Большое греческое путешествие 2012 (День 2)

Jan 11, 2013 13:45




Ну что же, продолжим наш рассказ об поездке в Грецию. На следующее утро мы дали себе возможность отоспаться, хотя и не до обеда, рассудив, что сейчас не пик сезона, и туристов должно быть не сверх меры. Основным пунктом повестки второго дня у нас был Акрополь.

Здесь, на фотографии макета из музея Акрополя, видно, как выглядел Акрополь в период своего максимального величия.




Так как подъём ко входу на холм начинался чуть ли не от двери нашего отеля, то время перемещения из-за стола с завтраком до касс составило каких-то 5 минут.

Первое, что встречается по пути к Пропилеям Акрополя, это Одеон Герода. Сейчас он частично отреставрирован, и в нём проходят выступления музыкантов и театральные представления.




Историческая справка:

Одеон был сооружен в 161 г. Геродом Аттиком. Это был выдающийся человек своего времени, педагог и философ, получивший в наследство от отца значительное состояние. Крытый Одеон был построен им после смерти жены Ригиллы и предназначен для музыкальных представлений, посвященных ее памяти.

В древности в Одеоне обычно устраивались музыкальные концерты и декламации литературных произведений.

Здание Одеона соединяет в себе черты греческого и римского театра: план его напоминает театры Греции, а высокий, украшенный арками и нишами фасад характерен для Рима. Внутри тридцать два ряда сидений, где могли разместиться 5000 зрителей.

Превращенный в Средние века в редут, он был открыт в ходе раскопок в 1848-1858 гг.

За Одеоном, на соседнем с Акрополем холме Муз, виден памятник римскому гражданину Гаю Юлию Антиоху Филопаппу, оказавшему благодеяние городу (115 г.).




Поднимаясь дальше к главному входу на вершину Акрополя, невозможно не любоваться окружающим простором, а зоркое око фотоаппарата с телеобъективом нет-нет, да и выхватит из окружающего пейзажа выделяющуюся деталь.

Например, здания входящие в комплекс национальной обсерватории Афин.

Телескоп




Главное здание обсерватории, построенное на холме Нимф в 1842 году.




Чуть правее обсерватории видна церковь Святой Марины 1922 года постройки. Примечательно, что за церковь же, обычно, принимают и здание обсерватории.




Ладно, хватит смотреть по сторонам, перед нами путь к одному из самых известных и значимых в культурном плане мест в мире.

На ступенях Пропилей отдыхают ленивые афинские собаки.




А справа на выступе приютился небольшой храм Ники Аптерас (бескрылой).




Проходим через величественные Пропилеи, которые активно реставрируются, и их большая часть скрыта в лесах.




И вот мы на вершине. Чуть правее возвышается, заслоняя собой утреннее, ещё не высокое, солнце, громада Парфенона. И не важно, что он сильно разрушен, и то, что его активно реставрируют, и вокруг эти леса и краны, - всё это пустяки... Ведь именно в этот момент ты начинаешь чувствовать себя песчинкой в истории человечества, а наши современные достижения кажутся смешными на фоне творений 2-х тысячелетней давности.







Историческая справка:

Парфено́н (др.-греч. Παρθενών - дева; чистый) - главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице (Ἀθηνᾶ Παρθένος). Построен в 447-438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438-431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла.

После окончания греко-персидских войн, в эпоху правления Перикла, уже на подготовленной площадке было решено возвести новый, более величественный и роскошный храм. В строительстве задействовали лучших, на то время, художников и потратили огромные средства. Строителями Парфенона называют древнегреческих архитекторов Иктина и Калликрата. Великий скульптор Фидий выполнил отделку и вместе с Периклом наблюдал за строительством.

Дату начала строительства ученым удалось точно установить благодаря фрагментам мраморных дощечек, на которых афинская власть представляла гражданам полиса официальные постановления и финансовые отчеты. Для афинян такие надписи были средством контроля за расходами и борьбы с казнокрадством. Парфенон сооружали с 446-447 до н. э.

Парфенон представляет собой дорический периптер с элементами ионического ордера. Он стоит на стилобате (69,5 м в длину и 30,9 м в ширину) - трёх мраморных ступенях, общая высота которых составляет около 1,5 метров, и был покрыт черепичной кровлей. Со стороны главного (западного) фасада прорублены более частые ступени, предназначенные для людей. Храм имеет по 8 колонн на фасадах и по 17 по бокам (учитывая угловые). Это одна из ионических черт Парфенона: для дорического периптера обычным было отношение 6 на 13. Высота колонн равна 10,4 м, они составлены из 10-12 барабанов. Диаметр их основания - 1,9 м, у угловых колонн - 1,95 м. Кверху диаметр сужается. На каждой колонне выточено по двадцать каннелюр.

Парфенон был продуман в малейших деталях, совершенно незаметных постороннему наблюдателю, и имеющих целью зрительно облегчить нагрузку на несущие элементы, а также исправить некоторые погрешности человеческого зрения. Историками архитектуры отдельно выделяется понятие курватура Парфенона - специальная кривизна, вносившая оптические коррективы. Хотя храм кажется идеально прямолинейным, на самом же деле в его контурах нет почти ни одной строго прямой линии:

Этот приём был впервые открыт именно Иктином, архитектором Парфенона, и впервые использовался здесь в полной мере. Кроме того, с точки зрения оптического сокращения были выполнены и скульптурные детали, которые помещались на высоте.

Храм построен целиком из пентелийского мрамора. Перекрытия были деревянными.

Скульптурная отделка Парфенона велась под руководством великого мастера Фидия и при его непосредственном участии.

Стоявшая в центре храма и являвшаяся его сакральным центром статуя Афины Парфенос была выполнена самим Фидием. Она была прямостоящая и имела около 11 м в высоту, выполнена в хрисоэлефантинной технике (то есть из золота и слоновой кости на деревянной основе). Скульптура не сохранилась и известна по различным копиям и многочисленным изображениям на монетах. В одной руке богиня держит Нику, а другой опирается на щит. На щите изображена амазономахия. Существует легенда, что Фидий изобразил на нём себя (в образе Дедала) и Перикла (в образе Тесея), за что (а также по обвинению в краже золота для статуи) попал в тюрьму. Особенность рельефа на щите состоит в том, что второй и третий план показаны не сзади, а один над другим. Кроме того, его тематика позволяет говорить о том, что это уже исторический рельеф. Ещё один рельеф был на сандалиях Афины. Там изображалась кентавромахия.

Парфенон, как и любой античный храм, был раскрашен. Тения и нижняя поверхность эхина были красными. Нижняя поверхность карниза - красной и синей. Кессоны перекрытий колоннады, сделанные из мрамора, красились в синий, красный и золотой (или жёлтый) цвет. Скульптура также была ярко раскрашена.

Парфенон оставался храмом богини Афины на протяжении тысячи лет. Точно неизвестно, когда именно он стал христианской церковью. В 4 веке Афины обветшали и превратились в провинциальный город Римской империи. В 5 веке храм был ограблен одним из императоров, а все его сокровища перевезли в Константинополь. Существуют сведения, что при патриархе Павле III Константинопольском Парфенон был перестроен в храм Св. Софии.

Во времена Византии он служил православным кафедральным Собором Пресвятой Богородицы, был четвертым по значимости паломническим центром Восточной Римской империи после Константинополя, Эфеса и Салоник. В 1018 году император Василий II Болгаробойца прибыл в Афины после блестящей победы над болгарами с единственной целью - поклониться Парфенону.

В 1458 году Афины завоеваны Османской империей под руководством султана Мехмета II - безжалостного завоевателя и в то же время эрудита, ценителя искусств. К концу своего правления Мехмет II Фатих завладел всей Грецией и Балканами, планировал покорение Родоса, Южной Италии. С другой стороны, он собирал библиотеки, заказывал картины и скульптуры у ведущих итальянских мастеров. Как гласит предание, когда Мехмет II вступил в Афины, его поразило величие и изящество Акрополя. Тем не менее, на холме разместился турецкий гарнизон, а во флорентийском палаццо, в который превратили Пропилеи, поселился дисдар - военный комендант. В небольшом храме Эрехтейоне обустроили султанский гарем. Парфенон почти сразу превратили в мечеть. В минарет превратили колокольню, заменили христианское убранство храма и забелили наиболее характерные христианские символы росписи.

Хотя турки и не имели желания защищать Парфенон от разрушения, не имели они и цели полностью искажать или разрушать храм. Поскольку невозможно точно установить время затирания метоп Парфенона, турки могли продолжать этот процесс. Однако в целом они совершили меньше разрушений здания, чем христиане за тысячу лет до османского правления, которые превратили величественный античный храм в христианский собор. Все время, пока Парфенон служил мечетью, мусульманское богослужение происходило в окружении христианских росписей и изображений христианских святых. В дальнейшем Парфенон не перестраивался и настоящий его вид сохранился неизменным с 17 века.

Мир между туркам и венецианцами оказался непродолжительным. Началась новая турецко-венецианская война В сентябре 1687 года Парфенон потерпел самый страшный удар: венецианцы под руководством дожа Франческо Морозини захватили укрепленный турками Акрополь. 28 сентября шведский генерал Кенигсмарк, который стоял во главе Венецианской армии, отдал приказ обстрелять Акрополь из пушек на холме Филопаппу. Когда пушки выстрелили в Парфенон, который служил османам пороховым складом, тот взорвался, и часть храма моментально превратилась в руины.

Судя по следам обстрела только на западном фронтоне, в Парфенон попало около 700 орудийных ядер. Погибло не менее 300 человек, их останки нашли в ходе раскопок в 19 веке. Центральная часть храма была разрушена, в том числе 28 колонн, фрагмент скульптурного фриза, внутренние помещения, которые некогда служили христианской церковью и мечетью; крыша в северной части завалилась. Западный фронтон оказался почти невредимым, и Франческо Морозини пожелал вывезти в Венецию его центральные скульптуры. Однако леса, которыми пользовались венецианцы, во время работ развалились, а скульптуры разрушились, упав на землю. Несколько осколочных фрагментов все-таки вывезли в Италию, остальные остались на Акрополе. С этого времени история Парфенона становится историей руин. Свидетелем разрушения Парфенона стала Анна Очерьельм, фрейлина графини Кенигсмарк. Она описала храм и момент взрыва. Вскоре после окончательной капитуляции турок, прогуливаясь по Акрополю, среди руин мечети она нашла арабский манускрипт, что был передан братом Анны Очерьельм в библиотеку шведского города Уппсала. Поэтому после своей двухтысячелетней истории Парфенон больше не мог использоваться как храм, поскольку был разрушен гораздо сильнее, чем можно представить, увидев его сегодняшний вид - результат многолетней реконструкции. Джон Пентланд Магаффи, который посетил Парфенон за несколько десятилетий до начала восстановительных работ, отметил:
«     Если смотреть снизу, из города, то передний и задний фасады храма кажутся остатками двух различных зданий.     »

С политической точки зрения, разрушение Парфенона нанесло минимальные последствия. Через несколько месяцев после победы венецианцы отказались от власти над Афинами: им не хватало сил для дальнейшей защиты города, а эпидемия чумы сделала Афины вполне непривлекательной для захватчиков. Турки снова обустроили гарнизон на Акрополе, правда меньших масштабов, среди руин Парфенона, и возвели новую небольшую мечеть.










Если от входа на вершину холма мы обратим свой взор на левую сторону, то увидим другой знаменитый античный храм - Эрехтейон.




Историческая справка:

Эрехтейон -  один из главных храмов древних Афин, датируется 421 - 406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею. На южной стороне храма находится знаменитый Портик кариатид, названный так по шести статуям (высота 2,1 м), поддерживающим архитрав.







Ну и конечно, Акрополь замечательная площадка для того чтобы любоваться на Афины!

Прямо под Парфеноном, на южной стороне холма, расположен театр Дионисия - самый древний в Греции. За театром видно новое здание музея Акрополя, куда мы в этот день также попали.




С северной стороны, за античным некрополем - Керамикос, видна церковь Святой Троицы (Агиа Триада)




А ещё дальше, среди жилых районов, огромный храм Святого Пателеймона.




Но самая заметная с высоты достопримечательность Афин, она же лучшая смотровая площадка, это холм Ликавитос (Ликабетт), на вершине которого, в ресторане, над ночным городом и закончился наш день.




Мы покидаем Акрополь и устремляемся к тем немногим сохранившимся напоминаниям о древнем величии Афин.

Ареопаг - место сбора и обсуждений насущных дел древнеафинской аристократией с VII по  IV век до н.э.




После посещения Ареопага, мы спускаемся ещё ниже и попадаем на территорию Греческой Агоры. Первым и наиболее хорошо сохранившися зданием, встречающим нас, оказывается небольшой храм Святых Апостолов (1000 - 1025)




Стоа Аталосса - дар афинянам от Аттала III, царя Пергама (159-138 до н.э.). Сейчас в этом восстановленном здании располагается музей, коллекция которого чрезвычайно интересна, поскольку состоит преимущественно из предметов обихода, обнаруженных во время раскопок на древнегреческой Агоре.




Так Стоа выглядит с наружи, из-за территории музея.




Здесь, между музеем и городскими улочкам,и проходит открытый участок ветки метро, идущей из порта Пирея.




Наиболее заметным строением в Греческой Агоре является, без сомнения, Гефестеон 449 г. до н.э. (часто по ошибке называемый Тессейоном).




Выйдя за пределы открытой части музея, мы проследовали вдоль линии метро на запад. Прошли мимо церкви Святого Афанасия Тиссеу:







Наткнулись на удивительным образом сохранившийся прямо на улице ещё один древний экспонат.




Перешли по мосту через линию метро, идущего здесь по поверхности, и направились в сторону уже знакомой нам площади Монастираки вдоль некрополя Керамикос.




По дороге встретили церковь Агиа Асомати в Тиссее




Проходя мимо Римской Агоры, удалось поближе запечатлеть мечеть Фетие Джами 1456 года.




И знакомый памятник Лисистрата тоже не укрылся от наших глаз.




А после был музей Акрополя.




Здание само по себе грандиозно, и грандиозна задумка размещения материала. Оригинальные метопы (плиты с тематическими рельефами) и участки фризов развешены таким образом, что находятся в непосредственной близости от посетителей, при этом полностью сохраняя свою топологию относительно друг друга в пространстве. К сожалению, в музее нельзя фотографировать, и нижеприведённый снимок является, практически, контрабандным :)




Избавившись от накупленных в музее книг и выпив традиционный фраппе, направляемся в сторону Ликавитоса через город. На пешеходной улице, идущей вдоль Акрополя, много самодеятельных музыкантов и артистов. Эта девушка развлекала детей кукольным представлением.




В Афинах можно встретить множество животных. Таких, как этот чёрный с белой манишкой красавец.




Или таких печально-гламурных...




Очередная церковь Святой Екатерины на Плаке:




Тем временем наступают сумерки. Мы проходим мимо здания греческого парламента с неизменными эвзонами (постовыми) у могилы неизвестного солдата.




Далее, знаменитая "Афинская трилогия" - три здания, построенные в неоантичном стиле.

Государственный университет:




Академия Афин:




Национальная библиотека:




Так шаг за шагом, улица за улицей, мы достигаем подножия Ликавитоса, и отыскиваем станцию фуникулёра, который здесь называется Телеферик.




Под нами ночные Афины!!!




За спиной церковь Святого Георгия...




А потом был ужин, на довольно сильном ветру, но с одним из самых захватывающих видов.

Так и закончился второй день нашего отпуска. Ждите продолжение.

большое греческое путешествие 2012, Афины, Греция

Previous post Next post
Up