Спасибо за обзор. Но...
Click to view
1. Заявлен провокативно неправильный предмет обсуждения. У танков было много замен в 1916, когда проявился окопный тупик. То есть они известны с XIX века: бронеавтомобили - «крейсерские танки» начала века, с теми еще моторами.
В 1916 же срочно озаботились созданием траншейного вездехода. На основе смехотворно маломощных теперь моторов. Совсем не те танки, которые уродуют сегодня чернозем. И сегодня, кстати, может возникнуть вновь нужда в вездеходе для черноземной грязи, промзон и мин. Это не будут танки, что произошли на самом деле от вооруженных бронеавтомобилей, повторю, внедренных задолго до войны. Даже броня на тех вездеходах обсуждалась, не обязательна, как и вооружение. Защищенность вездехода возникала почти невольно. Толщин стали не хватало для общей прочности.
То есть обсуждаются не танки, а наилучшие в ту пору вездеходы. Терминология тут обманывает, а в ту пору ее не было.
2. Наиболее годной в 1917 оказалась не ходовая Бена Холта, а длинный «ромб». Длинный, чтоб преодолеть траншею как раз такой ширины, ромб, чтобы взбираться на стенку, и давить, а не рвать, колючую проволоку. Инженеры делали не идеальный образ танка, а вездеход для передовой. Ромбы не потомки бронеавтомобилей, а созданный по случаю вездеход с вооружением.
3. Танки для рейдов появились позже. Для войны год - это когда по очевидным обстоятельствам война должна была кончиться.
Смысла в 1915 делать танк рейдер не наблюдалось. Немцы остановлены и блокированы, проиграли. Для рейдов есть автомобили. Не будь ленинской партии, не появились бы гусеничные рейдеры в тот год. Неупомянутый Адольф Кегресс до войны испытал полугусеничное шасси для скоростного преодоления пашни и сугробов.
Чтоб почувствовать: окопный тупик формируется только осенью 1915, через год маневренной войны. Вездеходы еще не нужны, а нужны в начале 1916. Проявились вездеходы в начале 1917, когда обоснованно ждали совершенную победу Согласия. Но Россия внезапно выбывает, давая немцам и австрийцам продовольствие и обход блокады. Все - мгновенно.
4. Танки Черчилля, что рвали оборону кайзера, продолжились, например, в спецмашинах на основе Churchill для пляжей Нормандии; в плавающих БТР морпехов США; бронетракторах Израиля. Танки переделывают в боевые вездеходы, как видим. Такие машины быстро появляются у развитых армий, когда возникают особенные условия войны на тяжелом бездорожье.
А воюют, как правило, в городах и рядом с ними, на самых лучших дорогах к столице. Отчасти, рост массы броневиков обусловил гусеницы после Великой войны. Делать 30-т восьмиколесники предстояло научиться.
+ Другими словами еще раз. Танки начинались не с разработок Холта, хотя на его тракторах прикидывали боевые машины раньше «ромбов». Шасси Holt и производные понадобились после первого внедрения танков, по другому поводу: для кавалерийских рейдов, а не взламывания окопного тупика.
Кавалерийские танки - тяжелые бронеавтомобили, по сути. С ростом массы понадобились гусеницы.
Еще - самоходное шасси артиллерии. Позднее танк непременно вооружался пулеметами, а первые французские танки - не всегда, это штурмовые артсамоходки.
FT-17 - первая танкетка, почти экзоскелет пулеметчика с водителем, а не «танк классической компоновки». Пулеметчик ее надевал на себя почти, такая она тесная.
«Ромбы» развивают по сию пору. Но не их называют танками. Вопрос же: что было бы, если у Холта не вышло? «Ромбы». Они еще и первые плавающие. Боевые машины особой проходимости.
Вот поздние «ромбы»:
Боевые вездеходы строили и строят в Англии, США, Японии, КНР. Есть и с опоясывающей гусеницей, как видим. Статья про кругозор, а не архетипы танков в сознании обывателя или филолога.
Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий