Одесский Рэмбо

Jan 13, 2013 03:26

Часто сталкивался с феноменом: как только речь зайдет о сериале "Ликвидация", тут же слышатся восторженные отклики, мол, там же одесский еврейский колорит, там же Гоцман (произносится с характерным "гэканием"), там же шокают!

Если отбросить витиеватые фразы и выразить впечатление в нескольких словах, то фильм до ужаса картонный. Картонные люди, картонная обстановка, картонный Машков. Кстати, о Машкове. Когда смотришь на его героя, перед моими глазами нет-нет, да и замаячит железный Арни, стирающий международных террористов, чикагскую мафию, похитителей дочери и прочую мразь в межгалактическую пыль. Вот-вот, именно Арчибальд. Тот самый Арчибальд, который с суровым взглядом, железной поступью и тупыми циничными остротами в адрес поверженных врагов. Который умеет водить любую технику, который способен стрелять из всех видов огнестрельного оружия, включая саперную лопату, который всегда как будто из последних сил.

Машков в фильме - эдакий Шварцнеггер одесского разлива - проводит ночные спецоперации в одиночку, предусмотрительно прикинувшись извозчиком, и задерживает шайку бандитов безо всякого подкрепления. Все остальные милицейские аки идиоты бегают, одного человека поймать не могут, а он - р-р-раз, и как два пальца об асфальт. Отношения с командиром? Как тут не вспомнить неувядаемый шедевр "Последний киногерой" и лейтенанта Деккера! Значок Арни швыряет с такой же решимостью, с какой Гоцман ложит на стол удостоверение. В общем - картина маслом, сплошное совпадение. Да, с культуризмом у Машкова не задалось, но это мелочи.

Здесь есть одна особенность: боевики со Шварцнеггером - это такой идиотский фарс, который даже сами "ну тупы-ы-ые" американцы не в силах воспринимать всерьез, а воспринимают исключительно с юмором. Гляньте на комменты в "Ютюбе" к роликам из фильма "Коммандо", убедитесь сами. Какая-то женщина (или девушка) из России пишет, мол, фильм дурацкий, ее подкалывают в ответ: "Тебе стоит научиться ценить Искусство". Короче говоря, расцениваются боевики с Железным Арни ровно так, как должны расцениваться: как адски угарные комедии, где все настолько плохо, что даже хорошо. Кстати, сам Арчибальд относится к своим фильмам аналогично, чему доказательство - уже упомянутый "Последний киногерой". В этой картине они на пару с режиссером Мактирнаном, снявшим "Хищника" и "Крепкого орешка", всласть посмеялись над жанром, ими же созданном.

В случае с "Ликвидацией" мы видим совершенно иную ситуацию: создатели несут весь этот бред на серьезных щщах. То есть, в этом отношении сериалец уступает даже таким признанным эталонам качественных фильмов, как боевики со Шварцом. Что еще более ужасно, у зрителей, судя по всему, указанный бред прокатывает за чистую монету.

Ну, хорошо, вам не нравится Арнольд и его тяжелый немецкий акцент (чем не аналогия "шоканию"?). Замечательно... М-м-м... Как насчет... Стивена Сигала? Внешняя суровость - плюс. Отсутствие субординации - плюс. Да и лучших друзей у него в фильмах убивали - тоже плюс.

Вот взять известную сцену, как Гоцман приезжает к трапезничающим в каких-то развалинах ворам. Почему в развалинах? А где ворам еще трапезничать, кроме как не в каких-то развалинах? Ну так вот, приезжает Гоцман и, обведя всех грозным взглядом, начинает стращать: вы, мол, никто и тля, да я вас к ногтю, моргалы выколю, яйца вырву. А воры ему в ответ на "вы", по имени-отчеству.

По таким сценам и определяется интеллектуальный уровень создателей, а также их глубокие познания об устройстве преступного мира на просторах нашей необъятной. Режиссер, должно быть, не в курсах, но вор в законе - это аристократ в среде уголовников. Это почетное звание могут заслужить лишь единицы, которым для этого приходится пройти через серьезные лишения, соблюдая кодекс жестких правил. Например, вору западло работать на государство. Это значит, что, попадя в исправительное учреждение, он будет вынужден нарушать режим, что приведет к серьезному давлению со стороны администрации. Выльется это все в путевку в штрафной изолятор, где стремящийся к славе вора уголовник сполна насладится райскими условиями, созданными для его комфорта и призванными изменить его ошибочное отношение к труду.

Такова тернистая тропинка будущего дворянина от криминала. Помогают им на этом трудном пути выдающиеся среди других преступников личные качества. Выдающиеся - это не значит положительные, это значит именно выдающиеся. Например, выдающийся ум. Только применяется этот ум не для того, чтобы закончить школу с золотой медалью, потом институт с красным дипломом, потом защитить две диссертации и стать академиком, нет. Этот ум помогает выделяться из общей массы преступников. Или твердая решимость. Это не решимость во что бы то ни стало исполнить детскую мечту и стать космонавтом, а решимость находится в отрицалове и дальше, несмотря на прессинг "красных".

И вот, к подобным людям приезжает гроза одесских бандитов Лев Маркович, начинает пускать сопли пузырями. Вопрос на пятерку: что станется с таким бесстрашным, но по-детски неразумным Львом Марковичем? Думается мне, участь его печальна. Но у создателей картины другое мнение, а потому воры ропщут, но проглатывают обиду. "Даю три дня, поехали".

Даже Степан Сигал, звезда им же созданного жанра, который называется "Сейчас я сломаю тебе руку в тринадцати местах", такого себе позволить не мог. В высокохудожественном фильме "За правосудием" ("Out of justice") он, по сюжету итальянец, общается в одном эпизоде с авторитетными итальянскими же бандитами жестко, но корректно. ПальцА не гнет, ибо создатели представляют, что бывает в таких случаях. Наши же творцы-мудаки пребывают в сказочном радужном воображаемом мире, где милиционер может сквозь зубы бросить указание криминальным авторитетам и при этом остаться живым, а не оказаться обезображенным трупом, найденным в сточной канаве. Как писал выше, это нормальное состояние для нашей творческой интеллигенции: она находится внутре своей головы, не покидая эту иллюзорную Вселенную даже по большой нужде.

Несмотря на то, в каком свете выставили воров в том эпизоде, съемочная команда тут же начинает заигрывать с ними, когда показывает приезд Утесова в Одессу. Смеясь над тщетными усилиями правоохранительных органов, воры вмиг наводят лоск в Южной Пальмире, прекратив любую преступную деятельность. Может, лучше - того, вообще милицию распустить, пригласить вместо них на работу авторитетных граждан? Что характерно: Гоцман, несмотря на всю свою внешнюю жесткость по отношению к уголовникам, не чужд посиделкам рядом с вором, если не изменяет склероз, на собственном дне рождения. И Жукову заявляет: людей нельзя сажать, порядка не будет. Почему же режиссер нет-нет, да и проявит симпатию к профессиональным преступникам? Почему пионеру он предпочтет босяка? Наша интеллигенция неудержимо тянется к уголовникам, как тянутся мотыльки на свет. То - люди строгих правил и принципов, которых у наших творцов отродясь не было, и это, как мне кажется, есть основная причина их влечения.

Однако, парадокс: с одной стороны - инсценированный расстрел воров под жалостливую музыку. Не знаю кто как, а меня до такой степени проняло, что лил горючие слезы, отвернувшись и закрыв глаза ладонью. С другой стороны - "Возвращение Глеба Жеглова", "я вас всех передушу". Как подобные взаимоисключающие мысли могут уживаться в головах творцов, понять не могу. Шизофрения - не иначе, что, впрочем, также обычная ситуация среди наших властителей дум.

Такие вот пироги, творение Урсуляка не дотягивает даже до шедевров мирового искусства, боевиков с Сигалом, ибо уголовники показаны там безо всякого кокетства.

Однако, вижу, вам и Сигал не по душе. Хорошо, тогда у меня есть третий, беспроигрышный вариант. Достаю туза из рукава: индийские фильмы! Там главный герой может отбрасывать врагов на пять метров от шлепка ладонью - и тут такой же бравый товарищ, который всем дает просраться. Там разлученные близнецы находят друг друга - и тут уличный босяк, жертва сталинского террора, да наш маскулинный герой слились в конце. Наконец, там колорит - и тут колорит!!!

Но опять же, над индийским кино мы дружно ржем, ибо качество этих лент - притча во языцах. Стало быть, дебилизм, показанный в них, гораздо полезнее полезнее дебилизма, показанного в "Ликвидации", ибо гомерический хохот резко продлевает нам жизнь.

Итак, настало время подбить бабки (с) Я часто сталкивался с восторгом по поводу этой ленты, который мне совершенно непонятен. Вы что, люди? Неужели  вы готовы проглотить, не подавившись, даже такую низкопробную поделку? Можно почитать интервью режиссера Урсуляка, после чего в каждом кадре станут видны его уши. То, как глупо смотрятся пионеры, то, как лизоблюдствуют перед Жуковым, а он, дурак, не может этого понять, то, как честные и справедливые воры устроили порядок в городе в честь приезда Утесова, бредни про расстрелянного мужа главной героини - все это неслучайно. Режиссер, судя по всему - типичный представитель нашей, прости, Господи, творческой интеллигенции, которая вовсю плюется в наше прошлое и живет в какой-то параллельной реальности.

Снятый Урсуляком сериал - дешевое фуфло, уровень которого - мыльные оперы для домохозяек, которые идут вечерами в будни по любому из центральных каналов. Нет ни внятного сюжета, ни как следует прорисованных персонажей, ни завораживающих взор планов - все посредственно, искусственно, понарошку. В данном случае получилась клюква по-одесски: история - не про людей - про персонажей, которые пытаются говорить, как говорили одесситы, которые щелкают семечки, которые пытаются вести себя так, как вели герои анекдотов про евреев. Но ведь эти - не люди - персонажи сделаны из пластика, они неестественны, они неживые.

Даже шокают они ненатурально.

кино, достижения российского кино

Previous post Next post
Up