В Троице нет двух изводительных сил

Jul 17, 2019 12:00

Обладание Сыном изводительной силой Отца можно богословски сравнить с человеческим естеством Христа. Как у Христа человеческое естество не является видовым (с отсутствием индивидуальных свойств, либо с присутствием сразу всех индивидуальных свойств вида), а является ипостасным (=индивидуальным), НО при этом не является ипостасью (с отдельным от ипостаси Логоса бытием), так и изводительная сила Сына не является видовой (иначе она принадлежала бы сразу всем трём Лицам Троицы) и не является ипостасью, то есть отдельной от изводительной силы Отца (меньшей, либо даже равной). Эта сила нумерически одна-единственная, по началу бытия отцовская. Она как бы «воипостасирована» в ипостаси Сыне, получена Им. Более того, она не существует как вторая сила. Отсюда и слова преподобного Максима и Дамаскина, что Сын - не [отдельная] причина Духа, что означает, что изводительная сила не является второй и не является по началу бытия ещё и сыновней. В противном случае Сын стал бы отрицательной, негативной причиной в Троице, вторым Нерождённым, что недопустимо, так как получится второй ряд божественной сущности. В связи с утончённостью и сложностью догмата и во избежание соблазна двубожия говорится, что изводительная сила одна, она отцовская, не две, не сыновняя по началу бытия (Сын - не причина), но при этом она находится и в Сыне (Дух выступает в бытие через Сына).

filioque

Previous post Next post
Up