Две вещи бросаются в глаза относительно Роршаха.
Во-первых, Роршах -- это гротескное, но фотографически точное изображение
пост-травматического сознания, которое очень легко примерить на себя
любому, пережившему серьёзную травму. Это состояние, непосредственно
следующее за травматическим опытом столкновения с реальностью, опытом такой
силы и такого содержания, что сознание оказывается неспособно вместить
пережитое. Это состояние, когда привычный внутренний нарратив оказывается
полностью разрушенным неукладывающимся в него реальным опытом, и человек
оказывается выброшен в пространство бессмысленного. В этом состоянии
переживший травму с болезненной отчётливостью видит каждую, самую
незначительную, деталь реальности, но оказывается совершенно неспособен
сформировать из таких деталей цельную осмысленную картину. Это, собственно,
и есть Роршах: после травмы мы смотрим на свою реальность, на свою историю,
на свою жизнь и на свою личность как на бессмысленное сочетание
замысловатых и сложных остро-чёрных пятен на болезненном белом фоне,
спрашиваем себя: "что всё это означает?" -- и не находим вообще никакого
осмысленного ответа. Речь Роршаха, бессвязный поток безжалостно точных
наблюдений реальности и дымящихся клочьев рефлексии, лишённый единого
несущего нарратива, отражает это же пост-травматическое состояние.
Во-вторых, именно Роршах, с его отсутствующим нарративом и расколотым
взглядом на реальность, тем не менее является нашим рассказчиком в истории
Хранителей: всю эту историю рассказывает нам именно он, мир Хранителей мы
видим как бы его глазами. Фильм начинается с того, что Роршах узнаёт,
что Комедиант мёртв, даёт нам краткую выдержку о состоянии дел, и
заключает: "Must investigate further", "надо расследовать". Всё, что мы
видим дальше -- это расследование Роршаха.
Сложив эти два простых наблюдения, мы видим, что перед нами -- яркая
история, рассказанная пост-травматиком. Возникает понятный соблазн
рассмотреть её как метафорическое описание переживания травмы. Намёк на то,
как устроена эта метафора, содержится, опять же, в нашем рассказчике, в
Роршахе. Сознание Роршаха расколото, фрагментировано в результате травмы,
поэтому можно предположить, что основные действующие лица Хранителей
представляют собой осколки одного и того же сознания, подвергшегося
травматической диссоциации, утратившего целостность и расслаивающегося на
множество слабосвязанных и противоречащих друг другу сущностей.
. . .
Собственно событие, вызвавшее травму и травматическую диссоциацию -- это,
очевидно, экзистенциальная угроза, ядерный холокост. Это ясно с первых
кадров, где угроза ядерного конфликта показана как неотвратимая, и
единственное, что пока что ей противостоит -- это Доктор Манхэттен (о нём
будет ниже).
Из основных действующих лиц первым появляется в кадре Комедиант. Он,
очевидно, представляет собой тело: витальность, брутальность, здоровые
рефлексы, физическая сила, сексуальное влечение, телесные удовольствия, и
при этом -- демонстративное пренебрежение к уму, нормам, морали и
духовности. Тело является центральным связующим элементом личности: каковы
бы ни были внутренние противоречия между разными частями нашего сознания,
все эти части вынуждены находить способы сосуществовать относительно мирно,
поскольку все они живут в одном теле. Смерть Комедианта -- это состояние
физического шока, являющегося результатом травматического опыта; состояние,
когда тело как бы выключается, ведёт себя как не наше, кажется нереальным
или впадает в кататонию. Это -- первая фаза травматической диссоциации.
Смерть Комедианта включает механику развития сюжета Хранителей, обнажая и
обостряя до предела противоречия между остальными участниками. (И, как
говорит об этом Эдриан Вейдт, "Blake figured it out first. By the time he
visited poor Moloch, he was cracking badly"). С утратой связывающей и
объединяющей роли тела, конфликт между частями травмированного сознания
переходит в острую фазу.
В такой интерпретации центральный конфликт фильма -- это противоречие между
реальностью и нарративом. Эта ось спроецирована на мир героев в виде двух
меридианов, внутреннего (внутренняя реальность / внутренний нарратив) и
внешнего (внешняя реальность / внешний нарратив).
. . .
Рассмотрим сначала противоречие между внешней реальностью и внешним
нарративом, меридиан Роршах-Комедиант-Манхэттен. В фильме вообще ничего не
сказано о том, откуда взялся Комедиант (что логично -- к моменту, когда
возникает самоосознание и память, тело уже существует), зато явно показана
его смерть. С Роршахом и Манхэттеном ситуация противоположная: у каждого из
них есть история происхождения, для каждого из них нам показан формирующий
инцидент, сделавший каждого из них особенным, отделивший их от безликой
человеческой массы. Конечно, эта симметрия не случайна: во всех трёх
случаях речь идёт об одном и том же событии -- отключении тела и
последующей прогрессирующей травматической диссоциации. Что бросается в
глаза:
Во-первых, Доктор Манхэттен. Его история происхождения -- это, буквально,
инцидент, несчастный случай, в результате которого Джон, буквально,
утрачивает тело. Для него это выглядит так, что его тело было уничтожено
непреодолимой внешней силой, в результате чего он обрёл полную свободу и
огромную мощь. Что же такое Доктор Манхэттен? Это, очевидно, рациональный
разум. Как он описан в Хранителях: учёный, выдающийся физик, инженер.
Он говорит: "I have walked across the surface of the sun. I have witnessed
events so tiny and so fast they can hardly be said to have occurred at
all" -- это, конечно, о способности рационального разума проникать в суть
событий, невидимых человеческому глазу и недоступных прямому наблюдению. В
результате инцидента Джон утрачивает связь с миром людей и с их
реальностью, и на протяжении всего повествования постепенно отдаляется от
них ("You're drifting out of touch, Doc", говорит Комедиант) -- пока,
наконец, не отделяется полностью (отправившись на Марс).
Трудно не заметить, что Манхэттен находится на нарративном полюсе оси
("реальность-нарратив"): ключевым интеграционным моментом в фильме для
Манхэттена является не финал фильма, но финал его разговора с Лори, на
Марсе -- разговора, в котором он, несмотря на всю свою отстранённость,
несмотря на свой побег из мира реального, обнаруживает в нём смысл,
нарратив, непостижимую и мощную структуру, меняющую для него всё. И,
конечно, это ровно то, что делает рациональный разум.
Кстати, Манхэттен способен видеть прошлое, предугадывать будущее и понимать
самые непостижимые закономерности, но странным образом не видит того, что
происходит прямо у него под носом (Эдриана Вейдта с его дьявольским планом)
-- почему? Потому что...
Во-вторых, Роршах. Его история происхождения, в свою очередь, описана как
травма, инцидент, в результате которого Уолтер Ковакс, почти буквально,
утрачивает ... рассудок. В первую очередь именно разум, связное
рациональное сознание, единую личность. Утрата разума показана через его
речь как поток сознания, утрата личности -- как утрата человеческого лица,
замена его на маску из бессмысленных пятен. Что же такое, в таком случае,
Роршах? Роршах -- это awareness, внутренний наблюдатель. Его
бескомпромиссность -- это именно бескомпромиссность в восприятии
реальности. Роршах видит всё и никогда не отводит взгляда, и если то,
что он видит, невыносимо для его разума -- тем хуже для разума. В сущности,
Роршах -- это инверсия тезиса о том, что наши представления о мире, наш
внутренний нарратив, мешают нам видеть мир таким, какой он есть. Роршах
видит мир совершенно таким, какой он есть -- и именно потому, что у него
нет о мире связного представления, и его внутренний нарратив разрушен. Он
видит всю мерзость и всю грязь, он видит хаос, и отказывается увидеть в
этом хаосе структуру. Сцена, где он, вернув себе отнятую у него маску,
надевает её, и спрашивает доктора "What do you see, doctor?" -- это
описание полной капитуляции перед хаосом и ужасом мира, как его видит
Роршах, без ретуши, без иллюзий, без структуры и нарратива.
Момент истины Роршаха -- это финал фильма, момент, когда Роршах
оказывается перед окончательным выбором между жуткой истиной и удобным,
гладким, спасительным для мира, но лживым нарративом Вейдта -- и Роршах без
колебаний выбирает истину, даже ценой собственной жизни, даже ценой
страшной опасности для мира. Симметрия между Роршахом и Манхэттеном здесь
совершенно очевидна.
Таким образом, Манхэттен -- это разум, лишённый (в числе прочего) контакта
с реальностью, а Роршах -- это внутренний наблюдатель, лишённый разума.
Хотя изначально и тот, и другой являются осколками одной и той же личности,
на момент собственно диссоциации центробежный импульс настолько велик, что
даже после разделения они продолжают двигаться в противоположных
направлениях: Доктор Манэттен движется вверх, на небо и за него, всё дальше
от реальности, пока не оказывается на пустынном холодном Марсе, полностью
покинув реальный земной мир, а Роршах движется вниз, в ад, на дно мира --
пока не оказывается в конце концов в тюрьме, где сталкивается с самыми
тёмными и скрытыми от сознания частями реальности.
. . .
Внутренний меридиан оси реальность-нарратив -- противостояние между
Роршахом и Вейдтом. Чисто имиджевое противопоставление между Роршахом и
Вейдтом показано менее броско, чем между Роршахом и Манхэттеном (где один
обнажён, второй полностью скрыт одеждой и маской), оно более нюансно, но
при этом оно глубже. Роршах лишён лица, Вейдт наделён лицом, и даже
красивым; Роршах грязен и беден, Вейдт богат и красиво одет; Роршах
разорван (маска отдельно, человек отдельно), Вейдт предельно целостен;
Роршах -- анархист и одиночка на дне общества, Вейдт -- глава гигантской
корпорации на самом верху. Наконец, Роршах предельно, абсурдно
бескомпромиссен, а Вейдт -- это мистер Компромисс. Итак, если Роршах -- это
внутренний наблюдатель, что что же такое Вейдт?
Вейдт -- это внутренний нарратив, "я"-конструкт, стремление сохранить себя,
стремление любой ценой вернуть личности внутренний мир и утраченную в
результате травмы и травматической диссоциации иллюзию целостности.
В то время как каждый изгиб траектории Роршаха диктуется только и
исключительно бескомпромиссным поиском истины и справедливости, все
действия Вейдта всегда направлены только на целостность и сохранение мира.
В интермедиях мы видим, как Вейдт всегда пытался объединить Хранителей в
единое целое, действовать скоординированно и в соответствие с единым
планом. Ради целостности и мира он готов лгать друзьям и убивать миллионы.
При этом Роршах является единственным полномочным представителем реальности
в констелляции героев Хранителей. Его конфликт, например, с Манхэттеном не
фундаментален: Роршах и Манхэттен вполне мирно сосуществуют большую часть
фильма -- ровно до момента, когда Манхэттен таки находит для себя нарратив,
и делает выбор между нарративом и истиной, выбор в пользу нарратива.
Конечно, после этого конфликт между ними неизбежен.
С Вейдтом не так: Вейдт, "я"-конструкт, сам и есть (внутренний) нарратив,
нарратив, целостность которого не может, по построению, быть обеспечена
без компромиссов, без игнорирования неудобных частей реальности и
выстраивания разного размера иллюзий и обманов -- никак иначе вместить
сложную и хаотично устроенную реальность в красивую цельную картинку
простого понятного нарратива просто нельзя. Поэтому конфликт между Роршахом
и Вейдтом -- неразрешимое фундаментальное противоречие (которое, конечно,
закономерно приводит к смерти одного из них).
. . .
Таким образом, с точки зрения популярной модели Кюблер-Росс (пять стадий
переживания тяжёлого опыта, отрицание-торг-гнев-депрессия-принятие),
развязка Хранителей -- это переход от состояния острой травматической
диссоциации к первой фазе coping-а, к отрицанию. Внутренний наблюдатель,
представитель реальности внутри личности, уничтожен; субъект оказывается в
состоянии игнорирования реальности. Рациональный разум, опасный своей
способностью восстанавливать картину реального по косвенным признакам,
отправлен в ссылку куда-нибудь подальше от беспокоящей реальности. Заплатив
эту цену, мы получаем обратно наш драгоценный внутренний мир, построенный
на самообмане и отрицании, и наш драгоценный, ложный по построению,
нарратив: "всё, в принципе-то, неплохо, а возможно даже и хорошо". Нарратив
победил, реальность проиграла.
Но развязка -- ещё не финал. Развязка Хранителей -- это сцена в Антарктиде,
а финал -- это Драйберг, цитирующий слова Манхэттена ("Nothing ever
ends."), и сцена в редакции газеты "New Frontiersman". Она довольно
прозрачна: Роршах, представитель реальности, уничтоженный во имя
нарратива, возвращается с того света (в виде журнала, подброшенного в
редакцию); реальность, как бы тщательно мы не выставляли её за дверь, имеет
противное свойство находить щели, через которые она всегда рано или поздно
просачивается обратно. Чуть менее очевиден вот этот диалог:
- Well, Ronald Reagan says he's gonna be running for president in '88. We
could run a piece on that.
- Seymour, we don't dignify absurdities with coverage. This is still
America, damn it. Who wants a cowboy in the White House?
С одной стороны, просто шутка о недальновидности редактора, который не
знает, что Рейган станет президентом.
С другой -- это ведь как раз о том, как смехотворны наши попытки мерить
реальность нашим простым и понятным нарративом.
This entry was originally posted at
https://jsn.dreamwidth.org/106752.html. Please comment there using
OpenID.