Первые алхимики

Dec 04, 2010 15:21

 Алхимией с незапамятных времен интересовались не только египтяне, но и, как это ни странно, жители другого конца мира, китайцы. Даже самые древние тексты в Поднебесной - «Цзай-И-Цзы» и «Дао» - изобилуют рассуждениями о структуре материи и возможности трансмутации металлов. Однако в период Дао в Китае ничего не было известно об использовании концентрированных кислот для растворения металлов, что свидетельствует о том, что опыты по трансмутации понимались древними китайцами во многом подобно тому, как они рассматривались нашими средневековыми алхимиками. И все же подлинной колыбелью алхимии - или, по крайней мере, алхимии в том виде, в котором мы ее знаем сегодня - являются исконные земли греков, арабов и вавилонян. Основная греческая школа Искусства была основана в Александрии Зазимосом Панаполитанским где- то в начале IV века нашей эры. До нас дошли некоторые его работы, и в частности, его трактат о печах, посвященный описанию стеклянных сосудов для дистилляции, которые в Греции использовались еще до того, как их изобрели арабы. Демокрит, один из учеников Зазимоса, указывает на существование двух типов порошков для осуществления трансмутации - белого и красного. Знаменитая алхимистка Иудейка Мария, которую иногда ошибочно принимают за сестру Моисея, жила в это время. Кастрюля-пароварка (bain Marie), которая до сих пор используется на наших кухнях, считается ее изобретением. Она также ввела в обиход алхимиков керотакис, гер-метический контейнер, в котором мелкие металлические стружки подвергаются воздействию пара, а также аэрометр, который был затем забыт и впоследствии вторично открыт Бёме в XVII веке. В V веке центр алхимии переместился из Александрии в Византию, где были сделаны выдающиеся открытия прежде, чем он переместился к арабам, которые подвели итог дерзаниям египтян и греков. Затем с VII по VIII век алхимия появилась во всех странах, подвластных арабам. Так, Испания стала одной из великих герметических центров в довольно непросвещенной тогда Европе. Арабское влияние на герметическое Искусство было довольно существенным и не потеряло своей значимости вплоть до эпохи Альберта Великого и. Фомы Аквинского. С тех пор до нашего времени дошли многие арабские слова - среди них такие, как эликсир, алкоголь и др. 
Само слово алхимия происходит от египетского слова Щсеми, к которому впоследствии был прибавлен суффикс л. Буквальный смысл этого слова может быть выражен как: «наука черной земли», или наука о первовеществе.
Не вызывает сомнений, что самым выдающимся среди арабских адептов был Джабир, чью главную работу мы уже цитировали. V Джабир, полное имя которого Джабир ибн Гайан ал-Тарусуси, жил в VIII веке. Он был учеником прославленного исламского учителя Имама Джаффара и вскоре в 'свою очередь стал известным ученым. Он, в частности, впервые дал рецепт изготовления азотной и соляной кислот, а также других химических веществ, неизвестных в то время западным ученым. Поскольку многие из своих открытий Джабир приписывал своему наставнику Джаффару, очевидно: арабы в VII веке достигли выдающихся результатов. Не следует удивляться тому, что некоторые западные историки пытались выдать работы Джабира за подделки более позднего времени. Есть исследователи, которые утверждают, что Джабир не был ни химиком, ни алхимиком. Находятся и такие, кто считает, что человека по имени Джабир вообще никогда не существовало. Однако совсем недавно в библиотеках Каира и Константинополя было обнаружено несколько работ Джабира, в подлинности которых сомневаться не приходится. В этих произведениях содержатся интересные наблюдения о «естественной философии» (о физике), о методах предсказания будущего и о химическом составе веществ, встречающихся в природе. Между тем некоторые сомнения относительно авторства его работы «Сумма совершенств» все же остаются. Арабский подлинник труда в настоящее время утерян и известен только в переводе конца XIII , века. Таким образом, переводчик для усиления авторитета Джабира вполне мог упомянуть в его работе открытия, сделанные только в XII или XIII веке. Однако этот вопрос на сегодняшний день представляет интерес только - для историка науки.
Previous post Next post
Up