Ближайший сподвижник Рамхаля рав Моше Давид Вали пишет, что сефардские евреи микав шель хесед, а ашкеназские евреи микав шель гвура.
Не вникая в то, что это значит в каббале, только отметим, что стандартное понимание в иврите слова "хесед" - это "доброта, милосердие", а слова "гвура" - это "героизм, смелость, отвага".
На основании этого можно понять удивительную разницу между ашкеназами и сефардами.
В СВЕТском районе две синагоги. Одна ашкеназская и одна сефардская. Обе стоят практически пустые. В Йём Кипур ашкеназская синагога остаётся, по большому счёту, пустой: ведь если в этом нет смысла, то его нет не только в обычные будни, но и в Йём Кипур. Сефардская синагога забита людьми. Одни и те же люди: одни и те же голые зады, те же дранные штанишки, те же вываливающиеся груди, смотрят один и тот же телевизор, те же программы. Одни - ашкеназы и не придут даже в Йём Кипур, другие - сефарды и придут.
История из жизни.
Когда-то, в прошлой жизни, я надумал купить талит. Тфилин стоит дорого, поэтому я решил купить талит. :) Я сел на автобус и поехал в Меа Шеарим. Там я специально зашёл на тихую улочку, оглянулся по сторонам, убедился, что никого нет и никто не видит, вытащил из кармана и надел на голову кипу, пошёл в магазин, купил талит, вышел из магазина, снял кипу, поехал домой. Боевая операция в тылу врага прошла успешно. "Если ты не понимаешь зачем это, то для чего ты это делаешь?"
Представить себе, что так может вести себя сефард - невозможно. Он просто не поймёт этой истории: "В чём дело?"
Сефарду не надо ждать Йём Кипура, чтобы зайти в синагогу.
Сефарду не надо ждать праздника, чтобы зайти в синагогу.
Сефарду не надо ждать субботы, чтобы зайти в синагогу.
Он это может совершенно спокойно сделать даже в будни! Позовите сефарда с улицы дополнить миньян - он придёт.
Он при всех войдёт в синагогу без кипы.
Он при всех попросит и оденет кипу.
Он при всех подойдёт к Ковчегу со свитками Торы и поцелует его.
Он при всех возьмёт сидур и помолится со всеми.
А после этого он при всех... снимет кипу и пойдёт по своим делам.
В этом-то и разница. Ашкеназ считает, что если это правда, то это правда и по́сле синагоги. И поэтому он просто так на себя не взвалит такую ношу. Ему нужны серьёзные доказательства чтобы войти. И он предпочтёт их не знать, чтобы не входить. А сефард знает, что (для него) есть "жизнь" и по́сле синагоги. Поэтому ему нет проблемы зайти в синагогу и ему нет проблемы считать, что это правда и ему нет нужды в доказательствах.
Вы можете молиться годами с сефардом и думать, что он "соблюдает" и вдруг увидеть его без кипы и обнаружить, что он ничего и не знает.
Сегодня Вы видите сефарда он "как все", через несколько месяцев Вы встречаете его на улице в чёрном костюме, белой рубашке, чёрной кипе и шляпе. Ашкеназу могут понадобиться годы!
Но что будет дальше?
Засуньте религиозных ашкеназов в Амстердам среди красных фонарей и придите посмотреть что будет через 100 лет. Увидите таких же пейсатых, как будто вчера Вы их туда забросили.
Засуньте туда религиозных сефардов и придите через 20 лет. В синагоге будут сидеть голозадые "амстердамцы". Ещё через 20 лет синагога будет пуста. И только в Йём Кипур она будет наполняться "непонятно кем" и не очень понятно для чего.
Click to view
Это не безпринципность. Это другое строение души. Это как аборигены Австралии или Северной Америки: Вы приходите к ним с "цивилизацией" и через 20 лет обнаруживаете, что они все спились. И единственный способ их спасти - это создать резервации и отгородить их от внешнего мира.
Проблема ашкеназа: как войти?
Проблема сефарда: как не выйти?
Послесловие.
Понятно, что реальная картина не столь чёрно-белая.
Факт, что и ашкеназы "выходят". Иначе мы бы видели, что всё СВЕТское население Израиля - это одни сефарды, а это совершенно не так. Но тут можно сказать, что для этого потребовались столетия промывания мозгов hаскалой в Европе среди красных фонарей и гонений и геноцида.
И факт, что и сефарды "не выходят". Иначе как они сохранились на протяжении веков? Но на это можно предположить, что может быть именно поэтому они и были среди мусульман, в намного более спокойной обстановке. Чтобы им легче было себя сохранить. А в тот момент как они приехали в Израиль всё рухнуло. У каждого своя структура души, своя духовная работа, свои задачи и способы реализации этих задач. Подобно тому, как было 12 колен и у каждого свой флаг: свой способ поднятия души "в небеса".
Шабат Шалом.
Использованы кадры из фильмов:
"Кавказская пленница, или новые приключения Шурика"
http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/44745/"Мимино"
http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/46638/ На главную страницу блога