Скиллы и 10 000 часов

Apr 15, 2014 14:01

У Miumau серия постов про вечную тему 10 000 часов труда и талант.

Вот последний из трех.



Ассоциативная связь у меня почему-то прошла с Аль Капоневским "You can get more with a kind word and a gun than you can with just a kind word".
При этом в роли 'kind word' выступает 10 000 часов, а талант - это 'and a gun'.

Без 10 000 часов -- никуда. Без таланта же прожить можно, просто вершины будут другие и мотивировать себя туда идти будет сложнее.

Это, вероятно, работает на всех сферах, но first and foremost на тех, что относятся к области скиллов, о чем я писала в предыдущем посте - язык, музыка, рисование, танец, прикладное искусство и тд.

10 000 часов - это что-то вроде пропуска в зону профи -- планка, необходимая, чтобы войти и осмотреться. А дальше снова стартуешь с нуля, но это уже "профи-ноль".

7-10 лет б/м постоянной работы. Почему так? Бог его знает. Но весь мой личный опыт это подтверждает. И с языком, и с музыкой, и с танцами. В первых двух областях 10 000 часов состоялись, во второй - несмотря на всю интенсивность - до них далеко.

Ну и очень выпукло обрисовывается через это разница между любителем и профессионалом.

Пока ты любитель, все, что ты сказал/сыграл/станцевал - мимими! Ты счастлив, все довольны.
Каааак только ты начинаешь общаться с миром профессионалов в этой области, обозначая себя как того, кто намеревается стать одним из них, картина тут же меняется.

То, что было "мимими", -- оказывается полным трешем. И это, в общем-то, может сильно фрустрировать. То есть теперь ты все это увидишь и тебе это покажут. А если не увидишь, покажут еще раз, еще много-много раз. А потом это все надо будет бесконечно повторять до достижения хотя бы проходного балла.

И в этом, в частности, разница между "ребенок занимается музыкой для себя" и "ребенок пошел в музыкальную школу". По-моему опыту, травма, получаемая в последнем случае, отличается лишь степенью. ;-)

Но в то же время, если ты это дело любишь, сам процесс будет интересным и в меру увлекательным, иногда утомительным.

Другая жизнь, другие правила.

Иногда это приводит к тому, что одни и те же преподаватели на любительских группах милы и прекрасны, а на соответствующей кафедре в институте превращаются в мегер и постоянно тебя дрючат. Это тоже крайность, конечно...
Я про мегер, а не про дрючить.

Вот, например, танцы. :) Я занимаюсь modern jazz уже лет 10, с большей или меньшей регулярностью.

Но последний активный и методичный период contemporary, за который что-то начало получаться - 2 года. И вот я знаю, что до даже полупрофессионального уровня мне как до звезды. Если продолжать еще лет 10 в том же духе... может быть. Но такой задачи нет.

В прошлом году, наподвергавшись суровой критике, мы научили нашего преподавателя мантре "вы не профессионалы, вы любители", чтобы иногда можно было выдыхать. Жить стало легче, жить стало веселей.:)

обо мне, размышляю

Previous post Next post
Up