Сейчас в связи с российской путинско-гэрэушной авантюрой в Крыму многие русские и россияне с болью, отчаянием, стыдом и злостью переживают по поводу своей национальной и государственной идентификации. На эту тему около полугода назад я написал статью. Здесь отрывок из нее. Мне кажется это актуально сейчас для "россиян".
1
Яркое воспоминание из моего путешествия 97-го года по России и Европе - переход польской границы. Это было настоящее сакральное действо -унизительный ритуал стояний перед шлагбаумами (я насчитал тогда восемь застав и семь из них были на русской стороне), унижений в очередях, косолапые вохровские продажные не только без-национальные но и даже как будто бесполые пограничники вразвалку бродили между машинами и крутили связки ключей на длинных цепочках. Потом после почти суток мы на польской стороне - и я как будто оказался на съёмках фильма по «Белой гвардии» Булгакова, - подтянутые польские пограничники настолько напоминали дореволюционных русских офицеров, что у меня даже дух захватило. Можно преисполниться негодованием и пренебрежением или стыдом к таким вот «русским на советской стороне», а можно не без сочувствия понять, что этих «русских» как раз и лишили нормального национального самосознания. Но до сих пор многие «интеллектуалы» призывают строить космополитическое общество; не надо выяснять никаких национальных отношений, давайте просто наведём порядок в стране и все будет хорошо...
2
По-моему, лучшая книга на тему современного тоталитаризма, и русского тоже - «Дракон» Евгения Шварца. Видимо потому, что наглядно показано, что убивать дракона нужно в каждом отдельном индивиде. Если рассматривать то, что происходит с пост-тоталитарным обществом с точки зрения психотерапии, то в последовательности работы с русским «коллективным бессознательным» можно выстроить приблизительно такую цепочку: преодоление комплекса жертвы - игровая агрессия (агрессия в «песочнице» - высвобождение ненависти, гнева) -- принятие ответственности за свою жизнь - признание своих ошибок - катарсис (раскаяние, покой) - уважение к себе(преодоление вины и стыда) - уважение к другим - найти себя среди других - встроить себя в мир, - полюбить себя и себе подобных, - российское общество, как мне кажется находится только на стадии игровой агрессии. Например, такая болезненная тема, как катынский расстрел польских офицеров. Трудно объяснить иначе тот отчаянный, до потери лица, до балаганной театральности гнев и ярость, охватывающий многих русскоязычных участников интернет-форумов только при упоминании Катыни. Казалось бы - это дело рук НКВД, точно так же расстрелявшей сотни тысяч ни в чем не повинных советских практически же отцов или дедов «праведно-негодующих», но гипертрофированные чувства жертвы побеждают все, «мировой заговор» «всех против нас», «другие виноваты не меньше», «ничего изменить нельзя», «как было так и будет всегда» и т. п. ... Следующий этап - принятие ответственности за свою жизнь - тяжёл и труден, но, по-моему, многие, особенно молодёжь, уже на пути. Опять же, по Шварцу: «...умоляю вас - будьте терпеливы. Прививайте... Тепло помогает росту. Сорную траву удаляйте осторожно, чтобы не повредить здоровые корни. Ведь, если вдуматься, то люди, в сущности, тоже, может быть, пожалуй, со всеми оговорками, заслуживают тщательного ухода...»
И, конечно без признания своих ошибок из которого следует раскаяние, катарсис и покой, невозможно преодолеть вину и стыд и научиться уважать себя. Поэтому, несмотря на все противоречивые дискуссии по поводу российской истории для выживания народного самосознания в России абсолютно необходимо открыть архивы КГБ, исследовать феномен советской власти с точки зрения деятельности, ответственности отдельных людей и личностей. Без этого болезненного этапа погружения в микроисторию, частную жизнь отдельных персоналиев, составлявших безликие классы, группы или государственные институты власти, невозможно вернуть народу лицо, характер и душу. В противном случае в России как национальный символ так и будет маячить смутный, злобный, полуспящий, фаталистически-покорный, беспринципно-корыстный «после нас хоть потоп» или бессмысленно-агрессивный образ брестского пограничника, «россиянина» эпохи 90-х годов.
И можно еще помечтать, что в России, в которой не было Ренессанса, для него сейчас бы, кажется, самое время...
3
В истории России нет ничего такого, что делало бы ее путь принципиально отличным от путей общемировой цивилизации.
Русские - это такая же национальность, как, скажем, китайцы, французы или немцы. Неважно, что генетически русские, возможно, имеют финно-угорские корни, а не славянские, так же как и неважно какой процент римско-латинских генов у современных французов или древнегерманских у современных немцев и т.п. Нация - это в первую очередь культурный феномен, и здесь русским есть чем гордиться. Русские так же, как и другие национальности, имеют право на самоопределение, культурную или государственную самоидентификацию. Этот процесс неизбежен. Если современные российские политики или интеллектуалы из трусости, ограниченности или каких-либо других соображений будут оттягивать решение проблем национального определения, ничего, кроме маргинализации этих процессов, Россия не получит.
Русская национальная проблема - это главная проблема России в ближайшем обозримом будущем. Это и есть, собственно, та самая идея смысла сосуществования, которую Россия потеряла после распада Союза, и этот смысл уж конечно более подлинный и человечный, чем коммунистический интернационализм. Русская культура - явление великое и поражающее во многих смыслах, русские внесли значительный вклад в культуру мировую, даже и за советский сакраментальный период.
Вслед за Солженицыным каждый гражданин России и бывший гражданин СССР, преодолев обиды, должен бы найти в себе силы взять на себя ответственность за историю своей страны, признать, что все люди всех национальных групп и народов в бывшем Союзе, малых или больших, равно отвечают за историю России и Союза, но никакой народ нельзя объявить «мальчиком для битья». (Хотя у меня складывается впечатление, что сейчас такой «мальчик для битья» у русских и нерусских - это русский народ).
Необходимо «широкомасштабное исследование частной жизни», открытие закрытых до сих пор архивов советского времени и широкий, терпимый, общественный диалог по этому поводу.
Необходимо переосмыслить «великую отечественную войну» как вторую мировую.
Национальная самоидентификация - это не столько множество более или менее национальных союзов и объединений (так например на сайте одного патриотического союза можно прочитать призыв объединяться по месту жительства, в спортивных клубах, местах работы и т.д.), сколько гражданское самоосознание каждой отдельной личности, признание своей ответственности, терпимость, в общем, экзистенциальное состояние души, которое приводит к общности, чувству сопричастности и родства с носителями общей культуры.
Национализма или патриотизма в России не нужно бояться. Если в настоящее время он существует в России и проявляется в странных, фантасмагорических, перекошенных или гротескных формах, это только показатель того, что национальная политика несовершенна, и время - смутное, а не того, что русский народ особенно злобен и жесток.
Национализм в России будет развиваться и эволюционировать при любых исторических сценариях развития страны. Как, например, в перестроечное время мы видели примеры первых ростков национализма: от мазохистического посыпания головы пеплом и нахождения в этом некоей особой национальной исключительности, до архаического русского национализма в виде ностальгии по русской монархии и «православии-самодержавии-народности», критике всего западного, как построения своей идентичности «от противного» и далее, попытки реставрировать свою «настоящую» историю, и т.д. Я думаю, что русская национально-этническая самоидентификация в будущем «окультурится» и модернизируется, его имперско-бюрократическое, жертвенное и религиозное наполнение ослабнет.
Но пока в России русский национализм будет консервироваться или отчуждаться от актуальной гражданской жизни, есть шанс увидеть развитие его в негативных формах, в виде отрицания «западного», ксенофобии, агрессии, равнодушию к истории, к личной ответственности, фатализму (плевать, что архивы КГБ до сих пор закрыты), в общем, к тому, что нравственность, мораль, честность, гордость, терпимость и многие другие качества, которые конечно вполне общечеловеческие, но имеют отношение и к национальному воспитанию, станут прерогативой религии, монополизированы православной церковью, которая и сама сейчас в процессе становления и далеко не всегда отличается последовательным просветительством, и т.п.
В сущности, русским есть на что опереться в прошлом. Столыпин успешно проводил в России политику, в основе которой было здоровое русское самоопределение, возвращавшее самоуважение и уверенность в завтрашнем дне не только русским, но и всем другим национальностям России. Недаром в период его премьерства население России увеличилось на несколько десятков миллионов человек. Примеров подобных национальных стратегий даже после самых мрачных времен в истории достаточно. Когда мы говорим о том, что Германия не забывает своих соотечественников даже после сотен лет, потомки этнических немцев могут вернуться в Германию и получить все необходимое для успешной ассимиляции, можно возразить, что Германия богата и стабильна. Но как же тогда Казахстан? За короткое время это новое государство практически без какой-либо истории подготовило и реализовало впечатляющую интеграционную национальную политику. А в современной постколониальной Англии граждане стали чаще называть себя англичанами, чем британцами за последние двадцать лет. Конец Российской империи, одной из последних империй нашего времени, может быть, ведет к тому же - Россия в составе национальных автономий, где у русских есть такая же территория, как и у всех других, и где они могут чувствовать себя дома.