Справка: из авиации в нашей стране имеется авиакомпания Estonian Air с её Боингами-737 и Саабами, а также - военно-воздушные силы. С тремя арендованными самолётиками L-39 и двумя вертолётами Robinson. Именно поэтому, Эстонский авиационный музей любопытен вдвойне. С его "Миражами", "Сушками", "Саабами" и "МиГами". Хотите посмотреть?
Экспозиция впечатляет. Для маленькой авиации маленькой Эстонии Мати Меос на своей земле делает очень большое дело, коллекционируя вполне себе реальные самолёты. Причём, некоторые из них добираются на вечный покой своим ходом.
Например, как
вот этот вот очаровашка
Saab 37 Viggen. Начать хочу именно с него, потому что этот самолёт дорог мне лично - это первый истребитель, который я видел своими глазами близко. Когда я только начинал работать в журналистике, именно с него началось моё увлечение летающими штуковинами. Вот этот самый самолёт молоденький журналист Кирилл Крабу встречал на Тартуском аэродроме, когда он своим ходом прилетел, чтобы стать музейным экспонатом. 5 лет назад. Помню, целый сюжет сделал, с пилотом пообщался, с владельцем музея - тогда это был, вроде всего четвёртый экспонат. Сейчас там 16 самолётов находится.
Saab 37 Viggen - шведский многоцелевой истребитель, разработанный фирмой Сааб в 1960-е годы. Первый в мире серийный военный реактивный самолёт с передним горизонтальным оперением. На экспорт не поставлялся, вплоть до конца 1990-х годов оставался основным боевым самолётом ВВС Швеции. Самый молодой экспонат музея - ему всего 17 лет и он в прекрасном состоянии. Снят с вооружения ВВС Швеции, поскольку закончился срок купленной на время у американцев лицензии на двигатели и страна потеряла право их эксплуатировать. Всего 17 лет птичке. Это вообще не возраст для такого самолёта, насколько я понимаю. Итак, полуживые 40 миллионов долларов - в студию!
Кстати, хотя я эту штучку никогда в жизни не видел, сразу понял что к чему, спасибо авиафоруму и френдам от авиации. RAT это. Ram Air Turbine. Выпускается в экстренном случае, когда двигатели не работают, чтобы хоть как-то энергию вырабатывать для обеспечения жизнедеятельности основных систем.
Шведов там вообще много. Вот
ещё один красавец по земле распластался.
Saab 35 Draken. Самолёт достаточно уникальный, в первую очередь из-за своего внешнего вида. Сей красавец прибыл к нам из шведского авиационного музея. Вернее, его прибыли, так как эта птичка прилететь уже не могла.
Википедия говорит, что разработан он в середине 1950-х годов. Являлся основным боевым самолётом ВВС Швеции вплоть до появления «Виггена». В небольших количествах поставлялся на экспорт. Отличительная особенность «Дракена» - необычное треугольное крыло двойной стреловидности.
Ещё один из "Саабов" там был -
Saab 32 Lansen, первый швед, превысивший скорость звука. Но фотки, увы, не получились. Впрочем, не унываем.
Конечно же,
эту лапу вы узнали. Знаменитый "Мираж". Коллега уже засунула любопытный нос и поражается, какие они там все маленькие должны быть.
Dassault Mirage III RS, если верить Википедии, это одно- или двухместный истребитель, истребитель-перехватчик или истребитель-бомбардировщик. Данная штучка умеет ещё и разведывать, поскольку носовая часть буквально утыкана камерами.
Ну, и теперь на сладкое. Например, вот:
Кто это такой на нас смотрит? Имеющие отношение к авиации люди, вероятно, даже сзади узнали старого знакомого
Су-24. Советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. Например, такая машинка успела в Афганистане поработать. Да и до сих пор, если не ошибаюсь, такие "Сушки" из строя не вышли. Эта птичка была подарена музею ВВС Украины, которым не хватило денег на их содержание. Красавец!
В кабину, конечно, залезть нельзя. Но посмотреть вовнутрь можно. Как-то так:
Ещё одна "Сушка" радует глаз на площадке под Тарту.
Су-22 М4. Экспортный вариант Су-17. Советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в первой половине 1960-х годов. Первый советский самолёт с крылом изменяемой геометрии. Три десятилетия он состоял на вооружении ВВС СССР и России, широко экспортировался и применялся в ряде вооружённых конфликтов. Этот красавец прилетел к нам из Польши, будучи подарком польских ВВС. Обратите внимание на аэрографию - это закос под американцев, которые для отличия своих самолётов во время II мировой войны начали их раскрашивать в голых жэнщин. Потом жэнщин отменили уставом и находчивые пилоты стали довольствоваться животными.
Су-17 был единственным советским боевым самолётом, участвовавшим в Афганской войне 1979-1989 годов от начала и до конца. Основными модификациями были истребитель-бомбардировщик Су-17М3 и разведчик Су-17М3Р. В первый год войны применялись ранние Су-17 и Су-17М, а в 1988 году в Афганистане появились Су-17М4. Самолёты применялись очень широко, хотя во второй половине войны были несколько потеснены штурмовикам Су-25. Потери, поначалу очень небольшие, заметно выросли после появления у моджахедов переносных зенитно-ракетных комплексов, особенно «Стингер». Точное число потерянных в Афганистане Су-17 неизвестно, однако предполагается, что их было не менее 30 машин, то есть около четверти от общих потерь ВВС СССР. Кроме того, Су-17 в экспортных модификациях был одним из двух основных боевых самолётов ВВС Афганистана (наряду с МиГ-21).
Ну, и собственно. Без Микояна с Гуревичем мы обойтись не могём.
Вон, кто к нам пожаловал:
МиГ-21 МФ. Самый распространённый сверхзвуковой боевой самолёт в мире. Выпускался серийно в СССР, в Чехословакии, Индии и Китае и применялся во многих вооружённых конфликтах. Опять-таки, поляки поделились.
МиГ-21 состоял на вооружении и использовался в ВВС более чем 65 стран. Советскими летчиками за характерный внешний вид был прозван "Балалайкой". До 1966 г. страны западного блока не имели никакого определенного представления об этом самолете, хотя чрезвычайно стремились завладеть им; 15 августа 1966 г. самолет был угнан в Израиль иракским летчиком Муниром Редфа.
Это считается одной из самых успешных и выдающихся операций Моссада.
Продолжаем модельный ряд. Советский многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности, его последняя модификация
МиГ-23 МЛД. Его нам подарили украинцы.
Истребители МиГ-23 участвовали во многих вооруженных конфликтах 1980-х годов. Советские МиГ-23 с 1984 года участвовали в Афганской войне, сменив в Афганистане МиГ-21. По оценкам летчиков, новые самолеты были менее пригодны к афганским условиям. Высокая скорость полета не позволяла наносить достаточно точные удары по позициям противника, в отличие от менее скоростных и более маневренных Су-25. Тем не менее, потери МиГ-23 за четыре года участия в боевых действиях оказались очень небольшими.
Очень эффектная машинка. Впрочем, как и все они.
А в будущем вот этот красавец пополнит экспозицию музея. Ныне реставрируемый
Як-28. Кроме того, в следующем месяце из Италии к нам в музей прилетит на ПМЖ
F-104 Starfighter. Добро пожаловать новым экспонатам!
Не будем особо сосредатачиваться на мелких самолётиках, таких как Л-39 и ТС-11. На таких вот штучках наши пилоты и тренируются. Слева который стоит, Л-39. О размерах можно судить даже по ступеньке, по которой можно в самолёт запрыгнуть. Сравнить с другими машинами экспозиции как-то сложно. Лично мне он показался почти игрушечным. Хотя, век живи - век учись. Вполне себе боевой, оказывается. Но и учебный - тоже. Причём, у нас - скорее учебный. :)
А напоследок мы с вами прогуляемся по легендарному для российских пилотов воздушному судну, которое
встречает тебя уже на подъезде к музею. Я более чем уверен, что люди из авиации, если таковые заглянули на огонёк, уже по самой верхней картинке поста поняли, о ком пойдёт речь.
Старый добрый "Свисток"
Ту-134А. Когда заходишь вовнутрь, ощущение, будто попадаешь в историю. Я очень много читал про этот самолёт, очень много отзывов на форумах и в разговорах с пилотами слышал, но сам поднялся на борт впервые. Этот самолёт - практически живое существо, причём - личность. Со своим характером и подходом, которого требует. В общем, заходил я в него с безусловным чувством уважения.
Внутри пахнет, как в поезде. А выглядит как-то уютно. Хотя и потрёпанно. Пассажиру, привыкшему к Боингам, будет немножко непонятно увидеть в салоне домашние кресла.
Самолёт принадлежал раньше Эстонской авиакомпании ELK, которой уже не существует. Летал по маршруту Москва - Рига - Санкт-Петербург - Турку.
Кстати, для тех, кто до сих пор не верит, что "Чёрные ящики" - на самом деле никакие не ящики и вовсе не чёрные. Бортовые самописцы на большинстве воздушных судов вполне себе оранжевые. И выглядят примерно так.
А ещё в музее можно покрутить вот эту штуковину. На удачу, чтобы ещё сюда обязательно вернуться.
Поскольку в будущем ещё много всего интересного ждёт нас в музее. Хозяин планирует приобрести ещё как минимум 30 различных самолётов. В том числе и американцев, и русских. Кстати, Мати Меос сказал, что ему очень сложно найти контакты с представителями России, которые могли бы помочь в пополнении музея. И если кто-нибудь может помочь, он будет только рад. Так что, если вы можете оказаться полезными в данной ситуации - оставляйте комментарии в этом журнале. Да и вообще - оставляйте, потому что писал я этот пост практически сутки и мне было бы приятно узнать, что вы про всё это думаете.