Продолжение, начало в частях
1,
2,
3,
4,
5.
"В городском саду играет духовой оркестр..." Фото с выставки 1890 г., но праздничную атмосферу хорошо передает (1909-го года не нашлось).
Некоторые экспонаты выставки и сейчас любопытно было бы посмотреть. В 1909 г. мода на подобные мероприятия только набирала силу в России и мире, и получалось так, что оргкомитет, например, этой юбилейной Туркестанской сельхозвыставки не мог избежать информационной эклектики: одни участники стремились к рекламе собственных товаров и расширению рынков сбыта, другие - представляли собственные уникальные, или близкие к таковым, изобретения, изделия и творения, третьи - делали научные обзоры сфер деятельности.
В центральной России даже бригады строителей выставочных павильонов запечатлевали свои личности для истории, сам подрядчик со счетами: не хухры-мухры. В Ташкенте большинство сооружений быстренько возвели солдаты саперной бригады.
Что получалось? Ряд экспонатов можно было вполне выставлять на постоянно действующих экспозициях, образцы продукции реализовывать на торгово-промышленных ярмарках, ученым и изобретателям дать собственную площадку. Что, собственно, и произошло через много лет, когда мы видим постоянно действующие и обновляющиеся экспозиции ВДНХ, ВВЦ и пр., а историко-этнографические экспонаты сместились в соответствующие профильные музеи. Сто лет назад туркестанский оргкомитет не мог предвидеть, какие исторические потрясения последуют в ближайшем будущем и что многие экспонаты выставки утратятся для истории.
Администратор выставки и заведующий сразу несколькими отделами генерал-майор Н.М.Козловский с сыном Глебом, дочерью и зятем А.Барановским. Снято в фотоателье Д.В.Назарова. Из семейного архива.
Например, местный корреспондент К.Тимаев в «Обзоре Туркестанской выставки» пишет: «Мастерски исполнены в красках (!!! - 1909 г.) фотографические снимки Д.В.Назарова женских головок». И женские головки любопытны, и метод, которым пользовался известный ташкентский салонный фотограф Д.В.Назаров при превращении черно-белых фотографий в цветные. С.М.Прокудин-Горский, пионер российской полевой цветной фотографии, был в Туркестане в 1906 и 1907 гг. Неужели заразил своими новшествами ташкентских фотографов? Во всяком случае с научным докладом С.М.Прокудин-Горский выступил только в 1911 г.: С. М. Прокудин-Горский. О применении фотографирования в истинных цветах к наглядному изучению России (доклад на общем сoбpaнии 4 января 1912 г.) / Труды всероссийского съезда художников в Петрограде. Декабрь 1911 - январь 1912, т. III. Пг., 1915.
Председатель оргкомитета выставки В.Н,Дунин-Барковский с супругой. Тоже снято в фотоателье Д.В.Назарова.
К.Тимаев: «Фотограф Лозинский дал чудное увеличение фотографического портрета бывшего туркестанского генерал-губернатора П.И.Мищенко, снятого дома, а не в павильоне фотографии.» И.Лозинский - это автор архивного группового фото членов оргкомитета и участников выставки. Увеличенный портрет П.И.Мищенко в домашнем интерьере, скорее всего, пропал для истории.
Или, скажем, вот этот экспонат: «Особый способ письма длинными буквами А.Б.Замятина». Что это? Кто такой А.Б.Замятин? Подозреваю, что это какой-то местный мыслитель, изобретший некий способ стенографии. Или обучающие шрифты? Информация утрачена.
Ташкентский слесарь И.И.Кемень выставил велосипед и велосипедную раму, изготовленную лично им. Велосипед? Тут люди швейцарские часы в ручную собирают. В этот павильон неплохо было бы попасть: «Ташкентский магазин «Женева» - часы собственной ручной работы». По городу еще в это время, извиняюсь за выражение, верблюды спокойно прогуливаются. Но уже наступает новая эра, ее шаги можно было посмотреть в павильоне № 121 Могилина - «Автомобили и мотоциклетки». Не догадались законсервировать этот павильон, московский Политехнический музей до сих пор деньги собирает за просмотр подобных экспонатов.
Дореволюционный Ташкент. Рисовый базар. Верблюды. Экзотика.
Инженер С.Ю.Буковецкий чуть-чуть опоздал со своим изобретениями, а мог бы как ташкентец Грабовский, изобретатель телефота, оспаривать телеприоритет у американца Зворыкина. С.Ю.Буковецкий представил следующие экспонаты: "Машинка для стирки белья, дымовой флюгер, выжималка для белья". Рано овдовел, наверное, бедняга, быт заел, пришлось шагать в ногу с техническим прогрессом. К сожалению, бытовую стиральную машину изобрели до этого в США: "Стиральная машина Уильяма Бэкстона, которую житель штата Индиана изобрел для жены в 1874 году, вошла в историю как первая бытовая стиральная машина. Революцией в развитии стиральных машин стало применение мотора. Одной из первых стиральных машин с электрическим приводом была машина «Thor», которую примерно в 1908 г. выпустила компания «Hurley Machine Company» из Чикаго. Изобретатель машины Алва Фишер вошел в историю как создатель нового класса электробытовой техники." Слово «машинка» в изобретении С.Ю.Буковецкого ключевое, может, он изобрел что-то типа стиральной машинки «Малютка»? Но теперь этот факт для истории не восстановить. Зато в использовании саранчи ташкентские американцев явно опередили: Г.Фирсов «Мыло из саранчи». Круче может быть только шампунь из тараканов. Г.Фирсов - переселенец из центральной России, о его судьбе и о судьбе изобретения ничего не известно. Одна саранча только на месте осталась. Раскладушка тоже ташкентское ноу-хау: Л.В.Семенов «Модель походной складной кровати». Поздно спохватились с патентами. А это чем не шедевр - М.А.Петрова «Искусственные зубы»? Женщина-зубной техник, к тому же изобретатель,- мечта Остапа Бендера.
Американцы, кстати, в 1909 г. присутствовали на выставке в качестве российских партнеров Товарищества Русско-американской резиновой мануфактуры, вскоре превратившегося в фирму «Треугольник». Корреспондент К.Тимаев раскритиковал заокеанский павильон в пух и прах: «Говорят, этот павильон был на выставке в Париже и стоит шесть тысяч рублей. По очертаниям павильон напоминает сельскую церковь с колокольней. Быть может, в Париже он и производил фурор, но у нас в Ташкенте особенного впечатления от него не получилось... Павильон был заполнен резиновыми изделиями. На память о выставке раздавались мячики и миниатюрные галошки, но не всем, а по усмотрению и по выбору гг. приказчиков.»
Газетчиков сто лет назад удивляли местные левши: «Экспонаты аму-дарьинской флотилии поместились в особом, оригинально украшенном павильоне. Чертежи, модели и фотографии иллюстрировали деятельность нашей флотилии. Особенно тщательно выполнена одним из командиров модель своего судна. Имелся и курьез: матрос умудрился в бутылке поместить модель парусного корабля» (К.Тимаев). Сейчас уже парусниками в бутылках никого не удивишь, товар для толкучек. А аму-дарьинским подотделом заведовал ротмистр Ю.Н.Малама.
Хорошо бы сейчас на «Сотбисе» рисунки психов пошли: «Военно-медицинский подотдел был беден количеством экспонатов, но зато они был ценны в научном отношении. Глубокое внимание обращали на себя работы больных психиатрического отделения Ташкентского военного госпиталя. В рисунках их заметна ненормальность авторов» (К.Тимаев). Афигеть! 1909-ый год. Это доказывает то, что ташкентские психиатры знакомились с работами Фрейда в оригинале. «Толкование сновидений» Фрейда впервые опубликовано в 1899 г, а на русском вышло в 1913 г.
О закаспийских животноводах с казенной молочной фермы можно сказать, что они обладали чувством юмора, да и то - быки не любят типов с серьезными мордами. Бык Ястреб альгаузской породы. А? Звучно? Телка Удачная и бычки Казбек и Дружок. Ну, и что, что полукровки? Или нетель Гейша швиц-альгаузской породы? Случная конюшня сыр-дарьинской области хвасталась кобылицей Мамайкой, чистокровной текинкой. Разведочная команда 4-го Туркестанского стрелкового батальона ответила полукровной кобылицей Рогнедкой.
Курировали выставку военные, а насколько она была демократична. Вот отдел, аналог которому в советское время представить себе было невозможно, - тюремный. Творчество и производство дореволюционных зэков.
Ташкент. Церковь при старой Таштюрьме на Московском проспекте, частично сохранилась в настоящее время в качестве цеха швейного предприятия.
Даже две тюрьмы было представлено. Старая Таштюрьма выставляла столярные, корзиночные, хлебно-скульптурные (мама, не горюй!), ручные вязальные изделия и - !!! - аппарат-предупредитель землетрясений, вот где актуальность для сейсмоопасного региона: тряханет, тюрьма завалится, а тебе же не вышку давали, а срок,- умирать преждевременно никому не хочется. Ашхабадские сидельцы привезли туфли, сумки, шкафчики и барашки (честно, не знаю, что кроется за этим словом, но забавно). Закаспийские зэки на сейсмологов не потянули, Ашхабад в 1948 г. был фактически полностью
разрушен землетрясением. В историческом ташкентском землятрясении 1966 г. не пострадали ни старая Таштюрьма, в которой уже располагалось швейное предприятие, ни новая.
Фамилию тюремного хлебного скульптора - Макарова - и зэка-сейсмолога - Домашева - газетчики для истории сохранили. К.Тимаев: «Отдел заполнен работами заключенных. Тут и плетение, и вышивание, и столярные издания и пр. Особенное внимание обращала на себя витрина со скульптурными произведениями из мятого хлеба. Лепка разных вещей из хлеба достигла, можно сказать, совершенства. Некоторые из заключенных в этой отрасли выказали художественные способности. Например, г.Макаровым (человек уже преклонного возраста) вылеплена из хлеба целая картина «Сожжение Яна Гуса». Отлично исполнен верблюд с сидящей на нем киргизкой, а также цветок филодендрон. Все изделия заключенных (плетение, вышивка и пр.), а также лепные работы из хлеба продавались в их пользу. Так как заключенные всегда нуждаются в самом необходимом, то публика охотно раскупала экспонаты. В особой комнате экспонировалось машинное вязание чулок заключенными. При тюрьме чулочная мастерская. Столярная тюремная мастерская выставила прочную и изящную мебель. Среди заключенных нашелся и изобретатель. Это г.Домашев, который экспонировал скомбинированный им «предупредитель землетрясений». Означенный «предупредитель» за несколько секунд до сильного толчка начинает громко звонить. Следовало бы специалистам обратить серьезное внимание на аппарат г.Домашева. (Сейсмическая станция «Ташкент» открылась в 1901 г.) Все экспонаты принадлежали Ташкентской городской тюрьме и отдел был устроен по инициативе начальника ее». А вот фамилия начальника старой Таштюрьмы канула в Лету. Историки не столь доброжелательно отзывались именно о начальниках Таштюрьмы: «Для занятий арестантов при тюрьме имеются мастерские - столярная и корзиночная. По требованиям присутственных мест и частных лиц заключенные выводятся на работы. Трудами же заключенных исполняются и все хозяйственные работы в тюрьме и производится мытье и починка одежды, белья и обуви, а также обработка тюремного огорода. Посадка огородных овощей производится только для потребностей тюрьмы. При тюрьме с 1903 года содержится ассенизационный обоз, который дает заработок до 3000 рублей. Отметим, что целая серия начальников тюрьмы была предана суду за разные преступления по должности, но главным образом за вольное обращение с казенными и арестантсткими деньгами.» (Из книги
А.И.Добросмыслова «Ташкент в прошлом и настоящем», он был членом научного отдела оргкомитета выставки, выставил витрину с монетами). Заведовал тюремным отделом выставки А.П.Андреевский, но он ли был параллельно начальником тюрьмы, установить не удалось.
Сейсмология занимала не только зэков, но и туркестанцев в целом в 1909 г. Трясло, видать, солидно. Правда, остальные ученые концентрировались в горном, а не в тюремном отделе: Е.А.Александров «Сигнально-будильный звонок от землетрясения», С.Н.Смутов «Модель усовершенствованного сейсмоскопа для школ». Вполне так себе неплохой местный политехнический музей можно было составить с постоянной экспозицией, а не ограничиваться кратковременным успехом, когда только за первые две недели выставку посетили 100.000 человек.
Знали бы члены оргкомитета выставки и ее участники, что некоторым лет через 10-20 придется оказатья в роли «хлебных скульпторов». Председатель оргкомитета, основатель коммерческого училища В.Н.Дунин-Барковский и профессор географии ташкентский градоначальник
Н.Г.Маллицкий побывали там.
Ложка дегтя от газетчика К.Тимаева: «Наиболее важный в промышленной жизни края отдел шелководства устроен весьма бедно. Чтобы заполнить его, выставили в этом павильоне работы Ташкентской женской гимназии, Мариинского училища, г-жи Гетц, женского монастыря и..., представьте себе, производство щеток и кистей из щетины и конского волоса! Что общего между щетками и шелководством, право, не знаю. Разве только то, что оба начинаются с шипящих букв! Кустарное туземное шелкоткацкое и шелкомотальное мастерство представлено совсем слабо. Имеется модель чревоводни, тогда как могли бы экспонировать все препараты и приспособления червекормления, что было бы весьма наглядно для публики. Шелководство в Туркестанском крае нуждается в развитии и улучшении. Этому делу могла бы отчасти помочь выставка. Но этого не сделано. Почему и как? Пусть на это ответят устроители отдела шелководства.»
Несколько сгущает краски К.Тимаев. Конечно, оргкомитет, состоявший,в основном, из военных запутался в классификации. К.Тимаев описывает отдел №6 «Шелководство», павильон № 96. Действительно, зачем они в этот павильон засунули экспозицию В.В.Мельникова «Щеточные изделия»? Подозреваю, что просто торопились с открытием после смерти председателя оргкомитета И.И.Краузе и не справились с валом обрушившихся трудноклассифицируемых экспонатов. Но в целом шелководство было неплохо представлено, просто экспонаты были раскиданы по разным отделам: кустарному, художественному и т.д. В павильоне № 96 можно было лицезреть следующих участников, помимо В.В.Мельникова с его щетками: Ташкентская женская гимназия - «Работы учениц: ручные вышивные изделия из шелка, бархата, ниток, вязальные изделия и пр.», Самаркандская женская гимназия - «Ручные вышивные изделия по шелку, бархату и пр.», Ташкентское Мариинское училище - «Фотографические снимки, ручные изделия, художественные вышивки: олень в горах, морской вид и пр.», А.А.Тихановская - «Корсеты», Ташкентский женский монастырь св.Николая - «Ручные изделия из шелка и художественные работы», фирма К.Х.Евтихиди - «Грена разных сортов, корень шелковицы, коконы, фотографические снимки разных моментов обработки шелка, снимки шелков, чревей, коконов и пр.», Миркамалов - «Шелкопрядильный станок (в работе)», Умаралиев - «Шелкопрядильный станок (в работе)», Усто Мирахмедов - «Шелкопрядльный станок (в работе)», М.Кашулина - «Ковер под лампу, скатерть вязанная». К.Тимаев просто не дошел до «Кустарного и ремесленного отдела» под №12, где использование шелка в местной промышленности было представлено целыми павильонами: М.В.Бабаходжаев (собственный павильон № 105) «Шелковые халаты, платки и материя местного изделия», Т.Исамухамедов (собст.пав. №79) - «Шелковые изделия, ситец, ковры и пр.» и еще несколько павильонов с аналогичными изделиями. А упоминаемая им Л.А.Гетц выставлялась в художественном отделе № 19, павильон № 128, дойти туда было решительно невмоготу, - шутка? - более сотни павильонов,- но зато можно было посмотреть любопытные работы по шелкографии: Л.А.Гетц «Живопись на сукне, на атласе; скатерть; доска с двумя монограммами; салфетка из куска сукна; кружева; ковры из остатков разных материй; витрина с мелкими работами», М.М.Кальмансон «Работа живописью по шелку, атласу; модель декоративных подстановок “Maguefte”; риснуки карандашом, пером и акварелью; оригинальная живопись масляными красками по почтовой и папиросной бумаге; гравюра и литография», А.А.Пенькова «Шелковая косынка». Здесь опять-таки устроители столкнулись с организационными проблемами: одно дело, когда выставляется денежный винодел Д.Л.Филатов, неограниченный в средствах на возведение собственного павильона и рекламные затраты на образцы вин для дегустации, а другое - когда это насельницы женского монастыря с их вышивками по шелку.
(Продолжение следует)