Ипостасные идиомы Лиц божественной Троицы отличают каждое отдельное Лицо от двух других Лиц. Это правило является общим как для католиков, так и для православных. Но каковы эти идиомы - тут возникает между ними спор. Католики учат, что у трёх Лиц по одной идиоме на Каждого. У православных выводятся четыре идиомы.
О Боге Отце.
Идиомой первого Лица Троицы является отцовство. Православные добавляют к этому Лицу вторую идиому: изводительство. И если католики, читая триадологию восточных Отцов Церкви, под словом "причина" понимают отцовство, которое Отец никому не передаёт («А Сына мы не называем ни Причиной, ни Отцом», как пишет св.Иоанн Дамаскин в ТИПВ 1,8), то православные в "причину" мысленно включают сразу отцовство + изводительство. У католиков изводительство - это не идиома, а свойство, сопровождающее сущность Отца, передающееся Сыну и реализующееся в исхождении Святого Духа. А у православных изводительство - это вторая идиома Отца. С точки зрения католиков это косвенно означает расщепление Отца на две ипостаси и превращение Троицы в Четверицу, так как количество идиом равно количеству Лиц.
Вывод. Отец отличается от Сына Своей Отчей идиомой. Но от Духа Святого Отец отличаются не Своей идиомой отцовства, - так как в таком случае Он бы рождал Святого Духа, - а идиомой Духа, то есть исхождением Духа.
О Боге Сыне.
Католики учат, что идиомой Сына является сыновство. Православные же добавляют к сыновству фразу "от Отца", как внутренне присущее идиоме Сына. Такое дополнение к идиоме делает вочеловечение Сына невозможным, так как ещё одним триадологическим правилом является неподвижность идиом. Если Сыну свойственно не просто рождаться, а именно рождаться от Отца, как думают православные, то либо Сын не сможет воплотиться от Матери, либо воплотится от земного отца (например, Иосифа). Следовательно, "от Отца" нельзя включать в идиому Сына.
Преподобный Иоанн Дамаскин. Слово первое на Рождество Пресвятой Богородицы:
"Свят Бог и Отец, благоволивший в Тебе [в Деве] и из Тебя совершиться таинству [Боговоплощения], прежде век предопределенному. Свят крепкий, Сын Божий и Бог Единородный, произведший Тебя ныне от бесплодной матери [Анны], чтобы Самому - Единородному из Отца и Первородному всея твари - родиться также Единородным из Тебя, Девы Матери, и Первородным во многих братиях, подобно нам приобщившись из Тебя плоти и крови. Он произвёл Тебя [Деву] не из одного отца [Иоакима] или одной матери [Анны] для того, чтобы совершенная единородность была особенною принадлежностью одного Единородного; ибо Он один есть Единородный из одного Отца и один Единородный из одной Матери".
"От непорочности и долженствовала процвести Дева, чтобы по благоволению бестелесно Родившего [Бога Отца] телесно произвести на свет один Единородный Свет, не раждающий, но всегда раждаемый, Которого особенное личное свойство есть раждаемость".
Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 4, 4 (77):
"Отец есть Отец, а не Сын; Сын есть Сын, а не Отец; Дух Святый есть Дух, а не Отец и не Сын, ибо (личное) свойство - неизменно. Иначе каким образом свойство могло бы оставаться в силе, если бы он было подвижно и изменяемо? Поэтому Сын Божий делается Сыном человеческим, чтобы (Его личное) свойство сохранялось неизменным. Ибо, будучи Сыном Божиим, Он сделался Сыном Человеческим, воплотившись от Святой Девы и не лишившись (Своего) сыновнего свойства".
Вывод. Сын отличается от Отца Своей идиомой сыновства. Но от Духа Святого Сын отличается не Своей идиомой, - так как в этом случае Он бы рождался от Духа, - а идиомой Духа, то есть исхождением Духа.
О Боге Духе Святом.
Католики учат, что идиомой Святого Духа является исхождение. Православные же добавляют к исхождению фразу "от Отца". Такое дополнение к идиоме делает невозможным послание, выдыхание, дарование Духа Сыном из-за неподвижности идиом. И как нельзя внутренне добавлять к идиоме Сына фразу "от Отца", так и нельзя внутренне добавлять к идиоме Духа фразу "от Отца".
Святитель Григорий Великий Двоеслов. Беседа XXVI, говоренная к народу в храме блаженного Иоанна, именуемом Константиновым, в неделю о Фоме. Чтение Святого Евангелия (Ин.20:19-31):
"2. Он (Спаситель) сказал им: мир вам. Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. Т.е. как послал Меня Отец - Бог Бога, - и Я посылаю вас, Человек - человеков. Сына послал Отец, Который предопределил воплотиться Ему для искупления рода человеческого. Следовательно, благоволил, чтобы Он шел в мир на страдание; но, несмотря на то, Он любил Сына, послав Его на страдания. И Господь посылает избранных учеников Своих не на радости, как и Сам послан в мир, но на страдания. Итак, поскольку и Сын, любимый Отцом, посылается на страдание, то и учеников, хотя и любит Господь, но несмотря на то, посылает их в мир на страдания. Поэтому говорится: якоже посла Мя Отец, и Аз посыпаю вы. Т.е. "посылая вас на соблазны гонителей, Я люблю вас той любовью, Которой возлюбил Отец Меня, Которому предопределил идти в мир для перенесения страданий". - Впрочем, в выражении "быть посланным" может быть разумеваемо даже Божество по естеству. Ибо говорится, что Сын посылается от Отца точно так же, как и рождается от Отца. Ибо Сын уверяет, что Он посылает даже Духа Святого, Который, будучи равен Отцу и Сыну, однако же не воплощался, говоря: егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца (Ин.15:26). Поэтому, если бы выражение "быть посланным" должно было разуметь только так, что Он воплотился, то, без всякого сомнения, никак нельзя было бы сказать, что посылается Дух Святой, Который не воплощался. Но послание Его есть самое исхождение, которым Он исходит от Отца и Сына (Sed ejus missio ipsa processio est qua de Patre procedit et Filio). Следовательно, как Дух именуется "посылаемым" потому, что исходит, так и Сын прилично именуется "посылаемым" потому, что рождается.
3. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят. У нас рождается вопрос: что значит, что Господь наш, и находясь на земле, единожды даровал Духа Святого, и единожды, - присутствуя на небе? Ибо дарованный Дух Святой очевидно описывается являющимся не в другом месте, как в Деяниях (2:1 и след.); если Он теперь не приемлется через дуновение, то и после, снисходя с неба, не является в различных языках. Итак, почему Он прежде даруется ученикам на земле, а после посылается с неба, если не потому, что две заповеди любви, - именно: любовь к Богу, и любовь к ближнему? - На земле даруется Дух для того, чтобы любили ближнего; а с неба ниспосылается Дух для того, чтобы любили Бога. Следовательно, как одна любовь, но две заповеди, так и един Дух, но два дара. Первый от Господа, пребывающего на земле, последний - с неба; потому что в любви к ближнему скрывается учение, как должно достигать любви к Богу. Поэтому тот же Иоанн говорит: не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити (1Ин.4:20)? Хотя и прежде тот же Дух присутствовал в сердцах учеников, настрояя их к вере, но, несмотря на то, явным образом дарован не иначе, как после воскресения. Поэтому и написано: не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен (Ин.7:39)".
Святитель Григорий Великий Двоеслов. Беседа XXX, говоренная к народу в храме Св. Апостола Петра в день Святой Пятидесятницы. Чтение Святого Евангелия (Ин.14:23-31):
"Ибо без Бога истинно не любят ни Бога без ближнего, ни ближнего без Бога. Поэтому, как мы уже сказали в другой беседе (Бесед.XXVI, ч.3), повествуется, что Тот же Дух двукратно дарован ученикам: прежде от Господа, пребывающего на земле, а после от Господа, присутствующего на небе. Потому что на земле даруется Он для того, чтобы любили ближнего, а с неба для того, чтобы любили Бога. Но почему сперва на земле, а после с неба, если не потому, что дается ученикам разуметь, что, по слову Иоанна, не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити (1Ин.4:20)? - Итак, братие, будем любить ближнего, будем любить того, кто подле нас, дабы иметь возможность достигнуть любви к Тому, Кто выше нас".
Вывод. Святой Дух отличается от Отца и Сына Своей идиомой исхождения, а Отец и Сын отличаются от Духа не Своими идиомами, но идиомой Духа.