К приближающемуся празднику суккот посвящается.
Как-то по радио в прямой трансляции из иерусалимской синагоги услышал какой-то равин сказал примерно следующее: "Подобно тому, как СВЕТский еврей всё время ищет новое: новую одежду, новую еду, новую жену, новые путешествия, новые впечатления, так же и религиозный еврей должен всё время учить Тору, всё время узнавать что-то новое: ещё лист Талмуда, ещё одна мишна, ещё одна hалаха, ещё один мидраш, ещё глава из пророков..."
Не знаю: то ли раввин не понимает, что говорит, то ли ориентируется на простолюдинов, пришедших после тяжёлого рабочего дня и он пытается скормить им что угодно лишь бы учили Тору хоть чуть-чуть.
Сказали мудрецы: "у лжи нет ног". То у чего нет ног обязательно упадёт, у него нет вечности, вечного существования.
Сказали мудрецы: "этот мир - это мир лжи". Те желания, которыми живёт большинство людей в этом мире - это могут быть реальные потребности, но у них нет самостоятельной ценности, вечности, они преходящи.
Сказали мудрецы: "духовный мир - это мир правды, Тора - это учение правды". Материальные потребности реальны. Духовные потребности реальны. Только в отличии от материальных потребностей, духовные вещи вечны. То, что вечно, то на языке мудрецов - "правда". То, что имеет временное значение, то на языке мудрецов - "ложь". То, что человек вынужден заниматься "ложью", а не "правдой", большую часть своего времени - это отдельный вопрос. Можно ли, занимаясь "ложью", делать это так, что это будет "правдой" - это также отдельный вопрос.
Когда СВЕТский еврей пытается утолить свою внутреннюю пустоту - он использует для этого путешествия, одежду, еду, женщин, телевизор... Через несколько дней/ часов/ минут после насыщения он снова ощущает пустоту. Потому что пытался наполнить себя не тем чем надо (ложь), либо не так как надо (ложь). А ложь - она не вечна, было и исчезло. Сидел перед телевизором два часа, смотрел, смеялся, было интересно. Выключил - стало сразу пусто, как будто и не смотрел. Спроси что смотрел? Не помнит. Ложь безногая. Упала и исчезла. Проклятие: жизнь уходит в никуда, в песок. Подобно тому, как евреи в рабстве строили в Египте города, а они уходили в землю.
Когда религиозный еврей делает заповеди (еда и жена в это входят) или учит Тору - он имеет дело с вечностью. А наполнив себя вечностью, он будет сыт и доволен вечно. Здесь, сейчас и не отходя от кассы. Первый сын Бааль Сулама рав Барух Ашлаг ז"ל пишет, что чувство сытости мешает дальнейшему восхождению (ведь человек сыт и ему ничего не хочется) и поэтому надо специально молиться, просить Творца дать желание дальнейшего развития, несмотря на сытость.
Еврей, который не испытывает ощущение счастья - это ненормальное аномально-мутантное состояние. Еврей должен иметь хорошие чуткие уши и в случае обнаружения ухода радости надо сразу проверить не был ли нарушен какой-то еврейский закон, сразу исправить (иначе фараон начнёт упрямиться всё больше и больше) и счастье, внутреннее тепло и наполненность должны вернуться (разумеется это зависит от степени нарушения).
Если же никакого нарушения не было, а радость вдруг пропала - это видимо значит, что человека... подняли в ранге! И сейчас надо стойко выдержать это отсутствие (счастья), которое ощущается как смерть.
Замечание. Человек может быть рад от сознания того, что он живёт по законам Творца и что он понимает смысл своего существования. Человек может быть рад от того, что выучил что-то новое. Но и профессор Сорбонны может быть рад как у него складывается жизнь. Это не та радость о которой мы здесь говорим.
Однажды на улице услышал разговор. Один упрашивал другого каждый день накладывать тфилин: "Ну что тебе стоит? Несколько минут и всё. Сделай нахат руах Святому Благословен Он". "Доставь удовольствие Творцу" - то, что он имел ввиду сказать. Я прошёл и горько и ехидно усмехнулся: "Ещё его упрашивать надо? Велика честь. Барышня на выдане. Одолжение кому-то он делает".
Место посадки вертолётов на иврите называется "минхат масоким". "Минхат" и "нахат" - это одно и тоже слово. "Руах" - "дух". Ну а какой дух есть у Святого Благословен Он?
Click to view
Шабат Шалом.
P.S. Те, кто знают хотя бы несколько слов на идише, знают, что "еврейская радость" - "нахэс". В отличии от сефардского иврита, в ашкеназском произношении звук "т" иногда заменяется на "с". Иногда смех без причины вовсе не является признаком дурачины.
P.S.2 Теперь Вы понимаете за кого замуж выходит еврейская женщина и почему по еврейскому закону она должна вставать перед своим еврейским мужем?
На главную страницу блога Использованы кадры из фильма "Тот самый Мюнхгаузен"
http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/77283/