Во времена оны приходилось сравнивать конструкторские школы - отечественную и забугорную. Разумеется, речь о сегменте хайтека - то есть продукта не ширпотребского, а продвинуто-инженерного.
На вполне конкретных примерах я убедился, что отечественные конструкторы думали о технической эффективности, а забугорные - о коммерческой.
Вот, к примеру, несколько лет на моём рабочем столе (в ОКБ МиГ) обретался в качестве сувенира датчик-топливомер с американского фантома - им удобно было прижимать кальки чертежей, свёрнутых в рулон. Эта железяка всегда привлекала внимание посещавших меня коллег из других отделов - разница с отечественным продуктом чувствовалась сразу же: забугорная железяка была приятной глазу - окрашена яркой анодировкой. Ёлочная игрушка прямо. Её крутили и цокали языком: умеют же делать, супостаты! После чего я доставал отечественный датчик того же назначения - окрашенный анодировкой в ровный серый цвет с фланцем, покрытым классической молотковой эмалью. И вот на этой серенькой железяке я наглядно показывал: насколько «инженерней» и потому реально прогрессивней думаем мы, чем они.
Пару слов о топливоизмерении на истребителях: запас меряется двумя альтернативными методами - расходомером (турбинка в трубе на входе в двигатель) и топливомером (ёмкостные уровнемеры в каждом из баков).
В данном случае речь именно о датчиках-уровнемерах, конструктивно выполненных в виде коаксиально установленных труб, являющихся обкладками конденсатора. Поскольку баки самолёта имеют сложную пространственную форму, то функция ёмкости от уровня - нелинейная. И датчик должен иметь соответствующую коррекцию - чтоб ёмкость менялась линейно не от уровня, а от запаса керосина в баке. Вот в этом аспекте наша и их конструкции отличались радикально.
Американский F-4 "Phantom II"
На фантомском датчике коррекция достигалась изменением диаметра наружной обкладки, которая была набрана из сегментов труб разного диаметра. Для крепления этого набора разнокалиберных труб требовалось соответствующее количество изолирующих фланцев - все с винтиками для крепежа. И собирать его надо было долго и нудно - как детскую пирамидку из колечек.
Наш датчик имел одинаковый диаметр по всей длине - то есть всего одна труба вместо их набора. Профилировка же достигалась фигурными окнами в наружной обкладке - причём делались эти отверстия методом химического фрезерования, а не дорогостоящей механической обработкой. Соответственно, стойка-прокладка - всего одна, и сборка - намного проще (три винта закрутить вместо трёх десятков).
В результате, с учётом более дешёвой внешней отделки, стоимость в нормочасах нашего изделия по оценкам наших технологов оказывалась на порядок меньшей!
Кроме того, в супостатском датчике коррекция возможна только линейно-кусочная, с малым числом сегментов. У нас корректирующая функция - любая! Дырку же вытравить можно любой формы, с плавными переходами, очень точно соответствовавшими форме бака. Так что точность датчиков тоже отличалась на порядок!
Почему же их датчик - такой неуклюжий с инженерной точки зрения? Мы от подобной конструкции отказались на десяток лет раньше. Но зато он у них был более выпендрёжным: глядя на него, заказчик видел нечто навороченное, а у нас - ну, труба трубой. То есть конструкция изначально оправдывает в глазах потребителя более высокую цену, которую он платит!
И это не единственный пример - подобных было у меня в практике ещё много: принцип максимизации прибыли является сквозным и закладывается в их конструкторской школе во все уровни конструкции…
Источник - камрад
fan_d_or в
комментариях к разговору о "Гефесте".