Кандидат исторических наук Мурад Раджабов - московский дагестанец, эксперт по исламу рассказывает о днях пребывания в Египте. В Миср он попал практически накануне революционных событий февраля 2011 года. Здесь он написал свою диссертацию и две книги об исламских движениях. Ситуацию знает не по книгам востоковедов, а простите за каламбур по своей книге
Его рассказ о событиях в мусульманском Египте интересен и потому, что эта страна имеет много общего с Дагестаном, впрочем, столько же, сколько и отличий.
Событиям февраля 2011-ого предшествовал следующий инцидент. Полиция подкинула наркотики и забила до смерти молодого египетского активиста Халеда Саида. Полицейские сфабриковали дело и вся ложь и фальшь жандармской системы явственна предстала перед всем египетским обществом, молодая часть которого не стала терпеть и в количестве несколько тысяч вышла на площадь Тахрир с протестом против беспредела полиции. Тогда немногочисленный разрозненный митинг был разогнан - участники забиты до ужаса, напуганы и арестованы. Было это летом 2010.
К началу 2011 года эта же молодежь и друзья арестованных летом активистов протеста полиции решили воспользовавшись социальной сетью Facebookпровести вначале в виртуальном пространстве акцию под названием «Я Халед Саид», таким образом проявляя солидарность с невинно замученным и погибшим молодым египтянином.
На этот раз акцию в сетях поддержало большое количество людей: они наметили тактику, время и формат акции уже вживую. На призыв молодых участников Facebook отозвалось большое количество молодых египтян, уставших от жандармской системы, беспредела властей и постоянного наката на свободы и права человека. Толпа молодежи вышла в направлении площади и пока она прибывала к Тахриру, количество демонстрантов увеличилось до 1 миллиона человек. Недавно революция победила в братском Тунисе, и это пробудило воодушевление у египтян, притупило страх, который впился в кость особенно взрослых египтян. Простые каирцы, завидев толпы идущих по улице египтян, выходили из своих домов и присоединялись к ним. Вы можете представить это зрелище, этот момент рождения революционного духа? Люди потеряли страх - они устали бояться. Это сигнал для любого деспотичного режима, для любой агрессии и тирании, для всех, кто бесцеремонно нарушает права человека и топчет человеческое достоинство.
Миллионный протест египтян подхлестнуло и возмущение по поводу полностью сфальсифицированных парламентских выборов в ноябре 2010 г. Все это создало гремучую смесь, которая и выплеснулась на самую главную площадь Страны фараонов.
Как же так случилось, что Хосни Мубарак бессменный «фараон» земли египетской оставил свой поржавевший и отягощенный проклятьями трон? Безусловно, Мубарак пришел к власти не «от винта», за ним была сила и авторитет, народная любовь: египтяне его любили за участие в войне с Израилем. Тогда он был молодым и успешным военным летчиком. Но с годами Мубарак обронзовел, стал глух к чаяниям народа и оброс силовым кольцом, которое его крепко держало в своих железных объятьях.
Вот генералы его и сдали. Произошло это во многом из-за того, что военное командование почуяло, что их в свою очередь хотят сдать на сына Мубарака - Гамаля, который не нюхал пороха, а был гламурным сыном «фараона». Он окружил себя олигархами египетскими, которые пока народ гнул спину и бродил по Нилу в поисках хлеба насущного, сладко проводили свои дни, не отягощая себя никакими мыслями и идеями об обновлении. Мурад говорит, что этот самый класс бизнесменов и подставил его, охмурив звоном дирхемов и динар. Гамаль был банальным транжирой и повесой. Надо сказать, что за годы многолетнего правления на счетах клана Мубарак скопилось огромное количество неучтенных египетским гражданским обществом денежных знаков, осевших где-то в туманных и лазурных берегах Альбиона и Швейцарии. Бедный Египет, который корячился в трудах, едва сводя концы с концами, был предоставлен самому себе. Плюс еще выпуклое око тайной полиции, жандармерии и всяких людей, обутых в сапоги и одетых в одежу хаки, которые досматривали народ на предмет его политкорректности. Мы помним как и дагестанские студенты попадали в мохнатые лапы мухабарата - местного КГБ, и как потом их депортировали, обвинив в связях с неопознанными объектами исламской направленности.
Ислам, справедливости ради нужно сказать, не то что бы был под мозолистой пятой жандармерии и фараонова клана. В Каире действует мировой центр исламской мысли - Всемирная академия «Аль-Азхар» - который имеет право на выпуск фетв - срочных решений и юридических положений в меняющемся мире. Верховный имам, шейх «Аль-Азхара» имеет статус премьер-министра страны. В академии преподается ислам. И каждый имеет право сказать что Ислам - это лучший из законов для человека без опаски, что какой-нибудь прибрежно-нильский суд объявит его с его материалами «ваххабитской» направленности каким-нибудь пособником и экстремистом. Тут такое невозможно в принципе. Ислам и шариат, как Закон Аллаха приемлют за основу и источник для законодательства - и это прописано в Конституции страны. И это все было в Египте. Салафиты (по-нашему - Ваххабиты) мирно бродят в соседстве с суфиями. Носят пышные бороды, исповедуют ислам так, как хотят. Но открыто высказываться против власти и переустройства государственной системы могут только под страхом моментального ареста и гниения в застенках египетского зиндана. Никто из исламских групп друг друга врагом ислама, а тем паче государства не объявляет, никто магазины с исламской литературой какого-то там толка не поджигает и не избивает продавцов оных. Толпами друг на друга в священной войне не идут, никто не вздумает сказать, что «убийство одного ваххабиста равно…». В общем, таких «чудес», я б даже сказал причуд как в Дагестане, в египетском конфессиональном калейдоскопе не наблюдается.
Так от чего же бунт? Бунт от политической травли свободных людей, от засилья полицейщины, от застывшей системы, от отсутствия духа новизны, модернизации и свободы. От ужасной бедноты, когда 40-45% жителей древней страны живет ниже черты бедности, а остальные далеко не роскошествуют и тоже перебиваются с воды на финики. Правительство Мубарака не смогло, не сумело перенастроить экономическую систему, так чтобы уменьшить количество бедноты с одной стороны и сделать так, чтобы блага земли нильской достались всем по способностям и каждому по труду, и вовсе не хотело существенно ослаблять гайки общественных свобод. Проще говоря: народ был под гнетом двойного ярма: не мог добыть себе хлеб и нищенствовал и не имел права об этом говорить и критиковать правительство. Расслоение росло, пропасть между богатыми и бедными египтянами росла…
Количество египтян жаждущих перемен достигло критической отметки - плюс генералитет просто устал поддерживать словно атланты хиреющий и каменеющий режим Хосни. И революцию то делали не исламисты - им то как раз и голову поднять никто не давал, а они и не поднимали: слишком много кровавых жертв было на памяти «братьев», поэтому исламисты застряли в прошлом и не могли принять новые правила и методы игры. Методами. И прежде всего вирутально-электронными воспользовались совсем юные ребята - некий революционный комитет, который через социальную сеть своего современника еврея Марка Цукерберга - вот где ирония политической или нет - революционной судьбы, мигом собрали толпы ребят и приурочили свое выступление ко Дню полиции 22 января 2011. Через две недели система дрогнула и пала.
Мубарак к тому же засорил ужасно систему ложью, фальшью, коррупцией, клановостью. То что сало брендами и нашего Дагестана. Везде были люди Мубарака, но они уже не были людьми Мубарака. Сердца их очерствели, они потеряли последние остатки порядочности, формальной привязанности и преданности боссу, которому лживо докладывали, что египетский народ души в нем не чает, любит его самозабвенно и потрясен его мудростью и щедростью.
И поэтому то, увидев по телевизору репортаж телекомпании Аль-Джазиры Мубарак был шокирован: толпы любящих его людей вышли зачем-то на главную площадь его любимой страны. Поняв что это не кучка бандитов из оппозиционной партии, не Аль-Каида и не бородачи, злые приверженцы радикального ислама, поняв что он безнадежно теряет последние остатки доверия правительства и граждан (или как там у них - подданных) - он поступил мудро, то есть подал в отставку. Теперь египтяне смело его называют сыном собаки - «ибну кальб», и до конца еще не верят своим глазам что в буквально смысле лежит (Мубарак перенес несколько приступов) тиран за решеткой.
Очевидно, что победой воспользуются исламисты и либералы. Молодые революционеры, с которыми Мурад лично встречался и разговаривал, могут остаться не удел. Идеологии управления у них нет, а Египет не будет отказываться от традиций, а исламистские партии от опыта и результатов многолетней борьбы за власть.
В этих условиях назревает вопрос не о прошлом - оно кануло в полноводный Нил, стоит вопрос о будущем страны, трудоизбыточной, с массой социальных и экономических проблем, мнгоконфессиональной, мультиисламской, где каждая исламская партия имеет свое видение светлого будущего Египта. Где плодородная речная полоса очень уж диссонирует с безлюдной плоскостью. Вот-вот грянут парламентские, а за ними и президентские выборы. Кто будет у руля власти, и сумет ли египетское общество найти маслиат и вместе сообща как в зимой на Тахрире выразить свое мнение: без склок и драчки?