(no subject)

Oct 05, 2010 18:00

 сегодня День Учителя и я решила сделать паузу в работе и вспомнить моих учителей.
во-первых, мама. но о ней я здесь и сейчас вспоминать не буду. в конце концов, и так понятно. во-вторых, дедушка  и бабушка, но и не о них тут речь. да, этот праздник профессиональный для них троих. но они для меня действительно во многом были учителями: учили не только воспитанием и примером, но и буквально учили: методологии, дедушка со мной занимался на каникулах много математикой, помогал в университете. бабушка занималась музыкой и историей. мама, бедная, занималась всем. чего только стоили наши диктанты из Тургенева с предложениями на страницу каждое!

теперь о других учителях. первым моим учителем стала моя учительница музыки и по совместительству соседка, мама моей лучшей подруги и подруга моей мамы тетя Вера - в миру Вероника Борисовна. поскольку я росла у нее на глазах, то она, на мою голову, рано обнаружила у меня способности к музыке (бабушкины гены) и года в три меня засадили за инструмент. целый год мы занимались на дому (у них и у нас - разница была в два этажа). почти до школы, когда мы занимались у нас, я сидела не только на стуле, но и на толстенном томе Гончарова (там были "Обломов", "Обыкновенная история" и "Обрыв")  и на таком же толстенном томе полного собрания сочинений Пушкина (все же, оно не до конца полное, но мне кажется, соответствует десятитомнику).  в четыре года меня по возрасту и блату приняли в музыкальную школу, где работала тетя Вера. тут начались самые страшные мучения: чтобы я могла ходить на сольфеджио, меня надо было научить писать... ноты и нотные знаки. то, как они со мной мучились, чтобы я хотя бы ручку правильно держать научилась, я запомню навсегда. а потом еще, помню, у меня был первый концерт. в этом случае самым трудным было для них (они - это тетя Вера и мама) научить меня правильно выступать: т.е. выйти, подогнать под себя концертный стул, сесть, выдохнуть, положить  руки на клавиатуру, еще раз выдохнуть, заиграть, окончить, выдохнуть, убрать руки с инструмента на колени, выдохнуть, встать, поклониться и уйти. вот это мы репетировали дольше, чем программу (по моим нынешним ощущениям - месяц). все равно на концерте получилось почти по-моему, так, как я обычно делала: подошла, начала играть, потом села, поерзала попой, закончила уже снова почти стоя и убежала.  а еще в этой музыкальной школе у меня как-то был экзамен (обычно они все проходили на отлично, кроме этого), на котором я решила, что Моцарта надо подправить и меня понесло в импровизацию (наверное, это надо так назвать).  ну, пришла на переэкзаменовку. 
когда мне было лет семь, тетя Вера ушла в декрет, но  продолжала со мной единственной заниматься на дому.  официально у меня уже была другая учительница, ее подруга.  но поскольку тетя Вера уже была на полпути к Израилю (они эмигрировали в 91м), меня  плавно перевели в Центральную музыкальную школу, к очень приятной и интеллигентной женщине, у которой только что выпустилась моя тетя,  Альбине Николаевне (с созвучной фамилией - у тети Веры была фамилия по мужу Лаврентьева, а тут - Лаврененко). но в мою пору Альбина Николаевна много болела, ее часто заменяли, да и отношения с той школой уже не заладились. но теплые воспоминания о ней остались. а тетя Вера, приехав в Израиль, переквалифицировалась в продавца и уже много лет возглавляет один из магазинов крупнейшей сети в стране. мне лично очень жаль, что меня она не доучила до конца.

в 7 лет, как и положено советскому ребенку, я была отдана в школу. отдана я была в лучшую на тот момент школу, в которой к тому же когда-то работала моя мама, учился мой отец и некоторые другие родственники. школа, объективно, была неплоха. помню, как я хвасталась перед ребятами из двора, что  у нас шестидневка :) в этой школе мне даже попалось несколько хороших учителей.
в первую очередь, я всегда вспоминаю с теплым чувством и благодарностью учителя математики Владимира Николаевича Распарина. это учитель от Б-га, равных ему нет и, боюсь, не будет. как он умел учить! даже я, по большому счету, математическая дебилка, понимала и часами не могла оторваться от математики. не знаю, как остальные, но я математику на самом деле очень любила, и даже в математическом классе, сильно одурев от Сканави, в котором могла решить процентов 10 задач, все равно мужественно терпела 8 часов математики в  неделю и несколько еще дополнительных для отстающих, вроде меня. после того, как перешла из математического класса в обычный гимназический, все равно выпрашивала у Владимира Николаевича дополнительные задачи порешать. да и потом, перейдя в Лицей, ходила на факультатив по математике, которая мне уже точно была не нужна. и это я не говорю про всякую нашу внеклассную работу, беседы, песни под гитару и просто человеческое очарование!

в гимназии, кроме Владимира Николаевича, мне повезло с учителем истории Олегом Викторовичем Никулиным (у которого сегодня, кстати, день рождения). Олег Викторович попал к нам, пятиклассникам, едва закончив универ, поэтому учил нас так, как заведено в универе, по большей части. поэтому у нас были лекции, как у больших, и что-то вроде семинаров, чтобы наладить обратную связь и вести отчетность. и программа наша была более подробная, чем  обычная школьная: в пятом классе мы учили первобытное общество и Древние Египет, Междуречье, Китай, Индию; в шестом - античность; в седьмом - средневековье, в восьмом  и девятом - отечественную историю и историю нового времени. получилось довольно подробно. мне кажется, что весьма эффективно. всякого идиотизма вроде контурных карт у нас было минимально. зато поощрялась дополнительная работа (я, кажется, перечитала все учебники и энциклопедии, какие находила дома и в библиотеке). имела возможность, когда уже была на практике в родной гимназии, сравнить нашу систему (систему Олега Викторовича) с другой системой (этой учительницей нас всегда пугали) - и ужаснулась (и обрадовалась одновременно: если бы я попала к ней, даже страшно подумать, как бы сложилась моя жизнь :)).

одновременно с историей у нас были уроки истории искусства. первые два года (в пятом и шестом классе) их вела Елена Юрьевна Лыкова, которая тоже произвела на меня сильное впечатление, "подсадила" на предмет.

в последний год учебы  в гимназии русский язык и литературу вел у меня Павел Михайлович Ломовцев.  помню, что он имел славу хорошего учителя, подсадил меня на Пушкина, очень увлекательно рассказывал и не любил Абдулова :) что-то еще о нем вспомнить я затрудняюсь :)

много лет бьюсь над вопросом, повезло ли мне  с первой учительницей - Галиной Петровной Гоголь. не знаю. я не уверена, что с детьми надо ТАК жестко, строго, орать и давать подзатыльники направо и налево. нам ничего было нельзя: ни часов носить (ваше дело выйти из дома вовремя, домой уйдете, когда я вам скажу, звонок, понятное дело, для учителя и т.д.), девочкам нельзя было носить ничего из украшений и вольных каких-то заколок. в рюкзаке не должно было быть с собой нот и книг, которые не относились к учебе и т.д.  мне кажется, большую часть третьего класса я простояла за дверью за плохое поведение. от этого моя низкая успеваемость по математике выше не стала, безусловно. с другой стороны, она нас довольно многому научила, много нам дала, класс был, как мне сейчас кажется, дружный (наверное, из чувства самосохранения дети жались друг к другу :)). а еще Галина Петровна была, как мне кажется, убежденной коммунисткой и, насколько я помню,  переживала то, что именно на нас прекратился прием в пионерию.  как-нибудь, когда будет больше времени, напишу сюда пару воспоминаний о ней :)

еще была у нас замечательная учительница музыки Светлана Павловна. просто очень приятный человек, пытающийся детей не мучить таким странным предметом. в начальных классах были у меня хорошие англичанки - Елизавета Михайловна (она работает до сих пор, к моему удивлению, хотя учительствовала еще  в школьные годы моего отца. помню ее историю на первом уроке о том, как важно в английском языке хорошее произношение: Ленин хорошо знал английский, но вот произношение  у него хромала и, когда он приехал в Лондон, англичане его не понимали. я тогда (второй класс был) этим сильно впечатлилась, очень старалась переплюнуть Ильича хотя бы в произношении. но увы мне... :)) и покойная Руфина Аркадьевна.
в седьмом классе у нас была замечательная куратор со странным именем Нетта Ливановна (я в нем всегда делала несколько ошибок, боюсь, что и на этот раз), которая сравнительно много нами занималась, но к концу года забеременела, и мы с ней, к сожалению, расстались.

на этом мои положительные воспоминания о гимназии обрываются. но кроме гимназии в моей жизни был Лицей. в котором была ТАКАЯ атмосфера (особенно по сравнению с гимназией!), что учителя по определению были в нем чудесные.  если в двух словах, то в тот момент (1997 год) для лицея была характерна окрыляющая всех свобода во всем. как иначе сформулировать это так, чтобы стало понятно тем, кто не знает, не представляю. товарищи лицеисты, подскажите! ;)
из учителей, которые запомнили надолго:
завуч Михаил Викторович Мамонов, который нас так замучил родной конституцией, что мы начали понимать ее смысл :)
учителя истории Елена Юрьевна Орлова, Александр Васильевич Гончаров и Сергей Алексеевич Мезин,
учитель английского Анна Григорьевна Базылева и учитель французского Лариса Юрьевна Новикова,
человек (-разочарование):) Сергей Геннадьевич Сергеев.

из университета, наверное, могу вспомнить двух учителей - Дмитрия Викторовича Михеля и Ирину Михайловну Гуткину. первый был недолго, вторая была долго, но к ней у меня отношение хоть и благодарное, но неоднозначное.

вот такой состав я бы хотела поздравить с днем учителя и сказать им большое спасибо! к сожалению, не все живы и не всем скажешь уже это спасибо.

память

Previous post Next post
Up