Deutsche Oper. Berlin. 2016- 2017

Jan 04, 2017 20:00


Продолжаю свой рассказ, теперь о текущем сезоне - уже увиденное и рекомендации:

2016: Капулетти и Монтекки, Риголетто, Травиата, Трубадур, Тристан и Изольда, Похищение из Сераля, Гугеноты, Волшебная флейта, Богема

I Capuleti e I Montecci (концертное исполнение)/ Bellini (29 февраля 2016) - первый раз слушала эту оперу, не могу сказать, что она прямо запала мне в сердце, как-то непросто идет у меня с Беллини, но впечатление произвела грандиозное по причине участия в ней Джойс Дидонато., которая пела партию Ромео. За Джульетту была солистка Большого театра Венера Гимадиева, за пультом Паоло Арривабени (Paolo Arrivabeni). Конечно, это был вечер Джойс, она царила на сцене не только благодаря своему вокалу, но и возможности перевоплощаться. Певица была одета в мужской костюм, походка и движения также изменились. Учитывая, что у Беллини Ромео не мальчик, но муж, перед нами был воитель, готовый драться за свою любовь до последнего.
Вокально Дидонато понравилась мне не на все 100%, так как я начала замечать какие-то изменения в голосе и она часто форсировала звук. Мария Стюарт на мое ухо ложилась гораздо лучше. Но тем не менее  - это был праздник бельканто.
Гимадиева на этом фоне выглядела гораздо более блекло, у нее приятный тембр, но, как мне показалось, не хватало мастерства. Мне больше нравился дуэт Дидонато и Кульчинской, который есть в записи из Цюриха.
Оценка: Режиссура -, солисты 8, оркестр 8.

Rigoletto/ Verdi (25 марта 2016) - одна из моих самых любимых опер Верди, которую я слушала впервые в Берлине. Премьера постановки Яна Боссе (Jan Bosse) была в 2013 году, и как я понимаю, идет теперь достаточно часто с разными составами. Это очередная фантазия на тему «театр в театре» (на сцене выстраивается зрительный зал, часть артистов сидят в партере), в начале Риголетто появляется в костюме огромного розового зайца, герцог мафиозного типажа. Не самая выигрышная инсценировка, но неплохой плацдарм для того, чтобы певцы могли проявить свой актерский потенциал.
Что касается вокала, почти все были неоднозначны. Состав у меня был такой: Риголетто - Георгий Гагнидзе, Джильда - Олеся Головнева, Герцог - Брайан Химел (Bryan Hymel), Маддалена - Роннита Миллер (Ronnita Miller), Спарафучиле - Тобиас Керер (Tobias Kehrer).
Гагнидзе в партии Риголетто я уже слышала, он не мой идеал, так как его вокал кажется мне недостаточно выразительным, но тем не менее он крепок и надежен. Химел выступал больным и под конец в какой-то момент просто замолчал, поэтому сложно судить о его вокале, но тембр приятный. Олеся Головнева - хорошая певица, но мне показалось, что Джильда - это не совсем ее партия, голос крупноват, не хватает легкости, зато драматизма хоть отбавляй. Очень понравились Маддалена и Спарафучиле. Тобиас Керер  - отличный глубокий бас, будет в моих описаниях еще не раз появляться, певец с большим потенциалом.
К кому нет никаких вопросов - так это к оркестру под управлением Андреа Баттистони (Andrea Battistoni), музыкой можно было наслаждаться.
Очень жалею, что в ноябре я не попала на серию "Риголетто", где главную партию исполнял Маркус Брюк из ансамбля DO. Он удивительный артист, с большим выразительным баритоном.
Оценка: Режиссура 6, солисты 7, оркестр 9.

La Traviata/ Verdi (2 мая 2016) - это был вечер замен. От изначального состава остался только тенор - Саймир Пиргу (Saimir Pirgu), ожидаемая мною Виолетта Дамрау заменилась на Патрицию Чьофи (Patricia Ciofi), а баритон Томас Хэмпсон на - Георга Петеана (George Petean) . Учитывая, что я купила билет в партер, сказать, что я была расстроена - ничего не сказать.
Из положительных моментов хочу отметить очень красивую классическую постановку режиссера Goetz Friedrich (идет с 1999 года). По факту весь спектакль вытянула на себе Чьофи, несмотря на огромные вокальные проблемы. Она, конечно, пропевала колоратуры, но верхние ноты давались ей с колоссальным трудом, было заметно даже физическое усилие в ее движениях. Но надо отдать должное, актриса она превосходная, все последние действие было сыграно ею так, что я уже забыла о всех проблемах первого. Сцена смерти Виолетты была лучшей из всего, что я видела и слышала на сцене.
Пиргу как Альфред мне не понравился совершенно, хотя я считаю этого тенора хорошим Герцогом. Мне все время казалось, что он поет неточно. Тембр Петеана очень красив, но недостаточно фразировки, игры - все очень прямолинейно.
Дирижировал Ivan Repušić.
Оценка: Режиссура 9, солисты 5, оркестр 8.

Il Trovatore/ Verdi (28 мая 2016) - третья подряд опера Верди в Deutsche Oper. На сей раз возобновление постановки Ганса Нойенфельса 1996 года (Hans Neuenfels). Конечно, отдельного упоминания стоит именно режиссура, ибо это такой трэш, как я люблю. Герои одеты в странные костюмы (Леонора - как с игральной карты, братья в нарядах тореадоров), интересно выстроенные мизансцены, Леонора скачет на деревянной лошади «хвост назад», Христос вальсирует с кардиналом, хор с безумной мимикой и прочее.
Весь состав соответствоввал изначально заявленному, кроме самого Манрико - на замене был Мурат Карахан (Murat Karahan). Забегая вперед скажу, он справился с партией очень достойно. Приглашенной звездой была американка Анжела Мид (Angela Meade), после я ее слышала еще в титульной партии Гермионы Россини. У нее абсолютно бронебойный голос и широкий диапазон, без проблем берет любые ноты, но все несколько однообразно, не хватает легато, выразительности и иногда в середине проскакивает уже легкий «песочек». За ди Луну был солит Немецкой оперы Далибор Йенис (Dalibor Jenis) - мне он показался неподходящим для партии графа, слишком светлый у него голос, хотя с фразировкой и нюансами все в порядке, даже слишком. То же самое несоответствие тембра на мое ухо было у исполнителя Феррандо - Марко Мимица (Marco Mimica) . За Азучену была Дана Бет Миллер (Dana Beth Miller), но она мне ничем особо не запомнилась, кромы рыжих волос.
Дирижировал Roberto Rizzi-Brignoli.
Оценка: Режиссура 9, солисты 6, оркестр 8.

Tristan und Isolde/ Wagner (18 июня 2016) - хотя до сих пор я ничего не смыслю в опере Вагнера и не научилась ее чувствовать и ею восхищаться, пропустить такое событие я не могла, так как пели лучшие на текущий момент исполнители партий Тристана - Стивен Гульд (Stepeh Gould) и Изольды - Нина Стемме (Nina Stemme). Кроме того, этот вечер бы примечателен тем, что с ролью Короля Марка прощался знаменитый финский бас Маттин Салминен (Matti Salminen). Дирижировал музыкальный директор Дональд Ранниклс.
Еще одно любопытная лично для меня деталь заключается в том, что эту постановку Грэма Вика (Graham Vick) я уже посещала, когда приезжала в Берлин в 2012 году, в тот вечер титульные партии пели Зайферт и его жена Петра Мария Шнитцер.
В общем, вечер прошел как я и ожидала - поют хорошо, очень хорошо, музыка красивая, но я ничего не чувствую. Буду еще раз, видимо, последний на какое-то время пробовать с Вагнером через месяц в Deutsche Oper, будет «Лоэнгрин».
Оценка: Режиссура 6, солисты 9, оркестр 10.

Die Entführung aus dem Serail/ Mozart (28 июня 2016) - это была премьера Немецкой оперы под закрытие сезона 2015-2016. Постановка Родриго Гарсии (Rodrigo Garcia) состояла из большого количества фривольностей и гэгов, чем вызвала активное неприятие публики и, как следствие, уже осенью нового сезоне полупустой зал. Из того, что возмущало слушателей и зрителей: Паша Селим - женщина (кстати, изначально в этой роли анонсировался актер Шаубюнне Ларс Айдингер), все речитативы на английском и с измененным текстом, секс, насилие, использование программы Snapchat на айфоне и прочее и прочее. Тем вечером, когда ходила я, случился практически форменный скандал, так как какая-то дама с балкона начала выкрикивать что-то типа «позор, Моцарт такого не писал, прекратите» (ничего не напоминает?:)) А современно настроенные слушатели из партера в свою очередь предлагали защитнице Моцарта отправиться домой, причем в нелестных выражениях) Потом в партере пожилой женщине стало плохо и про скандал забыли. В общем, содом и гоморра….
Но в целом я не нахожу ничего такого ужасного в этой постановке, если не представлять себе, что подумал бы Моцарт. Просто дурновкусие и оживляж, направленный на молодежную часть публики, которой, к слову все нравилось.
Самое главное, что был такой прекрасный оркестр под управлением Ранниклса и очень хороший состав, хотя там не было растиражированных звезд: Констанция - американка Kathryn Lewek, Блондхен - австралийка Siobhan Stagg, Бельмонте - американец Matthew Newlin, и, наконец, Осмин - Tobias Kehrer, которого я уже упоминала. Любого из этих солистов могу порекомендовать к прослушиванию, особенно мне понравились Стагг и Керер.
Оценка: Режиссура 4, солисты 9, оркестр 10.

Les Huguenots / Meyerbeer (17 ноября 2016) - еще одна премьера текущего сезона, постановка раритетной оперы Мейербера о гугенотах, католиках, отношениях между конфессиями и любви. Постановка Дэвида Алдена (David Alden) мне где-то понравилась, где-то нет, но смотреть, как все новое, довольно увлекательно. Оркестром дирижировал Микеле Мариотти (Michele Mariotti). Как я уже писала в отзыве на «Васко», я не фанат этого композитора, но, тем не менее, все очень интересно, кроме того, каст изначально вызывал внимание. Напишу только о некоторых певцах, так как задействовано очень много
Во-первых, Патриция Чьофи - Маргарита Валуа. Для меня она была практически звездой вечера благодаря своему абсолютно органичному существованию на сцене, «игручести», да и пела она гораздо с меньшими  проблемами, чем в «Травиате» в мае. Другую главную женскую партию исполняла Олеся Головнева, и тут она тоже была гораздо более на своем месте, чем в «Риголетто». Голос звучный, беспроблемный, но они были какой-то пресной парой с Флоресом при всем накале страстей (она пыталась обратить гугенота в свою веру, иначе его ждала неминуемая смерть , и в итоге погибли все). Во-вторых, Хуан Диего Флорес (Juan Diego Florez) - звезда №1, пел он превосходно, но никак я не могу им проникнуться, все наигранно, серьезно. Флорес прекрасно спел арию Plus blanche que la blanche hermine, но хотелось какой-то большей чувственности что ли. Слугу Рауля, Марселя, спел Ante Jerkunica - отличный бас, но звучал как-то грубовато и глуховато.
Оценка: Режиссура 8, солисты 9, оркестр 10.
Die Zauberflöte/ Mozart (13 декабря 2016) - тут я пошла, так сказать, на разведку, так как «Волшебную флейту» никогда не слышала живьем, а потребность погружаться в Моцарта у меня очень большая. Собственно, «Флейта» идет во всех трех берлинских оперных театрах, и выбрала я Немецкую оперу только потому, что здесь самый лучший оркестр.  В итоге получила то, что хотела.
Постановка старая 1991 года, множество милых деталей, дирижировал Ido Arad. Народу было меньше половины зала, для немцев, наверное, это как в кафе сходить вечером.
Из исполнителей хочу отметить уже полюбившегося мне Тобиаса Керера - Сарастро, хотя нужно отметить, что звучал он хуже, чем обычно. Тамино вполне прилично спел Attilio Glaser, но мне показалось, что его голос тяжеловат для этой партии, Королеву ночи - неизвестная мне ранее Tuuli Takalo с довольно специфическим тембром, но очень хорошими верхушками.
Ну и лучше всех, на мой слух, были Памина - Siobhan Stagg, очень нравится мне ее голос и внешне она очень милая, и Паппагено - Маркус Брюк. По поводу Брюка такая история, что, конечно, он не выкладывался на 100% вокально - это минус, но он там развел такой КВН, что смотреть на то ,как он общается с публикой без улыбки, просто невозможно.
Оценка: Режиссура 6, солисты 7, оркестр 7.

La Boheme/ Puccini (27 декабря 2016) - этим спектаклем я завершала свой оперный год. С «Богемой» у меня такая история, что я все время твержу, что это не моя опера, но с третьего действия начинаю рыдать)
В этот раз поводом для похода было то, что я хотела услышать Соню Йончеву, но она благополучно заменилась на китайскую сопрано Guanqun Yu. Рудольфа пел Петр Бечала (Piotr Beczala), Марсело - Маркус Брюк. Бечала  - вообще мой любимый Рудольф, в этот вечер он был в голосе, спел отлично. Остальные тоже не подвели, но главным праздником  было исполнение музыки Пуччини оркестром DO, которым дирижировал Ivan Repusic.
И,да, конечно под Рождество увидеть такую красивую классическую постановку с множеством невероятных деталей - праздник даже для такого любителя режоперы, как я. Как водится, все классическое поставлено давно, а именно в 1988 году, режиссер Götz Friedrich
Оценка: Режиссура 9, солисты 8, оркестр 10.

Рекомендации до конца сезона:
1) Лоэнгрин (Вагнер) - 2, 5 февраля 2017. Я пойду приобщаться к Вагнеру, и вам советую. Дирижирует Ранниклс, Лоэнгрина поет Клаус Флориан Фогт, который является сейчас лучшим исполнителем этой партии в мире. За Ортруд - прекрасная певица Елена Панкратова.
2) Фауст (Гуно)  - 23 февраля - 10 марта 2017. Эту постановку Штецля я видела в прошлом сезоне и она мне очень понравилась. Состав сменился, кроме Ильдебрандо Д'арканджело, который по-прежнему поет Мефистофеля и крайне эффектен.
3) Cмерть в Венеции (Бриттен)  - 19 марта -28 апреля 2017. Премьера Немецкой оперы. Опера ставится редко, в этом сезоне я вообще нашла только еще одну постановку в Штутгарте и все. Дирижирует Ранниклс, постановка Грэма Вика, в главной партии Ричард Крофт. Все достойны похвал.
4) Любовный напиток (Доницетти) - 23,27 мая 2017. Рекламирую потому, что главные партии будет петь семейная пара Роберто Аланья и Александра Куржак. Есть легкие сомнения по поводу того, как они справятся с партиями Неморино и Адины, но сама по себе опера при правильном настрое - настоящий праздник, а солисты ну очень органичны
5)  Борис Годунов (Мусоргский) - 17 июня - 7 июля 2017, премьера в Немецкой опере. Думаю, что это большое событие, так как Мусоргского ставят нечасто. Петь будут нерусскоязычные певцы и в этом может быть самый большой вопрос. Но партию самого Бориса исполнит прекрасный эстонский бас Айн Ангер. Я много его слушала в разных оперных театрах и уверена, что он будет прекрасным Годуновым.

опера, meade, graham vick, salminen, Беллини, ciofi, Вагнер, jerkunica, Гагнидзе, petean, Мейербер, beczala, Головнева, Гимадиева, neuenfels, arrivabeni, repusic, stagg, didonato, Моцарт, florez, stemme, gould, jenis, deutsche oper, Верди, battistoni, karahan, brueck, Пуччини, pirgu, mariotti, runnicles, kehrer, hymel

Previous post Next post
Up