Кроме учебы у меня завершились, наконец, занятия с детьми, у которых в этом году я вела зумбу. Учебный год - все-таки срок немаленький и хочется как-то запечатлеть на будущее, что дал мне этот опыт.
Вообще, зумба в танцевальном мире - во всяком случае, среди тех, кто занимается балетом, джазом или контемпорари - считается занятием второсортным, низкопробным. С технической точки зрения так и есть, потому что зумба не предполагает разнообразия и оригинальности в движениях, не предполагает она и более-менее сложносочиненной музыки, а также не дает творческого и технического развития для преподавателя.
Но для меня этот опыт был тем не менее полезен, потому что позволил посмотреть изнутри на французскую школьную систему, пообщаться с французскими школьниками и улучшить свои преподавательские навыки (ну или хотя бы понаступать на разные грабли).
Подопытных у меня оказалось две группы: дети от 6 до 8 лет и подростки от 9 до 13, в каждой группе по 14-15 человек.
Все из самой обычной школы в Montreuil (восточный и не самый благополучный пригород Парижа. Так, через дорогу от школы в бывших, видимо, гаражах расположились цыгане, со всеми вытекающими из этого последствиями - грязью, мусором и ничем не занятыми, подозрительного вида мужчинами. Хотя надо сказать, не только цыганские мужчины выглядели подозрительно: Монтрей по ощущениям как минимум на половину состоит из выходцев из мусульманского Мали, остальные процентов 40 - это смесь с африканского континента и арабских стран, и лишь оставшиеся 10 - это обычные французы. Неудивительно, что атмосферу пригорода никак нельзя назвать безопасной и дружелюбной, один стиль вождения тамошних водителей чего стоит..).
Так вот, дети.
Разумеется, не все они пришли на зумбу из любви к танцу: кото-то записали родители, просто для того, чтобы дети подольше оставались в школе и родители могли спокойно работать. Для кого-то это был повод потусить и пообщаться с подружками; кто-то просто хотел подвигаться под любимую музыку. А если к этому добавить такого желторотого преподавателя, как я, то неудивительно, что дисциплина и мотивация стали главной болью.
Вообще, скажу честно - поначалу я попросту робела, и перед младшими, и перед старшими. Начиная с понедельника, я с ужасом ждала четверга, когда нужно было ехать на каких-то два часа к детям. Но эти два часа совершенно изматывали меня, физически и морально, и каждый раз после завершения занятий я очень четко ощущала, как с моих плеч падает гора, если не Эверест, то как минимум Монблан.
К отсутствию опыта добавлялась сложность в понимании французского языка, особенно его детско-подросткового эквивалента. В результате простой, казалось бы, урок превращался в пытку. Младшие не слушались, разбегались по углам, им сложно было сконцентрироваться и повторять за мной движения на протяжении аж целого часа, я чувствовала себя потерянной, не знала, что с ними делать и как справляться; старшие танцевали, но частенько с недовольными минами на лице - то не нравилась музыка, то не нравились движения, о чем они тут же вслух мне и сообщали, не переставая при этом обсуждать и другие, совсем не танцевальные темы. В общем, совершенный бардак и расстройство. Домой я возвращалась без сил, а иногда в слезах и с головной болью.
Со временем, однако, методом проб и ошибок мне удалось определить несколько стратегий и правил, которые оказались вполне себе эффективными. Догадываюсь, что это похоже на изобретение велосипеда, но что поделать - собственный опыт и свои, трудом добытые шишки, бывают очень даже полезны.
Итак,
Правило номер 1: помнить, что главный в классе - ТЫ. Это значит, что ты определяешь правила и ответственность за их нарушения. Высказывать мнения и предложения не воспрещается, но последнее слово остается за тобой и все остальные должны ему следовать.
Пожалуй, это правило самое главное и самое сложное, для меня во всяком случае. Уметь проявлять строгость, когда нужно, повысить голос, если нужно, принять решение за других, - все вот эти навыки босса, которые, мягко говоря, моей сильной стороной не являются. Но за год я поднаторела и поняла, что эти умения - не просто способ продемонстрировать власть, это еще способ создать определенное чувство безопасности у тех, кем ты руководишь, и предотвратить разброд и шатание в рядах подопытных, особенно если это дети.
Правило номер 2: тщательно готовиться к уроку (особенно с младшими). Это значит: планировать как можно больше разных активностей на все случаи жизни - разная музыка, разные варианты танцев (в кругу, змейкой, паровозиком, в парах и т.д.), а возможно, даже и игры.
Правило номер 3: тщательно подбирать музыку. Далеко не всегда те композиции, которые нравятся мне, нравятся детям. А учитывая, что для многих музыка, под которую они танцуют, важнее, чем сам танец, неправильно подобранные композиции могут испротить весь урок.
Правило номер 4: урок должен быть веселым и ненапряжным.
Особенно, если речь идет об обычных школьных activités, цель которых - просто занять дитя чем-нибудь.
Никакие окрики, строгие выговоры и повышения голоса не замотивируют французского ребенка. А если даже дисциплина и восстановится, то лишь на короткое время, чтобы потом с удвоенным рвением можно было ее нарушить.
Поэтому младшим я, во-первых, не ставила композиции длинее полутора-двух минут. А во-вторых, меня очень выручила идея, которую я сама же и придумала - "свободный танец": в конце урока я оставляла 15 минут на то, чтобы каждая могла станцевать перед другими под ту музыку, которая ей нравится, с теми движениями, которые у нее под эту музыку рождаются. И надо сказать, дети восприняли эту идею с невероятным энтузиазмом! По сути, эти 15 минут стали чуть не любимой частью всего урока.
Для старших это могут быть "танцевальные бои" - когда ребята разбиваются на команды, и пары из разных команд танцуют под одну музыку, чтобы определить, кто из них лучше. Или можно просто подобрать популярную подростковую музыку, дать под нее простые движения, - и все, успех обеспечен. Минус лишь в том, что под их любимую музыку мои уши сворачиваются в трубочку, а мне самой хочется спрятаться в звуконепроницаемой комнате. Но в конце концов я в свою бытность подростком Бритни Спирс слушала, что уж.
Вот, пожалуй, основные выводы, которые я для себя сделала.
Не знаю, насколько эти правила хороши с педагогической точки зрения, но они работали в моем случае и помогали держать дисциплину и мотивацию в классе. Жаль только, что я поздновато их для себя вывела - знать бы все это заранее, можно было бы сильно облегчить свою работу. Но я как всегда, долго запрягую и быстро еду :)