели хорошо, а главное, что мне очень понравилась постановка Phillip Stoezl . в ней происходит двойное развитие сюжета в реальности и воображаемом мире, на картине. Смотрится все крайне увлекательно. Состав и оркестр мне оценить сложно, но в целом понравились  Даланд - Петер Роуз (Peter Rose), Эрик - Андреас Шагер (Andreas Schager), Голландец - Michael Volle. Сенту должна была петь Camila Nylund, но в день спектакля она заменилась на Рикарда Мербет (Ricarda Merbeth), которая звучала вполне достойно.
В целом сходила бы еще раз, если бы нашла ключ к музыке Вагнера.
Оценка: режиссура 9, вокал 8, оркестр 7.

Faust / Gounod (23 декабря 2015) - еще один полный провал для меня, ушла в антракте. Мефистофель -  Рене Папе (Rene Pape) пел просто безобразно, Павл Бреслик (Pavol Breslik) совершенно не подходит для партии Фауста, и Маргариту вместо Krassimira Stoyanova пела в итоге Татьяна Лиснич (Tatiana Lisnic) - пел совсем неплохо, но неинтересно, плоско. Единственный «луч света» - Марина Пруденская (Marina Prudenskaja) в маленькой партии Зибеля. Марина на мой вкус часто переигрывает, но поет она прекрасно.
Как звучал оркестр под управлением Симоны Янг (Simone Young) я понять не успела, так как была очень раздражена всем происходящим. Постановка Karsten Wieglang - ничего особого, особенно по сравнению с роскошной режиссурой «Фауста» в Deutsche Oper.
Оценка: режиссура: - , вокал 3, оркестр - .

2016:  Дон Жуан, Орфей и Эвридика, Вольный стрелок, Фиделио, Триумф времени и разочарования
Don Giovanni/ Mozart (29 декабря 2015, 1 октября 2016) - это был праздник души и ушей и из-за волшебной «лесной» постановки Клауса Гута (Claus Guth), и из-за прекрасного состава.
Ходила дважды, в обоих случаях героями вечера были: Дон Жуан - Кристофер Малтман (Christopher Maltman), Лепорелло - Лука Пизарони (Luca Pisaroni), Донна Эльвира - Доротея Решманн (Dorothea Roeschmann). Они продемонстрировали и прекрасный вокал, и культуру пения, и великолепную актурскую игру.
Донну Анну зимой пела Анна Самуил, осенью - Ольга Перетятько. Обе мне понравились, вокально Ольга звучит лучше, но образ Самуил мне тоже импонирует.
Доны Оттавио - Петер Зонн (Peter Sonn) в декабре понравился мне больше, чем Антонио Поли (Antonio Poli) в последнем спектакле.
Мазетто и Церлина были одинаковыми в обоих составах - Григорий Шкарупа и Нарине Егиян. Оба в ансамбле Штаатсоперы, оба произвели хорошее впечатление, но я видела и слышала исполнителей сильнее.
Не знаю, будет ли эта постановка идти еще где-то, но есть запись почти с тем же составом из Зальцбурга, крайне рекомендую.
Оценка: режиссура 10, вокал 10, оркестр 9.

Orfeo ed Euredice/ Gluck (18 марта 2016, 8 октября 2016) - тоже ходила два раза, причем на совершенно разные составы.
Премьера этой постановки прошла на ежегодном фестивале в Штаатсопер, и я долго колебалась идти или нет, так как билеты были достаточно дорогими. В итоге в последний момент решилась и не прогадала прежде всего  потому, что музыка Глюка меня просто поразила и очаровала, мне казалось, что за последнее время я не слышала ничего подобного. Наверное, две оперы, которые я слушала чаще всего в записях в этом году - это как раз «Орфей и Эвридика» и «Похищение из Сераля», такие своеобразные открытия у меня были в 2016.
Постановка Юргена Флимма (Jurgen Flimm) мне понравилась - там есть много вольностей, которые мне импонируют, типа «сотрудников» преисподней в лыжных масках, геометрических конструкций ада и просто сногосшибательной финальной сцены, когда Орфей и Эвридика окончательно расстаются.
На фестивале был просто состав мечты: Орфей - Бежун Мета (Bejun Mehta), Эвридика - Анна Прохазка (Anna Prohaska), Любовь - Надин Сьерра (Nadine Sierra), в октябре чуть скромнее  - Макс Эммануэль Ценчич (Max Emmanuel Cencic), Эльза Драйсиг (Elsa Dreisig), Нарине Егиян.
Конечно, Бежун Мета как Орфей убедил меня гораздо больше - он пел ярче, экспрессивнее, эмоциональнее, хотя в самом начале звучал не очень, кроме того их пара с Прохазка - просто огонь. Тогда же в первый раз я услышала Сьерру, которая теперь поет везде ведущие партии, и она тоже очень понравилась.
Пара Ценчич - Драйсиг менее органично смотрелась вместе, он был слишком утонченным, а она наоборотJ Тем не менее Ценчич вокально был гораздо аккуратнее Меты, правда, голос у него меньше, слышно его хуже. Драйсиг мне понравилась, но мне кажется, она еще слишком молодая и неопытная для Эвридики.
Оркестр под управлением Alessandro de Marchi звучал более убедительно, чем с Баренбоймом, который к тому же постоянно напевал и сопел, что слышно даже в записи с радио.
Оценка: режиссура 9, вокал 10 (март)/ 7 (октябрь), оркестр 7 (март)/ 8 (октябрь)

Der Freischütz/ Weber (19 мая 2016) - слушала оперу впервые, повторила бы еще с удовольствием, к тому же в день спектакля я себя отвратительно чувствовала, что никак не давало мне расслабиться. Оценки поэтому выставляю только постановке Михаэля Тальхаймера (Michael Thalheimer).
Оставляю тут состав для памяти: Макс - Andreas Schager, Агата - Dorothea Roeschmann (ей, кстати, в тот вечер вручили звание берлинской Kammersaengerin), Энхен - Evelin Novak, Оттокар  - Roman Trekel, Кунo - Viktor von Halem.
Оценка: режиссура 8, вокал -, оркестр -

Fidelio/ Beethoven (25 октября 2016) - вот тут опять хочется ругаться, ибо собрали хороших певцов, расставили их по сцене и заставили петь, обращаясь в зал, и это называлось новая постановка Гарри Купфера (Harry Kupfer). Стыд и позор, а не постановка.
Дирижировал Баренбойм, что располагало к дремоте в полумраке. Состав был хороший, но общего результата не вышло.
Леонору пела Камилла Нюлунд (Camilla Nylund), в общем и целом я поняла, что мне тембр ее голоса не очень нравится, несмотря на все мастерство. Самым ярким и живым «пятном» этого вечера был Флорестан - Андреас Шагер (Andreas Schager), у него конечно, очень красивый яркий тенор, хотя не хватает еще полного владения им, нюансов, стабильности. Рокко пел Матти Салминен (Matti Saiminen), который совсем недавно прощался с публикой Deutsche Oper как король Марк, и вот он тут. Мне очень нравится этот певец, несмотря на то, что основные заслуги в связи с возрастом позади, он очень культурно и грамотно поет и владеет своим все еще прекрасным басом. Опять же в постановке он должен был достаточно много двигаться и видно было, что это не очень просто ему дается. Почему без этого нельзя было обойтись - не знаю.
Злодеем доном Пизарро был Фальк Штрукманн (Falk Struckmann), и на нем, конечно, сосредотачивались мои основные надежды, но в тот вечер он был болен и злодейство не удалось, все было плоско и недостаточно убедительно.
Отличные исполнители небольших партий Марцеллины  - Эвелин Новак (Evelin Novak) и Жакино - Флорианн Хоффманн (Florian Hoffmann), молодцы.
Но в целом, вечер не удался.
Оценка: режиссура 1, вокал 8, оркестр 5.

И, наконец, Il Triomfo del Tempo e del Disinngano/ Haendel (13 ноября 2016) - на эту оперу, а точнее ораторию Генделя я собралась практически спонтанно, изначально ее в планах не было. И в итоге это, наверное, один из лучших вечеров в Государственной опере Берлина.
Очень понравилась постановка уже запомнившегося мне по "Орфею и Эвридике" Юргена Флимма изысканна, интересна, несмотря на то, что действия-то в оратории практически нет, только диалоги между Красотой, Удовольствием, Временем и Разочарованием.
Дирижировал неизвестный мне ранее Sebastien Rouland, оркестр звучал прекрасно.
И главным украшением вечера была вся четверка солистов: Belezza - Helene le Corre, Piaccere - Инга Кална (Inga Kalna), Disinganno - Сара Мингардо (Sara Mingardo), Tempo - Чарльз Уоркманн (Charles Workmann). Особенно поразил уже известный мне тенор Уоркманн, хотя по стилистике он все же немного выбивался из барочной атмосферы
Оценка: режиссура 10, вокал 9, оркестр 10

Если кто собирается в Берлин в ближайшие полгода, рекомендую обратить внимание в текущем сезоне на следующие постановки:
Король Артур (Перселл) - 15-22 января, 2017, очень редко исполняемое произведение, дирижирует Рене Якобс, весь состав хороший.
Тоска (Пуччини) - 10-19 февраля 2017, ругаемая мною постановка, но все же обещают отличных исполнителей партий Флории Тоски (Людмила Монастыркая) и барона Скарпии (дебютирует Эрвин Шротт), если не заменят, надо идти.
Женитьба Фигаро (Моцарт) - 22 апреля - 4 мая 2017, с большим успехом эта постановка Юргена Флимма шла в прошлом сезоне, состав будет почти тот же, highly recommended
Осуждение Фауста (Берлиоз) - с 27 мая по 11 июня, дирижирует музыкальный руководитель Берлинской филармонии Саймон Рэттл, постановка известного кинорежиссера Терри Гиллиама, отличные исполнители партий Маргариты и Фауста
Катя Кабанова (Яначек) - 14-25 июня 2017, дирижирует также Саймон Рэттл в одной из главных партий Ева-Мария Вестбрук.
Ловцы жемчуга (Бизе) - 24 июня по 2 июля состоится премьера не самой известной оперы Бизе, постановка еще одного кинорежиссера Вима Вендерса, партию Лейлы споет наша соотечественница Ольга Перетятько.

workmann, staatsoper berlin, опера, salminen, Вагнер, Черняков, Гагнидзе, struckmann, Варликовский, Вебер, kampe, prohaska, schager, Берлин, barenboim, thalheimer, bejun mehta, Мулдс, Гендель, Стравинский, Бетховен, volle, guth, pape, Гуно, Пруденская, maltmann, Глюк, Перетятько, rachvelishvili, saks, novak, metzmacher, cencic, Верди, peter sohn, sierra, Саша Вальц, elsa dreisig, breslik, Пуччини, flimm, botha, stoezl, pisaroni. roeschmann, Монтверди, de marchi, kalna, kupfer, Перселл

Previous post Next post
Up