Вот уже пять недель, как вернулся из отпуска.
Давеча покопался в фотках, местами что-то приличное обнаруживается.
Отчет о поездке почему-то никак не дописывался, застрял где-то на середине, ну да теперь чего уж.
Отдохнулось отлично.
Изначальная идея была - провести отпуск вдали от цивилизации, заодно осмотреть место, где не доводилось бывать года этак с девяносто третьего.
Кинбурнская коса.
Добираться туда от Питера не слишком удобно, ближайшие крупные города - Николаев или Одесса, потом добираться до Очакова, дальше катер на собственно косу. Коса - это полуостров, с одной стороны пресный и мелкий Днепровско-Бугский лиман, с другой стороны - песчаный безлюдный берег чистого, теплого и аццки соленого Черного моря. Со стороны, примыкающей к суше, дороги нет, а направление сложно проходимо, если судить по рассказам пробравшихся на внедорожниках автомобилистов. Было принято грамотное решение не связываться с поездом (37 часов в одну сторону, приходит вечером), а брать билеты на самолет. А для минимизации расходов на билеты - до Москвы ехать ночным поездом, прямых рейсов Питер - Николаев теперь нет. Первого числа выдвинулись на юга. Пометались немножко по утренней Москве, в поисках где б поесть - в пять утра в окрестностях Ленинградского вокзала приличной еды обнаружено не было. Крупный международный аэропорт Внуково был весь в ремонте. Заценили наш самолет - ATR-42. Винтовой, чуть крупнее АН-24. В билете были указаны места, но при посадке пассажиры дружно проигнорировали указанные места, рассевшись кому куда понравилось. Нам понравилась пара свободных мест в начале салона, оказавшихся точно напротив винта. Самолет после короткого разбега подпрыгнул примерно тысячи на полторы, после чего стал мучительно набирать заявленные шесть тысяч. Зато на подходе к Николаеву ссыпался с них обратно буквально за несколько минут, и начал лихо маневрировать. Насколько могу судить, посадка была произведена мастерски, однако наружу я выполз в слегка контуженном состоянии, и практически без ушей, после резкого снижения и аццких маневров. Снаружи оказалось жаркое южное марево, через которое мы потопали по растрескавшемуся бетону в сторону здания николаевского международного аэропорта. За пятнадцать лет аэропорт практически не изменился, за исключением наросшей вековой пыли и такой же древней паутины в стороне от протоптанной дорожки наружу. Посидели в очереди, помучили таможенников, пытаясь объяснить, что там, где мы собираемся остановиться, адрес отсутствует напрочь. В целом аэропорт оставил впечатление запустения и заброшенности. Снаружи ждал одинокий таксист, оказавшийся очень славным дядькой, который видя нашу легкую прострацию, временно взял инициативу на себя. Героически дождавшись нашего возвращения из местного гипермаркета, помог купить сим-карту, обменять деньги, довез нас до Очакова, заехал по грунтовке к самому причалу, узнал там, что рейсов катера на косу сегодня уже нет, выспросил дорогу к ангару владельца катера, и наградил нас ценной информацией. К тому времени я уже немного оклемался, и пошел в ангар решать вопрос. В ангаре я разбудил совершенно бронзового от загара человека, который повез нас на косу, в поселок Рымбы, распугивая по пути пеликанов, добывающих пропитание в лимане. В поселке сняли неплохую комнату, с кондиционером и душем, и двинулись на море. Укупавшись вусмерть, вернулись назад, и, немного понаблюдав за приготовлением тройной ухи в восемь рук стайкой бойких южан, отвалились спать. Утром, порасспросили хозяйку и решили выдвинуться в сторону Покровки, взяв с собой все вещи, кроме закупленной в Николаеве еды, и в итоге поставили палатку примерно в двенадцати километрах дальше по берегу. Насладившись в полной мере купанием, ближе к вечеру двинулись обратно, и, уже на закате, вернулись к палатке уже с продуктами и водой. Задолбались порядком - в общей сложности получилось примерно тридцать пять километров, с рюкзаком по песку. Отхлебнули принесенного пива, стали ночевать.
Через три дня мы напоминали прожаренные, соленые гренки, к тому самому пиву. Волосы от соли превратились в жесткую проволоку, мягкие спальники стали наждаком для сгоревшей кожи.
Время на косе идет по-другому, а точнее, ощущения времени нет вообще. Почти сразу же после заката, примерно в девять вечера, падает темнота. Светать начинает в четыре, к восьми уже начинается пекло. Солнце встает с одной стороны берега и, пробегая за день над морем, закатывается за другой, и следующий день не отличается от предыдущего. Можно купаться, валяться на пляже с книжкой, фляжкой и трубкой, можно собирать ракушки, строить песчаные города, можно прогуляться просто по берегу, или до ближайшего поселкового магазина, но все равно проснешься в той же палатке, на том же месте, и день сурка продолжится. Только стремительно уходящая пресная вода напоминает о том, что время отпуска все-таки идет.
Сухо совершенно, дрова-шишки горят на "ура", проблем с топливом никаких. Однажды, после утреннего заплыва, выхожу на берег - по воде, метрах в сорока, вдоль берега идет плавник. Дельфин! И еще один! Парочка дельфинов пришла знакомиться, бултыхались, шлепали хвостами на глубине по пояс, выпрыгивали из воды, показывали зубы, после чего отбыли в направлении турецкого берега. К вечеру удалось побултыхаться в шторм с пенопластовой доской - было круто. После полуторачасового сеанса, качает даже на берегу. Шторм, однако, натаскал к берегу дождевые облака и водоросли. Вода закончилась, и мы решили отбыть в цивилизацию. Собрали вещи, и пошли обратно на Рымбы, подгадав время под рейс катера. Катер пришел полный народу, самого различного возрастного состава. Помогли выгрузить тетечек и бабушек, и погрузились сами. Паренек, ведущий катер, завел ямаховский мотор, и началось жесткое родео. Катер шел около пятидесяти пяти километров в час, что по воде и при хоть и небольшом, но волнении, для посудинки такого размера немало. Небольшое корытце больше пролетело, чем прошло по воде обратно через лиман. Двумя маршрутками, через Николаев, приехали в город-герой Одессу.
Одесса понравилась мне сразу. В Одессе совершенно нет гламура, зато контркультура сильна, как нигде. Выражается это неявно, но размешано в воздухе, и периодически выпадает осадком то случайно услышаной фразой из разговора компании, проходящей мимо, то репликой таксиста, то графитти со стенки на окраине, оставляя неуловимое, и, вместе с тем, четкое впечатление. Ответ на самый обычный вопрос от "Как пройти.. " до "Время не подскажете?" практически всегда будет с долькой юмора. Приехали мы ночью в понедельник, и с автовокзала двинулись в Лузановку - что-то вроде спального района на отшибе, но застроеного коттеджами, этакие субурбы. Полвторого ночи, с воскресенья на понедельник по улицам гуляют толпы народа. На мое замечание ("Странно, рабочий день же завтра!") таксист отреагировал: "Шо вы думаете, они работают? Это ж Одесса!". После гетто относительно северного города, вроде Озерков или улицы Дыбенко, не сразу привыкаешь к безопасности ночных прогулок, от архипелага баров рядом с дискотекой, до центра и назад на окраину, мимо промзоны. Пьяные неагрессивны, встречные компании вменяемы, бродячие собаки редки и пацифичны. Однако найти ночью место, где можно поесть, недавним островитянам не удалось, пришлось удовольствоваться шавермой. Шаверма в Одессе - это здоровый куль из тонкого лаваша, куда по умолчанию входит корейская морковь и капуста, а по желанию можно добавить все, что угодно, от грибов с сыром до картошки фри. Мы выбрали вариант ассорти - всего понемножку, и отправились домой, отмывать черноморскую соль и спать в цивилизованных постелях. На утреннем променаде по центру подруга затребовала черешню. Поиски продолжались порядка двух часов, после чего фруктовый лоток был все же обнаружен в одном из закоулков рынка. По-видимому, местные покупают фрукты строго во всем известных, но немногочисленных местах, а привычные фруктовые палатки отсутствуют как класс. Из центра спустились по Французскому бульвару в Аркадию. Еще утром в городе я удивлялся - почему почти нет велосипедистов, ведь, казалось бы, и город, и погода идеальны для велосипедного движения. В Аркадии стало понятно, почему их нет в центре. Отличная широкая дорога, с приятными уклонами в разные стороны, морской берег с пляжем, куча разномастных, но очень гармонично расставленых кафешек, утопающих в зелени, где каждая - со своей "фишкой", полное отсутствие автомобильного движения, одинаково приманивают и пацанов на ширпотребных двухподвесах, и дядечек на недешевых шоссейниках. Всласть угулявшись по берегу, стали выбредать обратно в центр. Одесский центр - мешанина из стилей, эпох и времен, поделенная четкой клетчатой структурой стрит-авеню. С севера от центра - морской порт. Вниз к морю спускается огромная Потемкинская лестница, от нее в порт идет пешеходный мост, мимо железной дороги и автомобильной эстакады, а центр смотрит на них сверху, прикрывшись зеленью парка.
Дальше отчет не пошел, хотя написать было о чем.
Потом был Киев, где под босоножки одевают носки, а нас упорно принимали за американцев, и душный поезд домой, в Питер.
Анекдот:
Аудитория, экзамен. Студенты пишут, принимает экзамен профессор, помогает ему аспирант.
Профессор спрашивает аспиранта:
- Сколько вам нужно времени, чтобы раскрыть эту тему?
- Нууу.. недели две.
- Мне двух лет не хватило, а эти сейчас за два часа напишут.
Такая вот постройка
Топаем выбирать место для стоянки ("Во-о-о-он за тем леском встанем!..")
Таки дошли.
Из дверей магазина в Покровке
Ящерко зашло в гости
Море
Берег
Выбираемся в цивилизацию
Такая вот постройка еще.
Дорога, как ее понимают на косе.
Назад, к людям.
Ну, собственно...
Один из двориков в центре Одессы
И еще один
И еще
Кошмар монтажника