Размышлизмы о Чайковском и его "Евгении Онегине"

Mar 16, 2017 16:42

В искусстве разное случается. Вот, уже можно сказать, легендарный хореограф Жан-Кристоф Майо переосмыслил балет Чайковского "Лебединое озеро" и выпустил свою версию сюжета на музыку композитора. Чтобы не вводить публику в заблуждение, он применил приём, используемый в кинематографе, когда ставят фильм по мотивам произведения не буквально, и дал своё собственное название постановке - "Озеро".

Но поговорим об опере. Сейчас в моде так называемые режиссёрские оперы, для краткости именуемые режоперами. Это когда режиссёр-постановщик интерпретирует визуальные образы, характеры персонажей и переносит действия в самые разные времена и условия, совсем далёкие от изначальной задумки композиторов. При этом, на саму музыку, текст либретто и вокал режиссёр покушаться не смеет - если прописаны какие-то арии, или дуэты, или речитативы, то они и будут звучат в нужном месте в нужном настроении нужными голосами. Хотя иногда интерпретации случаются довольно значительные, - как правило многие из них, особенно неудачные, подвергаются беспощадной критике со стороны музыкальных деятелей и тех же поклонников жанра.

Если бы я был оперным режиссёром, я бы тоже покусился на "святое" - оперу Чайковского "Евгений Онегин". Для тех, кто не в курсе, поясню: опера состоит из трёх действий (актов). В первом акте происходит знакомство семейства Лариных с Онегиным, влюблённость Татьяны (её письмо) и отказ Онегина; второй акт - бал в доме Лариных, сцена ревности Ленского и дуэль; третий акт - спустя большое время, бал в Санкт-Петербурге и встреча Татьяны с Онегиным, их разборки и отказ Татьяны от любви во имя супружеского долга.

Мне представляется, главной темой оперы могли бы стать не отношения между Татьяной и Онегиным, которые в наше время кажутся несколько суетными и малозначащими, а куда более "волнительная" тема - убийство человека, то есть дуэль Онегина с Ленским. Для этого и нужно всего лишь поменять местами акты: финальный 3-й акт сделать первым, малозначимый эпилог которой, как бы станет поводом рассказать настоящую трагическую историю и тогда, естественно, финал 2-го акта, самый драматичный по накалу, станет финалом всей оперы. Ну и перенося акцент с темы отношений на тему жизни и смерти, главным персонажем вырисовывается погибший Ленский, поэтому и название оперы-трансформера можно было бы обозначить по аналогии с вышеупомянутым балетом просто как "Ленский".

На эту смелую мысль меня подтолкнул пост моей френдессы из мира классической музыки magda_zitta, которая рассказала про студента-вокалиста питерской консерватории, уверенного в том, что опера "Евгений Онегин" заканчивается сценой поединка: разве может произойти ещё что-то достойное внимания, когда тенора уже убили?! Вот и я того же мнения. Как-то вот у гениального Чайковского получилось, что самые красивые и известные арии из оперы прописаны не для первых двух персонажей, а именно для Ленского (думаю, никому их даже напоминать нет необходимости), мелодии которых попеременно, собственно, и пронизывают всю оперу, чуть ли не являясь лейтмотивом.

Кстати, при такой трансформации, и знаменитый полонез, которым начинается сцена бала третьего акта, прекрасно займет место увертюры, не считаете? От бравурной жизнерадостности, праздника жизни, к трагическому финалу - все уйдут зарёванными... ))

Ну, оставим мои фантазии и в завершении поста посмотрим известную "режоперу" 2007 года с фестиваля Зальцбурга. По мне, так просто шикарнейшая сценография, и игра, и вокал. Стилистика - "совок", в котором угадываются и сталинские 40-50-е, и "застойные" 70-80-е годы. Ассоциации с самыми разными героями и фильмами советского периода - и "Маленькая Вера", и "Родня", и "Сталкер" Тарковского - всё там! Её можно смотреть просто как кино или спектакль. Если ваше ухо не совсем музыкально настроено, то поначалу может смутить акцент иностранных исполнителей, но со временем вы перестанете обращать внимание на этот нюанс:

image Click to view



image Click to view



Чайковский, опера, классика, культличности

Previous post Next post
Up