Театральные записки / март-апрель

Apr 20, 2016 17:21

19 марта

Пошла посмотреть Concerto DSCH Ратманского, а впечатлилась Весной Священной Саши Вальц.


Про Весну Саши я помнила только то, что она мне не понравилась, но я осталась послушать хотя бы музыку.
Весна Стравинского была, конечно, грандиозным новаторством в начале 20 века, предвосхитив дрейф музыки от мелодии и гармонии в сторону ритма. Больше Весны у него мне нравится только Симфония псалмов.

Екатерина Кондаурова со своей царственной посадкой головы, длинной шеей и огромными глазами поначалу казалась жертвой по недосмотру. Благодаря росту и харизме ее было видно из последнего ряда - такие гены хочется размножать, а не закапывать.

Но под конец у меня все сошлось: Саша Вальц всему племени выдала пластику зверьков - прыгают, копошатся, носятся, - и посреди всего этого такая античность бродит.
Конечно, жертвовать нужно чуждым.

Станцевали очень хорошо.

*******
6 апреля

Пермь в Мариинке. Программа из трех одноактных балетов, объединенных темой зимы.

Если кратко, на "Конькобежцах" Аштона я поняла, почему они столько лет в репертуаре, на "Когда падал снег" восхищалась пластикой по всей видимости Руслана Савденова, а на "Зимних грезах" сэра Кеннета Макмиллана откровенно заснула.

Балет Аштона был бессюжетен и декоративен. Что характерно, ровно такое же впечатление оставляет его наделенная сюжетом "Сильвия", поставленная пару сезонов назад в Мариинке.

Но эта декоративность очень милая - фигурки из музыкальной шкатулки скользят по катку, и падает снег, как в волшебном шарике.

"Когда падал снег" уверенно сочетал в себе людей в черном в свете прожекторов, кукольную пластику у половины героев и мотив воспоминаний о детстве под Новый год.
Где-то на середине, при просмотре очередного танца кукол, до меня дошло, что это постмодерн - я смотрю кусочки Щелкунчика 21 века, поставленного средствами contemporary ballet. Происходящее на сцене сразу заиграло новыми красками.

Вот, в общем-то и все.

Но был там один танцовщик... как черная ртуть. Пространство вокруг него начинало искривляться, а внутри все существовало в собственном ритме. Он был очень мягким.
Я снова подумала, что в contemporary достаточно двух элементов, чтобы получилась магия - мягкости и энергии, идущей через эту мягкость. Третий элемент - графика - хорошо, но не то чтобы обязательно (я сейчас об исполнении, а не о хореографии). Здесь наблюдается некий конфликт с балетом - девочки были все графичные.

Третий балет поразил своим началом: четверо офицеров (?) весело отплясывали с горничной. В конце они все по очереди развели и свели ей ноги, потом дали бутылку, из которой она отхлебнула прямо из горла, и тут же упала со стула.
Интересное представление о жизни прислуги, подумала я.
Дальше было скучно и проснулась я только на дуэте, который на музыку "День ли царит" - неожиданно полетном, порывистом и амплитудном.

Когда я вышла из театра, оказалось, что давление резко упало и на улице ливень, так что, возможно сэр Кеннет был не так уж и виноват.

*******

Ну что, Золотую маску за балет-современный танец получил "Когда падал снег", про который я тут недавно писала, - его показали в рамках балетного фестиваля в Мариинке.

У меня было предчувствие, что в этом году что-то дадут Перми, особенно после того, как я посмотрела, что привёз Екатеринбург и Самодуров - мой любимец последних двух лет.
"Занавес" - отличный спектакль, но ощущения открытия, как "Цветоделика", он не оставил, и стало понятно, что третий раз подряд премию за Урал не увезут.

Мне очень понравился Step Lightly Пола Лайтфута и Соль Леон, привезенный екатеринбуржцами же, но его шансы уничтожило помещение в другую номинацию - балет/спектакль, - где также присутствовал Герой нашего времени. Туда же очень интересный пермский проект по Шостаковичу (Оранго. Условно убитый) и остроумно сделанный Моцарт и Сальери Владимира Варнавы.

ГНВ - это событие (даже по видео), там премию давать надо было обязатеьно. Удивляет, что не наградили никого из исполнителей (Шипулина-Ундина до сих пор стоит у меня перед глазами, и не у меня одной). Получили эйфмановские танцовщики за Up&Down.
Его хореография идет несколько вразрез с моими вкусовыми предпочтениями, поэтому верю жюри на слово, что это было круто.

*******
Dance Open, вечер первый

Вечер начался с того, что я посмотрела "Дыхание души" Иржи Бубеничека, полагая, что это "Тайна Синей Бороды". Коллизия, возможная только в современном бессюжетном танце.
И меня даже не смутили ангельские лица с картин Леонардо да Винчи на заднике. В анонсе было что-то про поиск взаимопонимания между мужчиной и женщиной и про любовь, и я порадовалась, что им удалось так легко это сделать, ни разу не замутнив атмосферу.

В общем, Дыхание души удалось, а кто скажет, что душа - это не про любовь, пусть первый бросит в меня камень.

Дальше шел искрометный отрыв от Пола Лайтфута и Соль Леон. Птенцы гнезда Килианова сделали привычно плотную хореографию, где каждую долю музыки Россини тело отыгрывало и отражало. Это было весело, станцовано с блеском и еще выше подняло реноме венской труппы.

А вот "Тайна Синей Бороды" оказалась совсем не моим жанром.
Главный герой там был яркий и харизматичный, в прекрасных жатых штанах, которые сразу вселяли тревогу. Он занимался тем, что показывал любимой своих внутренних демонов - сначала по очереди, потом группами.
На мой взгляд, это был сильно затянутый однородный аффект: испуганная любимая, взвинченный герой и буйные демоны. Медитативно перетекающая музыка Филиппа Гласса этому только способствовала.
Наверное, для хореографа все демоны тонко различались, но для меня они постепенно слились в нечто вроде стаи в черных кожаных плащах под предводительством крысиного короля. Герой меланхолично наблюдал за тем, как любимая от них отбивается.
Not my cup of tea, really.
Но станцевали это прекрасно.

*******
Dance Open, вечер второй

При звуках увертюры к Ромео и Джульетте Прокофьева в памяти возникает музыкальная литература. Тема любви (первая), одна, другая темы Джульетты, ссора, рок, часы - весь балет как на ладони. Симфонизм.

Есть две балетных музыки, опасные для хореографов: Щелкунчик Чайковского и РиДж Прокофьева. И там, и там кульминационные проведения тем задают столь высокую планку, что хореография под музыкой конкретно проседает. Во всяком случае я пока равновеликой не видела.

Однако если спектакль набирает темп и зрители входят в нужное состояние, глаз соглашается это принять.

Сегодня все было прекрасно.
После "Зимних грез" того же Макмиллана я была настроена скептически, но здесь все поставлено очень музыкально, с яркими живыми мизансценами и активно взаимодействующими героями.
Носители стиля (Сара Лэмб и Мэтью Голдинг) были на высоте - прекрасно станцованная пара продемонстрировала все сильные стороны английской драматической школы (особенно Ромео); на сцене кипели поистине шекспировские страсти.

Джульетта же обладала главным - внутренней чистотой, без которой её образ теряет свой полет. На мой взгляд, Джульетты порывистые и страстные (Наталья Осипова, например) все же проигрывают этой чистой высокой ноте.
Один раз, правда, я даже видела Джульетту искушенную - то был талантливый оксюморон от Дианы Вишневой.

Замечательная пермская труппа. Эта постановка идет в Ковент Гарден, Милане и Перми, и я рада, что увидела ее с лондонцами.

На выходе какой-то мужчина нервно просил у всех билет - судя по его виду, явно запалился. Но у нас не было.

Обсудили с ЛЮ, как вредно замуж маленьким выходить: в аффекте Джульетта и отраву выпила, и на кинжал бросилась, но вот сообщить родителям, что замуж вышла, мужества не хватило.
Ромео же даже не пытался потерпеть боль утраты, хотя она имела шанс сделать из него не мальчика, но мужа.

В общем, все умерли.
Но оба дуэта отличные!

балет, contemporary, музыка, культурная жизнь

Previous post Next post
Up