в статье "что такое автор" (работа раннего, структуралистского/археологического периода) фуко критикует два альтернативных понимания фигуры автора, это:
1)автор как "аристотелевский" субстанциальный субъект, юпокейменон. этот автор полагается как суверенный, автономный от текста и предшествующий ему. (самый близкий пример работы этого способа мыслить автора - вульгарно-психоаналитические или психологические интерпретации чего угодно (?))
2)автор как пассивный реципиент структуры. (?. приблизительно, гипотетически - есть синхроническая структура (означающие и отношения - "язык"?), задающая множество возможных высказываний. - автор тут автомат, через который структура себя пропускает себя через него. ид ест, язык/текст говорит автора).
первая фигура отсылает к критикуемым в "Словах и Вещах" гуманитарным наукам в стиле 18-го-19-го века - основанным, соответственно, на человеке/субъекте/авторе.
вторая соответствует структуралистской критике гумнаук (по Фуко этнология, лингвистика и психоанализ - это троица, призванная похоронить human sciences (надо, конечно, еще объяснить зачем их хоронить))
проблема в том, что структурализм просто заменяет одно трансцендентальное на другое - трансцендентального субъекта на трансцендентальную структуру.
(на самом деле, ой ли. дело тут не в трансцендентализме, а в овеществлении и в содержании: в том, что трансцендентализм сваливается в фантазматическую метафизику. вместо трансцендентального субъекта возникает субъект, насыщенный своими "личностными характеристиками", психическими содержаниями. вместо трансцендентальной структуры возникает мифология в духе юнга.)
то, что этому противопоставляется, - это фигура автора-функции. у этой штуки нет позитивного определения, только негативное: это не автор-юпокейменон и не автор-автомат (вообще-то непонятно. потому
но есть позитивный образчик автора второго порядка: автор - основатель дискурса. все авторы - функции, но не все основывают дискурс. такой автор - это Фрейд, основатель психоанализа, открытого дискурса. Фрейд - это не то, что написано на ПСС, но имя, обращение к которому позволяет подцеплять к психоанализу новые тексты, отличные от фрейдовских. имя - господское означающее, бессмысленный знак, знак без значения. обращение к этому самому имени позволяет прервать/прорвать представляющуюся закрытой структуру, чего мы и хотим, потому что неполнота структуры - это место возникновения субъекта
(проблемка: имя, с другой стороны, может функционировать как раз как то, что сообщает структуре ложную полноту: ортодоксальные фрейдисты, как и ортодоксальные марксисты могут быть двух разных видов. фрейда всегда можно принять за то, чем подписано ПСС)
вопросы:
- археология вс. анонимная работа гегелевского духа. археология - поиск стертых подписей, которые на самом деле есть на высказываниях, которые мы нерефлексивно принимаем как данность (именно, по видимости, в силу того, что подписи на них нет). у формообразований гегелевского духа нет автора, кроме самого духа (*трансцендентальный субъект). анонимная работа духа, офк, напоминает фантазм капитала, который сам производит и воспроизводит себя и все остальное (см Ник Ланд). где здесь Маркс?
- нейтрализация имени Маркса в марксизме дает самый - по ощущениям - адекватный марксизм: исторический материализм
- авторы в разных областях. литература, философия, соц науки.
- марксизм и психоанализ - "науки нового типа" (Альтюссер)?
- ???
шутки/кэтчфрэйзы:
- представить себе психологическую интерпретацию (в духе юпокейменон) того же фрейда как автора.
- "залатать кастрацию средствами языка ~ найти место в языке (Хайдеггер и ранний Лакан)"