Вот мои заметки о посещении государственной оперы Берлина
Для простоты оценки впечатлений после каждой заметки ставлю 3 оценки: за режиссуру, вокал исполнителей и оркестр + дирижер по 5-балльной системе.
Возможно, кому-то поможет в планировании посещений в будущем.
2013: Царская невеста
Царская невеста/ Римский-Корсаков (25 октября 2013) - это та самая постановка Чернякова, где мир бояр был создан в аппаратной, невесту выбирают по досье, а опричники общаются в чате. Смотреть было очень интересно и захватывающе, практически как кино.
Так как это был мой первый опыт прослушивания ЦН, ничего не могу сказать о том, как дирижировал Баренбойм, все понравилось.
Из каста больше всего запомнились Ольга Перетятько - Марфа (очень красивая, чуть пресная, кроме как в последнем действии), Анита Рахвелишвили - Любаша и Анатолий Кочерга - Собакин (все еще красивый голос и безупречная фразировка). Отдельно скажу про Рахвелишвили - тогда я слушала ее впервые в зале, огромный голос (кстати, часто форсировала звук) дивной красоты, который поглощает тебя и приковывает внимание. Потом я слушала Аниту еще много раз и в разных партиях, и она уже не производила такого впечатления. А тут ее всепоглощающая страсть к Грязному, когда все равно жить или умереть, просто захватывала.
Все нерусскоязычные певцы слушались и смотрелись гораздо менее органично. Актерски понравился исполнитель роли Грязного - Johannes Martin Kränzle. Исполнитель партии Ивана Лыкова (Pavel Chernoch) смотрится как заводная кукла, в нужный момент высказывается, в нужный момент приспосабливается.
Оценка: режиссура 10, вокал 8, оркестр 9.
2014: Аида, Дидона и Эней
Aida / Верди (19 февраля 2014) - для меня эта «Аида» стала большим событием, так как Радамеса пел Йохан Бота (Johan Botha), причем по замене (вроде бы вместо Сартори), и честно говоря про всех остальных я помню очень плохо (в том числе и про оркестр, которым дирижировал Zubin Mehta), так как Бота полностью завладел моим вниманием.
С другим составом я бы больше внимания обратила на постановку типа «ночь в музее» Pet Halmen, так как там много дурацкого всякого трэша, к которому я неравнодушна - как то танцующие жирафы и прочее, но сейчас уже не вспомню.
Аиду вместо запланированной Монастырской пела Кристин Льюис (Kristin Lewis), и это было самое слабое звено, ей элементарно не хватало голоса. За Амнерис была Надя Крастева (Nadia Krasteva), на которую при прочих обстоятельствах, я бы также обратила больше внимание, но см. пункт 1))) Единственное, что я запомнила, что мне показалось, что она очень форсировала звук. Но тембр прекрасный, настоящее меццо. Достойно прозвучал Георгий Гагнидзе (George Gagnidze) - Амонасро, на своем хорошем уровне.
Но королем вечера был конечно Бота. Наверное, это единственный настоящий Радамес, которого мне повезло услышать. Хотя в совокупности с актерской игрой Кауфманн впоследствии понравился даже больше.
Оценка: режиссура 7, вокал 8, оркестр 8.
Dido and Aeneas / Перселл (8 мая 2014) - постановка Саши Вальц со всеми вытекающими плюсами и минусами. Очень много деталей, за которыми трудно уследить, несколько классных находок, которые запоминаешь. Главная фишка этой постановки в том, что певцы смешаны с танцорами, сложно понять, кто есть кто.
Не могу сказать, что произвело на меня какое-то особое впечатление еще и потому, что я очень плохо владела либретто и немецким на тот момент и половину не очень понимала.
Однозначно запомнилась музыка и оркестр Akademie fuer Alte Musik Berlin, которым дирижировал Кристофер Мулдс (Christopher Moulds). Солистами были Aurore Ugolin и Reuben Willcox.
Посмотрела бы на видео, в театр вряд ли бы пошла повторно.
Оценка: режиссура 5, вокал 7, оркестр 9.
2015: Похождения повесы, Орфей, Тоска, Летучий Голландец, Фауст
Похождения повесы/ Стравинский (29 мая 2015 года) - тут был какой-то праздник души. Мне очень нравится музыка Стравинского, и я прямо очень хотела попасть на эту оперу, причем именно на постановку Варликовского, так как до этого в Париже я смотрела более традиционный вариант режиссера, и эта было скучновато. Надо отметить, что это было последнее представление перед тем, как постановку снимали, народу мало, причем что продавали и так 2 билета по цене одного. Но я осталась настолько довольна, что не передать.
Во-первых, Варликовский - гений всякого трэша, при этом с хорошим вкусом и очень тонко чувствующий. В постановке чего только не было, это опять же как очень хороший арт-хаус. Во-вторых, все солисты были на высоте и отрывались в этом последнем представлении по полной: Tom - Florian Hoffmann, Ann - Anna Prohaska, Nick Shadow - Gidon Saks, Baba the Turk - Nicolas Zielinski. Дирижировал Ingo Metzmacher.
Именно в тот вечер мое сердце было отдано Гидону Саксу, несмотря на то, что у него довольно специфический голос, но он мощнейший актер и очень самоотверженный (что подтвердил мой следующий поход в Комише опер на Замок герцога синяя борода).
Оценка: режиссура 10, вокал 9, оркестр 9.
Orfeo/ Montverdi (2 июля 2015) - еще одна постановка Саши Вальц. Для меня это был такой ознакомительный поход перед «Орфеем» с Герхаэром в Мюнхене, хотела понять, что за музыка. В целом могу слово в слово повторить то же, что я уже написала про «Дидону и Энея», только тут либретто я знала уже значительно лучше. Отличный оркестр (Freiburger Barockorchester) и хор, исполнитель главной партии Georg Nigl хорош, но не Герхаэр.
Оценка: режиссура 5, вокал 6, оркестр 9.
Tosca/ Puccini (13 октября 2015) - эту «Тоску» я запомнила очень хорошо, так как был практически вечер обманутых надежд. Во-первых, постановка Алвиса Херманиса (Alvis Hermanis) разочаровала донельзя, потому что фактически никакой постановки нет - внизу идет достаточно классическое действие начала 20 века, наверху показаны видеопроекции на тему «Тоски» 19 века.
Во-вторых, Сартори в очередной раз заменился на (о, ужас!) Марселло Джордани (Marcello Giordani), который по факту оказался не так уже плох, потому что спел все на более менее приличном уровне, но совершенно плоско и постоянно форсируя звук.
Аня Кампе (Anja Kampe) - очень хорошая певица и актриса, но как Флория Тоска она мне не очень понравилась, мне кажется, это не совсем ее партия, не хватало мощности и разнообразия в вокале.
И, наконец, фактически единственным светлым пятном в тот вечер был Скарпиа - Михаэль Фолле (Michael Volle), баритон с очень красивым тембром, но опять же несколько однообразный, накала страстей не хватало, он был таким «человеком в коричневом,застегнутым на все пуговицы».
В итоге эту постановку я бы рекомендовала только при исключительном составе, иначе на мой вкус это смерть мухам.
Оценка: режиссура 3, вокал 5, оркестр 8.
Der fliegende Holländer / Wagner (25 ноября 2015) - очередная моя попытка приобщиться к Вагнеру, тем более, что Голландца пел как раз Михаэль Фолле, который мне понравился в «Тоске» накануне. Так как музыкой Вагнера мне пока так и не удалось проникнуться, скажу только, что все на мое ухо пели хорошо, а главное, что мне очень понравилась постановка Phillip Stoezl . в ней происходит двойное развитие сюжета в реальности и воображаемом мире, на картине. Смотрится все крайне увлекательно. Состав и оркестр мне оценить сложно, но в целом понравились Даланд - Петер Роуз (Peter Rose), Эрик - Андреас Шагер (Andreas Schager), Голландец - Michael Volle. Сенту должна была петь Camila Nylund, но в день спектакля она заменилась на Рикарда Мербет (Ricarda Merbeth), которая звучала вполне достойно.
В целом сходила бы еще раз, если бы нашла ключ к музыке Вагнера.
Оценка: режиссура 9, вокал 8, оркестр 7.
Faust / Gounod (23 декабря 2015) - еще один полный провал для меня, ушла в антракте. Мефистофель - Рене Папе (Rene Pape) пел просто безобразно, Павл Бреслик (Pavol Breslik) совершенно не подходит для партии Фауста, и Маргариту вместо Krassimira Stoyanova пела в итоге Татьяна Лиснич (Tatiana Lisnic) - пел совсем неплохо, но неинтересно, плоско. Единственный «луч света» - Марина Пруденская (Marina Prudenskaja) в маленькой партии Зибеля. Марина на мой вкус часто переигрывает, но поет она прекрасно.
Как звучал оркестр под управлением Симоны Янг (Simone Young) я понять не успела, так как была очень раздражена всем происходящим. Постановка Karsten Wieglang - ничего особого, особенно по сравнению с роскошной режиссурой «Фауста» в Deutsche Oper.
Оценка: режиссура: - , вокал 3, оркестр - .
2016: Дон Жуан, Орфей и Эвридика, Вольный стрелок, Фиделио, Триумф времени и разочарования
Don Giovanni/ Mozart (29 декабря 2015, 1 октября 2016) - это был праздник души и ушей и из-за волшебной «лесной» постановки Клауса Гута (Claus Guth), и из-за прекрасного состава.
Ходила дважды, в обоих случаях героями вечера были: Дон Жуан - Кристофер Малтман (Christopher Maltman), Лепорелло - Лука Пизарони (Luca Pisaroni), Донна Эльвира - Доротея Решманн (Dorothea Roeschmann). Они продемонстрировали и прекрасный вокал, и культуру пения, и великолепную актурскую игру.
Донну Анну зимой пела Анна Самуил, осенью - Ольга Перетятько. Обе мне понравились, вокально Ольга звучит лучше, но образ Самуил мне тоже импонирует.
Доны Оттавио - Петер Зонн (Peter Sonn) в декабре понравился мне больше, чем Антонио Поли (Antonio Poli) в последнем спектакле.
Мазетто и Церлина были одинаковыми в обоих составах - Григорий Шкарупа и Нарине Егиян. Оба в ансамбле Штаатсоперы, оба произвели хорошее впечатление, но я видела и слышала исполнителей сильнее.
Не знаю, будет ли эта постановка идти еще где-то, но есть запись почти с тем же составом из Зальцбурга, крайне рекомендую.
Оценка: режиссура 10, вокал 10, оркестр 9.
Orfeo ed Euredice/ Gluck (18 марта 2016, 8 октября 2016) - тоже ходила два раза, причем на совершенно разные составы.
Премьера этой постановки прошла на ежегодном фестивале в Штаатсопер, и я долго колебалась идти или нет, так как билеты были достаточно дорогими. В итоге в последний момент решилась и не прогадала прежде всего потому, что музыка Глюка меня просто поразила и очаровала, мне казалось, что за последнее время я не слышала ничего подобного. Наверное, две оперы, которые я слушала чаще всего в записях в этом году - это как раз «Орфей и Эвридика» и «Похищение из Сераля», такие своеобразные открытия у меня были в 2016.
Постановка Юргена Флимма (Jurgen Flimm) мне понравилась - там есть много вольностей, которые мне импонируют, типа «сотрудников» преисподней в лыжных масках, геометрических конструкций ада и просто сногосшибательной финальной сцены, когда Орфей и Эвридика окончательно расстаются.
На фестивале был просто состав мечты: Орфей - Бежун Мета (Bejun Mehta), Эвридика - Анна Прохазка (Anna Prohaska), Любовь - Надин Сьерра (Nadine Sierra), в октябре чуть скромнее - Макс Эммануэль Ценчич (Max Emmanuel Cencic), Эльза Драйсиг (Elsa Dreisig), Нарине Егиян.
Конечно, Бежун Мета как Орфей убедил меня гораздо больше - он пел ярче, экспрессивнее, эмоциональнее, хотя в самом начале звучал не очень, кроме того их пара с Прохазка - просто огонь. Тогда же в первый раз я услышала Сьерру, которая теперь поет везде ведущие партии, и она тоже очень понравилась.
Пара Ценчич - Драйсиг менее органично смотрелась вместе, он был слишком утонченным, а она наоборотJ Тем не менее Ценчич вокально был гораздо аккуратнее Меты, правда, голос у него меньше, слышно его хуже. Драйсиг мне понравилась, но мне кажется, она еще слишком молодая и неопытная для Эвридики.
Оркестр под управлением Alessandro de Marchi звучал более убедительно, чем с Баренбоймом, который к тому же постоянно напевал и сопел, что слышно даже в записи с радио.
Оценка: режиссура 9, вокал 10 (март)/ 7 (октябрь), оркестр 7 (март)/ 8 (октябрь)
Der Freischütz/ Weber (19 мая 2016) - слушала оперу впервые, повторила бы еще с удовольствием, к тому же в день спектакля я себя отвратительно чувствовала, что никак не давало мне расслабиться. Оценки поэтому выставляю только постановке Михаэля Тальхаймера (Michael Thalheimer).
Оставляю тут состав для памяти: Макс - Andreas Schager, Агата - Dorothea Roeschmann (ей, кстати, в тот вечер вручили звание берлинской Kammersaengerin), Энхен - Evelin Novak, Оттокар - Roman Trekel, Кунo - Viktor von Halem.
Оценка: режиссура 8, вокал -, оркестр -
Fidelio/ Beethoven (25 октября 2016) - вот тут опять хочется ругаться, ибо собрали хороших певцов, расставили их по сцене и заставили петь, обращаясь в зал, и это называлось новая постановка Гарри Купфера (Harry Kupfer). Стыд и позор, а не постановка.
Дирижировал Баренбойм, что располагало к дремоте в полумраке. Состав был хороший, но общего результата не вышло.
Леонору пела Камилла Нюлунд (Camilla Nylund), в общем и целом я поняла, что мне тембр ее голоса не очень нравится, несмотря на все мастерство. Самым ярким и живым «пятном» этого вечера был Флорестан - Андреас Шагер (Andreas Schager), у него конечно, очень красивый яркий тенор, хотя не хватает еще полного владения им, нюансов, стабильности. Рокко пел Матти Салминен (Matti Saiminen), который совсем недавно прощался с публикой Deutsche Oper как король Марк, и вот он тут. Мне очень нравится этот певец, несмотря на то, что основные заслуги в связи с возрастом позади, он очень культурно и грамотно поет и владеет своим все еще прекрасным басом. Опять же в постановке он должен был достаточно много двигаться и видно было, что это не очень просто ему дается. Почему без этого нельзя было обойтись - не знаю.
Злодеем доном Пизарро был Фальк Штрукманн (Falk Struckmann), и на нем, конечно, сосредотачивались мои основные надежды, но в тот вечер он был болен и злодейство не удалось, все было плоско и недостаточно убедительно.
Отличные исполнители небольших партий Марцеллины - Эвелин Новак (Evelin Novak) и Жакино - Флорианн Хоффманн (Florian Hoffmann), молодцы.
Но в целом, вечер не удался.
Оценка: режиссура 1, вокал 8, оркестр 5.
И, наконец, Il Triomfo del Tempo e del Disinngano/ Haendel (13 ноября 2016) - на эту оперу, а точнее ораторию Генделя я собралась практически спонтанно, изначально ее в планах не было. И в итоге это, наверное, один из лучших вечеров в Государственной опере Берлина.
Очень понравилась постановка уже запомнившегося мне по "Орфею и Эвридике" Юргена Флимма изысканна, интересна, несмотря на то, что действия-то в оратории практически нет, только диалоги между Красотой, Удовольствием, Временем и Разочарованием.
Дирижировал неизвестный мне ранее Sebastien Rouland, оркестр звучал прекрасно.
И главным украшением вечера была вся четверка солистов: Belezza - Helene le Corre, Piaccere - Инга Кална (Inga Kalna), Disinganno - Сара Мингардо (Sara Mingardo), Tempo - Чарльз Уоркманн (Charles Workmann). Особенно поразил уже известный мне тенор Уоркманн, хотя по стилистике он все же немного выбивался из барочной атмосферы
Оценка: режиссура 10, вокал 9, оркестр 10
Если кто собирается в Берлин в ближайшие полгода, рекомендую обратить внимание в текущем сезоне на следующие постановки:
Король Артур (Перселл) - 15-22 января, 2017, очень редко исполняемое произведение, дирижирует Рене Якобс, весь состав хороший.
Тоска (Пуччини) - 10-19 февраля 2017, ругаемая мною постановка, но все же обещают отличных исполнителей партий Флории Тоски (Людмила Монастыркая) и барона Скарпии (дебютирует Эрвин Шротт), если не заменят, надо идти.
Женитьба Фигаро (Моцарт) - 22 апреля - 4 мая 2017, с большим успехом эта постановка Юргена Флимма шла в прошлом сезоне, состав будет почти тот же, highly recommended
Осуждение Фауста (Берлиоз) - с 27 мая по 11 июня, дирижирует музыкальный руководитель Берлинской филармонии Саймон Рэттл, постановка известного кинорежиссера Терри Гиллиама, отличные исполнители партий Маргариты и Фауста
Катя Кабанова (Яначек) - 14-25 июня 2017, дирижирует также Саймон Рэттл в одной из главных партий Ева-Мария Вестбрук.
Ловцы жемчуга (Бизе) - 24 июня по 2 июля состоится премьера не самой известной оперы Бизе, постановка еще одного кинорежиссера Вима Вендерса, партию Лейлы споет наша соотечественница Ольга Перетятько.