Продолжение... Предыдущая часть здесь:
http://jim-monchegorsk.livejournal.com/39789.html
Трек четырнадцатого дня. Карта 1000м:1см (+500м:1см). Кликабельна.
День 14. Лахта и рыбацкие тони.
20 августа 2010 г.
Утро. Все тот же легкий дождик, ветер. Хорошо что в избе все вещи просушились и байдарка тоже. Долго упаковываем все в вело-рюкзаки, стараемся чтобы все было покомпактнее, но как всегда получилось не очень хорошо.
Пока я копошился с вещами, Серега взял фотоаппарат и еще раз пошел осматривать деревню, в попытке найти все-таки тот самый, древний лабиринт из камней. Вернулся ни с чем.
Зашел Олег, стрельнул сигарету, позвал на чай.
Перед отправкой. Время 11:20.
За чаем обсудили планы. Мне показалось что энтузиазма по поводу нашей доставки до Лахты у них немного поубавилось, поэтому мы часто говорили про уровень воды, смотрели на реку в попытке определить пик прилива и все немного сумбурно и неопределенно как-то, да еще и дождик этот...
В итоге они решили что возьмут нас на борт чуть ниже по течению, где река более полноводная. Дело хозяйское. Хорошо хоть рюкзаки согласились взять с собой.
Топаем по берегу Поноя.
До места посадки пришлось топать километра три. Велики в зубы и вперед по камням а они пляшут под ногами. Отчего так тяжко-то? Вроде только вышли и сил много, а мышцы не слушаются. Неудобно очень. Доползли до лодки, погрузились и вздохнули с большим облегчением.
Счастливое лицо Понойского матроса.
По пути встретился водопад.
Пролетая с комфортом на 40-сильном моторе по устью Поноя, мы знали, что здесь есть на что посмотреть, есть где полазить. Было бы неплохо посвятить этому месту несколько дней, сходить на водопад, на пещерные гроты, поискать остатки упавших в войну самолетов, но нас поджимали сроки и мы были рады "схалтурить" десяток километров. Очень скоро показалась Лахта.
Лариса Павловна Сакса.
Как там у Булгакова? "В белом плаще, с кровавым подбоем...."(с).
Лариса Павловна Сакса предстала перед нами, стоя на обомшелых бревенных помостках, картиной, не менее торжественной, чем когда-то мог быть Понтий Пилат перед Ершалаимом. Раньше Лахта была крупной рыболовецкой факторией, а сейчас Лариса Павловна живет здесь одна. Строго и по хозяйски, она наблюдала за нашей высадкой на берег с высоты своего "постамента", пока мы не подошли познакомиться поближе.
Миша знакомится.
Мы были наслышаны про нелегкую судьбу хозяйки Лахты. Про нелепые проблемы с властями, которые даже судили её за лов рыбы. А как здесь прожить еще? Судьба этой сильной и непреклонной женщины достойна более подробного изучения, а мы не могли даже остановиться попить чаю. Время уже было 13:00. Хотя надо отметить что на чай нас никто и не звал. ) Может потому, что четыре мужика, двое из которых в камуфляже и "при исполнении" внушили хозяйке осторожность?
Мы спросили про дорогу к Сосновке, но ясного ответа не получили. Или дорогой здесь называют любую тропку, или считают всю тундру одной большой дорогой. например для ГТСМ-ок, но уж точно никто не пытался проехать на велосипедах.
Лариса Павловна показала нам тропинку вверх на склон, по которой она иногда ходит по грибы да по ягоды. Олег и Миша взяли наши рюкзаки, а мы с Серегой потащили велосипеды. Тропинка была не из легких и довольно крутая. Сил на подъем потратили много и вверху устроили небольшой отдых перед прощанием.
Погранцы.
На другом берегу, напротив Лахты располагается пограничная часть. Им до нас не было никакого дела. Не уверен что нам разрешили бы просто так пройти мимо на байдарке, но это и не входило в наши планы.
Олег, Миша и Серега перед прощанием.
На прощание мы раскурили последнюю сигарету, теперь уже было все равно одна или две у меня осталась бы. Ларьков поблизости все равно не предвиделось. Это обстоятельство и дождик с ветром настроения не добавляли.
Перед тем как отправиться дальше мы поблагодарили парней за помощь. Они действительно молодцы! Нам опять повезло ведь они предоставили нам теплый кров, накормили, подвезли на лодке, растопили баньку. Спасибо в-общем! ))
Ржавые остатки некогда бурной деятельности.
"Будете в Лахте, сфотографируйте ступицу переднего колеса ржавого крана", вспоминаю я слова нашего доброго друга, Андрея Шиперова, недавно ушедшего из жизни. Он был в этих местах и благословлял нас на этот поход, рассказывая какие места можно посетить. Глядя на эту фотографию, я не могу его не вспомнить, ведь вернувшись домой, мы так и не успели с ним обстоятельно встретиться и рассказать подробности. Мы ведь и ступицу сфоткали! И зачем она тебе понадобилась Андрей??? Покойся с миром....
Вид на устье Поноя. Время 14:30
И вот мы снова предоставлены сами себе. Если посмотреть на карту, чуть западнее от нашего пути отмечена дорога, которую мы рассматривали как один из вариантов. Она должна быть лучше "вездеходных треков", но, судя по карте, обрывается через пару десятков километров. Никакой ясности у встреченных нами ранее людей по этой дороге мы так и не получили и до неё нужно было еще дойти. Поэтому мы решили двигаться вдоль берега, по "пунктиру", который оказался старым треком от ГТСМ. Сверяясь по gps с растровой топографической картой, мы с удивлением обнаружили что довольно точно повторяем линию "пунктира".
Дополнение Сереги:
Карта рисовала множество пунктиров в районе Лахты и я спросил Ларису Павловну, какая из них самая удобная, показывая в сторону наших велосипедов. Я также спросил, где начинается знаменитая "сталинская" дорога с мостами, вполне пригодная для приличной езды на велике, про которую нам рассказывал Андрей на детской площадке в Мончегорске (этакий совет перед мегапоходом:)). Километров 20 которой по его словам резко обрывались в тундре в районе ручья Кузьминского. Поначалу Лариса Павловна подивилась велосипедам, а потом пришел мой черед удивляться словам Павловны, что она всего один раз доходила до избы Красной и дорога в Сосновку одна вдоль берега, а в избе хороший мужик Артиев, который всегда угощает ее рыбой, и что он запросто может нас довезти на лодке куда мы хотим. И это была провокация. С легких уст Саксы в наши мозги были вброшены плевела про катер. Она предлагала нам остаться в доме, но мы были настроены двигаться вперед. Впереди Сосновка. Мы понимали, что до нее будет практически тундра, но от нее велосипедисты за 10-12 дней уже проезжали и в таком случае мы успевали уложиться в срок и вернуться вовремя на работу. У нас на тот момент было еще как раз 16 дней. Но вместо того, чтобы задуматься о дневке - в наших мыслях сидела возможность облегчить путь за счет попутного катера.
Велики тащили рядом. Сесть в них и прокатиться не было возможности. Мягкий ковер тундры сменялся зарослями ивняка, или каменистыми холмами. следы "дороги" периодически пропадали вовсе, появляясь только через несколько сотен метров. Самое сложное было пересечение мелких ручьев и речушек, на карте обозначенные "бр.", то есть брод. Воды как таковой не было, зато в этих местах очень буйно разрастался ивняк. Невысокие деревца цеплялись за велосипеды и за ноги. В добавок ко всему это почти всегда спуск и следующий за ним подъем. На небольшой участок очередного "бр." в сотню метров не больше, мы тратили минут по 20-30, с боем продираясь, и тратя очень много сил.
Уже через каких-нибудь пяток километров я выдохся так, как не выдыхался за весь поход. В голове начала громче и громче звучать мысль: "только-бы на Красном мысу нас кто нибудь подвез на лодке до Сосновки!!".
Для того, что бы не раскисать в ход пошли конфеты и всевозможные уговоры. Отчаянно хотелось сесть и покурить, но сигарет не было. Какое то время я шел и всерьез обдумывал, а можно ли курить ягель? И как это можно реализовать? В минуты отдыха даже разговаривать не хотелось. Промокший внутри от пота, снаружи от дождя, уже на автопилоте искал глазами морошку или воронику, и если не удавалось найти, то с раздражением вспоминал что вот, метров 50 ранее был болотный островок и там было полно морошки! И чего это мы там не остановились отдохнуть????
Километр за километром, квадрат за квадратом мы шли очень медленно. Руки, державшие руль норовившего вильнуть под тяжестью рюкзака велосипеда, забились, мозоли и суставы ныли. Задняя часть правой ноги, казалось вся превратилась в огромный синяк от постоянно мешавшего и бившего в неё рюкзака. местами, перескакивая очередной ручей, с камня на камень удерживая велик на весу чудом удивляешься как смог удержать равновесие. А затем резкий подъем с которого соскальзывают подошвы. Тяни-толкай-неси! Тяни-толкай-неси! Велик застревает между камней, стоит неловко повернуть, ветка ивы, вгрызается в педаль, вырывает с неё болты и педаль остается без одной стенки. Вторая повисает на одном болте. Ничего. Открутились - значит лишние детали. Остановиться сейчас, искать инструмент, болты, закрутить все обратно нет ни сил ни желания. И так нормально.
- Там очередной "бррр" впереди - говорит Серега.
Он умудряется на передышках следить за gps. Я жру ягоды.
- Сколько прошли?
- Еще километр.
И как же это я раньше то не ценил его. Один километр! На байдарке пролетали в день по 40-60 без напряга, а тут... всего километр. Только бы нас добросили на катере. Мысленно я уже сдулся, но вслух не озвучиваю. И вот, на берегу мы замечаем избу.
Рыбацкая тоня "Красный нос". Время 17:15.
Подошли к мысу "Красный" и сверху разглядываем настоящую рыбацкую "тоню". Изба небольшая. В море закинуты сети (или как они его называют?), буквой "Т", только верхняя часть большим прямоугольником, в который рыба заплывает и не может найти путь обратно. От сетей в сторону берега отплывает "кАрбас", здоровая рыбацкая лодка. Красивая белая лайка поднимается к нам навстречу, заливая звонким лаем! Нас заметили.
Решаем спуститься вниз, сначала без великов, что бы не пришлось если что поднимать их по крутому склону обратно. А тем временем мужики, одетые в оранжевые грубые дождевики уже причалили на берег и занялись выгрузкой рыбы. Вот это да!!! Огромные семужины, примерно от пяти до десяти килограм, а может и больше! Отдельно складывалась кумжа, такая же здоровая. "Сорная" рыба считается. Ага...
Вид мужиков меня поначалу заставил напрячься. Суровые, небритые лица. Встретишь таких в городе - подумаешь что зеки сбежавшие или бомжи ей богу! )) Однако первое впечатление затем сменилось сильным удивлением! Я совсем не ожидал встретить столь приятных и интеллигентных людей! Нас мгновенно и не задумываясь пригласили на чай в избу.
- А мы вас за медведя приняли сначала! - говорит один смеясь. Влад Артиев, вроде бригадира. - Даже на мушку взяли, пальнуть хотели, но потом в бинокль посмотрели...
- Это хорошо что не пальнули! - отвечали мы, с удовольствием наворачивая бутерброды со свежей рыбой. Совесть и приличие у меня иногда брали верх, и я стеснялся взять добавки, но это длилось не очень долго...
Нам рассказали что незадолго до нас проходили двое парней. Пешком. Они Остановились недалеко в палатке и какое то время отдыхали здесь. Еще рассказали про Путешественника Владислава Кетова, который тоже
шел берегом в 2007 году.
Мужики в рыболовных бригадах собираются со всего Кольского полуострова. Сосновка, Краснощелье, Ловозеро и даже из Мурманска. Бригадиры делят избы (тони) на берегу и ловят свою квоту. После чего на катерах доставляют рыбу в Сосновку, откуда на теплоходе "Клавдия Еланская" везут её в Мурманск на продажу. Избы небольшие, но уютные. Их постоянно поддерживают в хорошем состоянии.
Влад в этот раз взял с собой сынишку (лет 7-8) и собирался отправить его с ближайшим катером до Сосновки (места нам скорее всего не хватит). Катер переодически объезжает все тони и забирает бочки с рыбой и мешки с морошкой. А у них самих лов только начался. В этом году рыба подошла позже, поэтому отвезти нас на своем катере он не сможет. Нужно постараться выловить квоту до прихода "Клавдии Еланской". Сам же теплоход прибудет в Сосновку через три дня и это будет последний рейс в этом году. Если не успеть уплыть на нем, то придется выбираться через Каневку или Чавоньгу вертолетом. Прикинув скорость, с которой мы идем с велосипедами по тундре, становилось немного напряжно. В график движения вдоль берега до Кандалакши мы не вписываемся, мало того и до теплохода можем не успеть.
Влад отметил на нашей карте все рыбацкие тони по пути к Сосновке и посоветовал попроситься на катер к ним. В одной из тоней промышлял его брат. Просидели мы у них битых 1,5 часа, рассказывая про свое путешествие, и слушая их рассказы. Уходить совсем не хотелось, но надо было до темна добраться до следующей тони. На последок я спросил у мужиков сигарет, а они оказались все некурящие! Ну где это видано? Однако, порывшись в закромах, мне выдали, неведомо как сохранившийся здесь, целый блок старых советских сигарет "Космос"!!! Вот это удача. Сигареты были слегка пожелтевшие, но для меня это было лучше любого Marlboro, уж поверьте! )) Спасибо избе "Красный нос"!!!
"Дорога" (один из лучших участков)
После гостеприимной тони настроение резко улучшилось! Откуда то взялись силы и мы пошли дальше в бодром темпе. Дождь иногда прекращался и солнце освещало вокруг удивительные по своей красоте пейзажи!
Радуга.
Серега с конем.
Одна из многочисленных бухточек.
Уже часов в девять вечера начало заметно темнеть. Снова кончились силы. До следующей тони "изба Кузьмина" оставалось еще два-три километра и Серега, шедший первым, втопил так, что я даже начал отставать. Зато включился режим "авто-пилот", когда идешь чисто механически не обращая внимания на ноющие руки и ноги, да и "нытик внутри" замолчал, уступая место тому состоянию, которое Серега называет "безразличие".
Один из новых поморских крестов у избы Кузьмина.
К избе Кузьмина мы подошли уже почти в полной темноте, около 12-ти ночи. рыбаки уже ложились спать, и в момент когда мы подошли, выключали фонари. Было очень неудобно стучаться в дверь избы, но выбора не оставалось.
Нужно было видеть удивление на лицах мужиков, когда они нас увидели с велосипедами! ))) Как и в предыдущей тоне, встретили нас очень радушно, несмотря на поздний час. Был согрет чайник и особым способом приготовленная, жаренная рыба. Еще пару часов мы угощались, рассказывали и слушали! И даже вышли на улицу, запустив ракету "сигнал охотника". Фейерверк в честь знакомства так сказать.
Мы просидели в избе Кузьмина далеко за полночь, за разговорами время летело быстро. Рыбаков интересовало как с рыбой дела у Артиева в тоне Красной, жаловались, что у них рыбы мало, но зато они насобирали почти рекордное количество морошки, которая оказывается по каким-то безумным ценам покупается в Мурманске,а потом отправляется за границу. Мы показывали наш маршрут на карте и подробные 500-ки конечно заинтересовали рыбаков. Мы пообещали по возвращению домой отправить копии в их адрес.
И вдыхая запах олених шкур, спалось на деревянных полатях удивительно крепко и сладко.
Если подсчитать пройденный путь, начиная от Лахты, то получается прошли мы всего 17 километров за пол дня. А до Сосновки оставалось не меньше 60-ти...
Продолжение здесь:
http://jim-monchegorsk.livejournal.com/42815.html