Прогулка ч. 1 - Маросейка-Лермонтовская площадь

Jun 06, 2017 19:00

Я полюбила район Китай-города, потому довольно часто там бываю. Не только в таких-то определенных местах, но и совершаю прогулки при наличии такой возможности. У меня проснулось любопытство, куда же могут привести в итоге столь хорошо знакомые улицы.



Красивое здание, которым я всегда любуюсь, проходя по Маросейке - посольство республики Беларусь. Посольство занимает дом П. А. Румянцева-Задунайского (XVIII-XIX век; приписывается М. Ф. Казакову, полностью перестроен в 1860-1880-е годы).

В 1774 году купец М. Р. Хлебников приобретает участок земли, принадлежавший ранее дочери губернского прокурора Ладыженской. Затем он покупает расположенное рядом владение тульского купца Ивана Пастухова, а год спустя, в 1779 году, присоединяет к своим владениям и земельный участок церкви Космы и Дамиана на Маросейке. Большой каменный трёхэтажный дом, построенный Хлебниковым в 1780-1782 годах, соответствует чертежам в альбоме известного архитектора М. Ф. Казакова.

В 1793 году дом был куплен графом Румянцевым-Задунайским - фельдмаршалом, знаменитым полководцем, прославившимся в Семилетней, а затем в Турецкой войнах (1770-е - 1790-е годы). Дом был расписан внутри картинами (позже уничтоженными) сражений русско-турецкой войны, в которых он участвовал, а возле дома был разбит сад. В 1796 году дом перешёл к сыну графа графу Николаю Петровичу Румянцеву (1754-1826), а в 1826 году - другому его сыну графу Сергею Петровичу Румянцеву (1755-1836).

Во второй половине XIX века здание несколько раз перестраивалось. Псевдобарочная отделка здания могла появиться в 60-70-х годах XIX века. К 1886 году здание обрело свой нынешний вид: с окнами по уличному фасаду, доходящими до цоколя, и дверными проёмами, доведёнными до тротуара. Кроме этого, тогда же на месте сада Румянцева (в сторону Армянского переулка) был воздвигнут трёхэтажный каменный корпус с квартирами - комнатами по длинным коридорам, сдаваемыми внаймы. Сейчас здесь располагается гостиница Посольства «Полесье».

Люблю его за то, что оно является и отличным ориентиром - налево Армянский переулок, а направо Старосадский. Оба для меня весьма значимы и любимы.



Очень массивное здание. Люблю такие - и декор, и значимость, солидность.



Памятник Чернышевскому. Улица Покровка. Его открыли в Москве в 1988 году - 24 июня. Проект разработали скульптор Юрий Георгиевич Нерода и архитектор В.А. Петербуржцев. Памятник Чернышевскому в Москве был в списках еще ленинского плана пролетарской монументальной пропаганды, но установили его только в 1988 году в сквере у улицы, давно носившей его имя.
Вскоре улице вернули ее историческое название - Покровка.



Дом Апра́ксина - Трубецки́х (Апра́ксинский дворе́ц, «Дом-комод») - дворцовое здание в стиле редкого для Москвы растреллиевского барокко, построенное в 1766 г. для графа Матвея Фёдоровича Апраксина (возможно, по случаю его брака с троюродной сестрой Петра III). Находится в центре Москвы, по адресу: ул. Покровка, д. 22.

Участок, на котором стоит современное здание, в начале 1740-х годов состоял из двух смежных владений: одно принадлежало купцу Петру Ивановичу Морозову, другое - вдове Софье Кутазниковой и её сыну Гавриле Антоновичу Макарову. На рубеже 1743-1733 годов участки с деревянными и каменными строениями купил и объединил в одно владение совладелец питейного предприятия купец Михаил Андреевич Турченинов. В 1748 году владение приобрёл английский купец Джон Томсон, известный в Москве как Иван Иванович Томсон. В 1752 году Томсон обратился в Московскую полицмейстерскую канцелярию за разрешением разобрать часть строений по ветхости и возвести новые каменные палаты. План двора с нанесёнными на него постройками выполнил архитектурный ученик Пётр Яковлевич Плюсков, а подписал архитектор Дмитрий Васильевич Ухтомский.

Заказчиком строительства дворца выступил граф Матвей Фёдорович Апраксин (1744-1803). Автор проекта не известен. Историки архитектуры приписывали его ученикам Растрелли, также называлось имя Д. В. Ухтомского[3]. По своему решению дом М. Ф. Апраксина ближе к петербургским постройкам того времени, чем к московским. Немногочисленные особняки растреллиевского стиля в «первопрестольной» были уничтожены пожаром 1812 года.

Стиль барокко, в котором строился дворец, стремительно выходил из моды. Возможно, именно по этой причине всего через 6 лет после постройки новой резиденции Апраксин продаёт усадьбу князю Д. Ю. Трубецкому. В течение последующих 89 лет участок принадлежит его потомкам - младшей ветви рода Трубецких.

О. С. Павлищева вспоминала, что в детстве её с братом Сашей Пушкиным возили учиться танцам к Трубецким на Покровку. Считается, что именно здесь, в «доме-комоде» князя И. Д. Трубецкого, состоялся сговор о свадьбе его племянницы М. Н. Волконской с графом Николаем Ильичем Толстым; в этом браке родился Лев Толстой. На лето владельцы уезжали в свою «подмосковную» Знаменское-Садки и сдавали дворец внаём. В 1849-50 годах в доме Трубецких квартировал Дмитрий Менделеев.

В 1861 г. вдова князя Юрия Ивановича Трубецкого продала дом за 125 тысяч рублей под размещение 4-й мужской гимназии, в которой учились создатель аэродинамики Николай Жуковский, философ Владимир Соловьев, театральный режиссёр и критик Константин Станиславский, филолог Алексей Шахматов, писатель Алексей Ремизов и политический деятель Николай Астров.

Во время функционирования гимназии, некоторые внутренние помещения дома были перепланированы под её нужды, как общественного учреждения. Тогда же здесь появилась чугунная лестница, сохранившая до нашего времени.

В дворцовом здании гимназия просуществовала вплоть до революции 1917 года. Домовой церковью для гимназистов служила бывшая домовая церковь Трубецких, освящённая в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, располагавшаяся на втором этаже. К юбилею 50-летия гимназии по распоряжению её директора Благовещенская церковь была обновлена, помещение храма было значительно увеличено за счёт присоединения к нему соседних комнат.

После Октябрьской революции гимназия была закрыта, домашняя церковь упразднена, а находившиеся в ней церковная утварь и убранство были переданы в сельский храм Коломенского уезда. Помещения дома по решению революционных властей были обращены в коммунальные квартиры и заселены рабочими и служащими. В тяжёлые годы гражданской войны все деревянные элементы убранства дома - декор, паркет, лестницы, перила, двери, мебель были полностью уничтожены или использованы для отопления и обогрева помещений в зимнее время. Кроме коммуналок в здании также размещались, сменяя друг друга, различные учреждения и организации. С 1924 года до 1930-х годов в помещениях дворца располагалось общежитие студентов Московского института инженеров транспорта.

После окончания Великой Отечественной войны, коммуналки начали постепенно расселяться. На втором этаже здания расположился Дом пионеров и школьников Красногвардейского района г. Москвы. И только в 1960-х годах, проживавшие в коммунальных квартирах жильцы были окончательно выселены, а учреждения и организации выведены (кроме Дворца пионеров), на освободившихся площадях разместился Всесоюзный научно-исследовательский институт геофизики (Государственное федеральное унитарное предприятие Всероссийский научно-исследовательский институт геофизических методов разведки). В это же время была проведена первая реставрация памятника - его фасадам вернули первоначальный облик середины XVIII века.

С 2005 года часть помещений дворца арендовал Российский фонд милосердия и здоровья (в 2009 г. охранно-арендный договор на помещения объекта культурного наследия расторгнут в связи с неисполнением его условий).



В доме № 43 когда-то жил Федор Каверин - советский театральный режиссер и педагог.



Просто симпатичное здание банка.



Дом № 42 - жилой дом (конец XVIII века; 1860; 1875, архитектор Митрофан Арсеньев), выявленный объект культурного наследия.



Интересный комплекс вышел - театр на Покровке, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи и всякие другие организации. Почти под одной крышей.

Далее я свернула на Садово-Черногрязскую, которая является частью Садового кольца, она начинается от площади Красные Ворота, проходит на юго-восток, с внутренней стороны к ней примыкают Большой Харитоньевский и Фурманный переулки и улица Машкова, а с внешней стороны - Хомутовский тупик. Заканчивается на площади Земляной Вал. На углу Садовой-Черногрязской и Покровки находится площадь Цезаря Куникова.



Институт глазных болезней им. Гемгольца. Бывшая Алексеевская глазная больница - - первая муниципальная глазная больница, открытая в Москве в 1900 году.



Средства на постройку выделила известная меценатка Алексеева Варвара Андреевна в память о муже, Алексееве Андрее Алексеевиче, который состоял в совете Московской практической академии коммерческих наук и также занимался благотворительностью. Строительство больницы обошлось Варваре Андреевне в 250 тыс. руб., из которых 155 тыс. были израсходованы на постройку и оборудование больницы, а остальные были по­ложены в Государственный банк как неприкосновенный капитал, проценты с которого шли на содержание больных.

Предложение открыть глазную больницы поступило от глазного врача Адельгейма Константина Львовича.

Больница была популярна у населения, в ней оказывалась помощь всем нуждающимся, бесплатно выдавались лекарства. Она имела мужское, женское и детское отделение, а также амбулаторию. В больнице числились: главный врач, который одновременно был и директором, 4 врача-офтальмолога, 1 провизор и 28 человек персонала. Каждый год клиника получала на свои нужды 25 000 рублей из городского бюджета.

В больнице было открыто особое отделение для детей, аналогов которого не было больше ни в России, ни в Западной Европе. Позволить себе такое отделение смогла через несколько только только известная глазная клиника имени Ротшильда в Париже.

Здесь начинал свою врачебную деятельность выдающийся офтальмолог, академик Авербах Михаил Иосифович. С 1903 г. в течение 40 лет он был главным врачом и директором больницы. В 1952 году на территории больницы ему был установлен памятник работы С.Д. Меркулова.

Во время Первой мировой войны больница оказывала помощь не только гражданскому населению, но и раненым. В годы после революции больницу продолжали снабжать необходимыми медикаментами, питанием, освещением и отоплением.

Территория больницы постепенно расширялась, в 1925 году она могла принять до 150 лежачих больных. Обладая большим опытом и возможностью наблюдения за больными, больница стала располагать большой научной базой. С 1910 по 1919 гг. обучение в её стенах прошли около 2000 студентов. Больница стала научным центром, где проводились конференции, посвященные самым остры вопросам офтальмологии.

В январе 1936 года глазная больница стала Центральным научно-исследовательским Институтом офтальмологии. В 1948 году он получил новое название - Московский НИИ глазных болезней им. Гельмгольца - и статус государственного головного научно-практического центра в области офтальмологии.



Памятник на территории Института. Михаи́л Ио́сифович Аверба́х - российский и советский офтальмолог. Действительный член АН СССР (1939). Заслуженный деятель науки РСФСР (1933). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Основатель и первый директор НИИ глазных болезней им. Г. Гельмгольца (1935). Работы М. И. Авербаха посвящены изучению различных рефракций глаза, глазному травматизму, проблемам слепоты, глаукомы, трахомы и др. Он разработал и внедрил в практику ряд новых глазных операций.

Неоднократно лечил В. И. Ленина. Об Авербахе очень тепло отзывается в своей книге «На ельнинской земле» поэт М. В. Исаковский, лечившийся у него ещё до революции. В годы Великой Отечественной войны М. И. Авербах передал присуждённую ему Сталинскую премию «в фонд восстановления эвакогоспиталей и здравоохранения в местах, освобождённых Красной Армией от фашистских захватчиков». В 1952 году у здания лечебного Института глазных болезней им. Гельмгольца на Садово-Черногрязской улице в Москве М. И. Авербаху установлен памятник (скульптор С. Д. Меркуров).



Дом Дервиза - особняк в Москве по адресу улица Садовая-Черногрязская дом 6.









Монументальная оградка такая. Жаль не было возможности снять с другой стороны улицы.



Впереди площадь Красных ворот. Административно-жилое здание на площади Красных Ворот - одно из семи зданий, входящих в перечень сталинских высоток. Было построено в Москве в 1947-1952 годах по проекту архитекторов Алексея Душкина и Бориса Мезенцева, конструктор - Виктор Абрамов.

Здание было сооружено на месте снесённого квартала дореволюционных жилых домов, в числе которых находился и дом генерал-майора Толя, где в 1814 году родился Михаил Лермонтов.

Здание высотой 138 метров было построено в самой высокой точке Садового кольца. Центральный корпус в 24 этажа предназначался для Министерства транспортного машиностроения СССР. Боковые, жилые корпуса высотой от 11 до 15 этажей, отделены от центрального брандмауэрами, проход между корпусами возможен только через подвал. Под корпусом, выходящим на Каланчёвскую улицу расположен северный вестибюль станции метро «Красные Ворота». Здание имеет ярко выраженное ярусное построение, его архитектурное убранство тяготеет к русскому и украинскому барокко. Согласно проекту, центральный «столп» должен был завершать здание, однако в ходе строительства он был увенчан небольшим шатром. Нижний «четверик» центральной части почленён в вертикальном направлении плоскими пилястрами, идущими на высоту всего нижнего яруса. Пояс между ярусами украшен гербом СССР. В целом здание ближе, чем другие высотные здания, к традиционным для архитектуры России вертикальным ярусным постройкам.

Центральная часть и корпуса были облицованы разным материалом, имеющим внешнюю схожесть. На высотной части были применены крупные блоки из естественных плит высотой в один этаж.

При строительстве основания высотного здания на Лермонтовской площади был применен приём, не имевший аналогов по технической смелости и инженерному искусству: дом высотой 138 метров строили одновременно со станцией метро «Красные Ворота», поэтому какое-то время многоэтажное здание будет находиться на краю котлована, следовательно, грунт осядет неравномерно и высотка накренится. Поэтому решено было специально строить с наклоном. Перед этим грунт по периметру ямы искусственно заморозили по технологии строительства метро. Когда затем он растаял, здание просело и приняло строго вертикальное положение. Такой способ больше никогда и нигде не применялся из-за сложности расчетов.

В 2000 году фасад здания был очищен от загрязнений.

Помимо Министерства транспортного машиностроения здесь располагаются Московская валютная биржа, корпорация «Трансстрой», Российский профсоюз железнодорожных и транспортных строителей, Национальный союз агростраховщиков (НСА), банк, ресторан и прочее. В корпусе, выходящем на Каланчёвскую улицу, находятся издательство «Транспорт», магазин «Транспортная книга» и другие магазины.



Памятник Лермонтову. Установлен на Лермонтовской площади в 1965 году. Авторы монумента - скульптор И. Д. Бродский, архитекторы Н. Н. Миловидов, Г. Е. Саевич, А. В. Моргулис. Площадь получила название Лермонтовской в 1941 году, в память о том, что здесь, в доме Арсеньевых напротив Красных ворот, в ночь со 2 на 3 октября 1814 года родился М. Ю. Лермонтов. Сквер на площади также стал называться Лермонтовским; тогда же появилась идея установить здесь памятник поэту, но помешала война. В 1950-х годах к идее установки памятника вновь вернулись, начались поиски наилучшего образного решения. Торжественное открытие памятника состоялось 4 июня 1965 года.

Памятник Лермонтову считается одним из самых романтических московских монументов. Скульптор постарался выразить в своём произведении суть личности и характер творчества поэта. Бронзовая фигура стоит на цилиндрическом гранитном постаменте. Воротник и полы шинели Лермонтова развеваются ветром. Лицо поэта задумчивое, его печальный взгляд устремлён в себя. Скульптура сделана с использованием характерных для 1960-х годов художественно-пластических приёмов «сурового стиля»[3]. На пьедестале выбиты строки Лермонтова:

« Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно»



Рядом со статуей расположена решётка, заполненная рельефами на тему произведений Лермонтова - «Мцыри», «Демон», «Парус».




Памятник Лермонтову фигурирует в фильме «Джентльмены удачи». Уголовник Косой называет его «мужиком в пиджаке».



Еще одна высотка - гостиница Ленинградская. «Ленингра́дская» (современное официальное название - Hilton Moscow Leningradskaya Hotel; Каланчёвская улица, 21/40) - одна из наиболее известных гостиниц Москвы, расположена у Комсомольской площади в 21-этажном здании (одной из семи сталинских высоток Москвы).

Здание гостиницы построено в 1949-1954 гг. по проекту архитекторов Л. М. Полякова, А. Б. Борецкого, и инженера, главного конструктора ленинградского Проектного института № 1 Евгения Васильевича Мятлюка. Образует органичное целое с ансамблем Комсомольской площади. Среди других «высоток» выделяется скромной высотой (всего 136 метров) и утонченностью отделки экстерьера и интерьера. В отделке фасада наряду с белой керамической плиткой использована красная глазурованная керамика. Рёбра и эмблема восьмигранного шпиля, розетки между пилонами и шары на обелисках покрыты золотом. Оформление внутреннего убранства проникнуто духом древнерусской, в том числе храмовой архитектуры, интерес к которой возрождается в послевоенное время, также использованы стилизованные элементы московского барокко, два барельефа с изображением Дмитрия Донского и Александра Невского в вестибюле отеля, декоративная решётка и люстры. Также в вестибюле находится длинная бронзовая гирлянда-светильник, которая освещает 5 этажей.

В гостинице до реконструкции было 330 номеров, общая площадь - 25 000 кв. м. На данный момент в отеле 273 номера различных категорий, ресторан "Джанус", лобби бар, банкетные и конференционные залы, фитнес-центр и салон красоты.

После реконструкции, завершенной в 2008 году, гостиница открылась под брендом Hilton Hotels & Resorts и носит имя Hilton Moscow Leningradskaya.

Продолжение следует

больницы, Москва, прогулки по Москве, памятники, история, фото, архитектура

Previous post Next post
Up