Давно я не писал в Живом Журнале, потому что давно отказался от компа, ноутбука. На планшете пользоваться ЖЖ неудобно. Многие перешли на фейсбук. А те, кто богословствовал в Вконтакте там и остался. Но мне не нравится формат, в котором общаешься с личностями (их жизнь, фотки, видео, группы). Меня это отвлекает. Мне нравится общение, где читаешь только мысли. И не важно кто их пишет. Лишь бы был богословский уровень, знание доктрин, казусов, Отцов Церкви, истории и практики Церкви. Жаль, что ЖЖ почти умер...
Я часто сталкиваюсь, что слова Христа о том, что Он есть путь, истина и жизнь понимаются так, что доступ к Богу мы имеем через человеческое естество воплощённого Сына Божьего. Не спорю, что это так. Он ведь наш Искупитель.
Но если собрать некоторое количество цитат из Св.Писания, понимаешь, что не всё так просто (относительно «просто»). Ко Христу мы не можем прийти так, как могли сделать Его очевидцы. Мы никогда живьём не видели безгрешного Человека. И Сам Христос говорит, что если бы даже и видели Его, а Он, в свою очередь не совершал бы такие великие чудеса, то мы не имели бы вины! В нашем случае мы могли встретиться с одним святым, как мы предполагаем, человеком Божьим (или несколькими). Они нам явили некий образ Христа. Может быть, мы бы даже увидели некоторые чудеса. Но эти святые всё равно не Сам Христос.
Получается, что эти слова Христа для нас больше означают то, что Он приводит нас к Отцу как Бог. То есть, каждое Лицо Пресвятой Троицы направляет нас с другому Лицу или к Обоим. Христос есть Путь не только и не столько по Своему человеческому естеству, но и по божественному естеству. Может быть, кому-то это странно слышать, но к Сыну тоже нужно как-то прийти, и Писание говорит, что это можно сделать через Отца или через Святого Духа. Вот такой получается замкнутый круг.
В связи с этим я не очень понимаю тех, кто легко говорит, что все верующие в Бога Творца, Который промышляет о нас и воздаёт, но не имеющие эксплицитной веры во Христа (например, мусульмане, иудеи), непременно погибнут. Или когда говорят, что они веруют в мысленных идолов, а не в истинного Бога.
По-моему, всё сложнее. Какое-то богопознание они всё же имеют. И молятся они объективно не мысленным идолам, а Богу. Когда Христос говорит, что они не имеют Отца, то подразумевает любовь к Богу, а не то, что они не имеют Бога.
Вера в Троицу - это более глубокое богопознание. В зачатках оно может присутствовать, а для спасения и должно присутствовать. «В зачатках» - означает наличие имплицитной, неявной веры во Христа. Разве её можно вот так просто отрицать у таких верующих?
Вот, например, фарисеи возмущались, что Иисус не только нарушал, по их мнению, субботу, но и называл Себя Сыном Благословенного (Всевышнего). Но меня удивляет не это, а то, что идёт по тексту дальше. Они (или это евангелист дописал?) добавляют: «делая Себя равным Богу». Как они могли такое сказать? Откуда они знают, что если Он Сын Бога, то значит равен Богу? Этого и ариане не знали. Откуда мусульмане знают, что если признать Ису Сыном Божьим, то Он равен Богу и есть Бог? Вот откуда у них этот богословский вывод, причём точный и правильный? Из аналогии между человеческим отцом и его сыном?
Или возьмём Коран. Иса - это Масих, Машиах, Христос, «Слово и дух Аллаха», рождённый от Мариам, Которая почитается Девой до рождества Христа (и даже в самом рождестве Христовом?). Эта вера является мостиком к христианству. Св.Абу Курра использует этот мостик. Через него может зарождаться имплицитная вера во Христа.
По себе скажу, что прийти своим умом к «Сыну» - даже после того, что уже признаёшь Его «Словом и духом Аллаха» - это не то, чтобы трудно, это вообще невозможно. Только сверхъестественное воздействие может повлиять. Но сжигать этот мостик, о котором я написал выше, как это делают антиэкуменичные ревнители с их «мысленным идолом» - это значит закрыть путь ищущему уму верующего.
У меня возникает ощущение, что эти ревнующие господа считают, будто прийти к христианству - это дело, может быть, и трудное, но естественное. Наверное, если у тебя предки христиане, плюс если живёшь в стране с христианской культурой (хотя бы остатками), то такие мысли можно понять. Но они неверные. Они противоречат Св.Писанию. Далее я выложу некоторые цитаты. Сперва пишу к Кому прийти. А далее пишу через Кого.
К Отцу
Через Сына: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1:18), «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф 11:27), «никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (Ин 14:6-7), «Видевший Меня видел Отца» (Ин 14:9), «кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим» (Ин 14:21), «дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин 15:16), «Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего» (Ин 15:23), «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна. Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога. Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу» (Ин 16:23-28)
Через Святого Духа: «приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!"» (Рим 8:15)
К Сыну
Через Отца: «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин 1:31-34), «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3:17), «никто не знает Сына, кроме Отца» (Мф 11:27), «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» (Ин 6:44-45)
Через Святого Духа: «Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:26), «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин 1:31-34), «увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф 3:16), «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» (Ин 14:26), «Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин 15:26), «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин 16:14), «никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор 12:3)
К Святому Духу
Через Отца: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя» (Ин 14:16), «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Моё» (Ин 14:26), «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца» (Ин 15:26)
Через Сына: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя» (Ин 14:16), «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Моё» (Ин 14:26), «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца» (Ин 15:26), «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16:7)