Камрад
gastatalex в своем посте
Ай да Шекспир, ай да Уильям подметил интересную штуку.
Сходил перед Новым Годом к старым, добрым знакомым из
Культурного фронта СЗАО, на постановку трагедии Шекспира «Отелло». Как уже говорилось , формат «Театра без зрителя» это такой формат, когда каждому, кто пришёл на мероприятие достается роль. Каждому. Но в этот раз, (а в прошлый раз мне досталась роль слуги), обижаться на Фортуну я не могу.
Когда раздавались роли, кто-то узнал меня в толпе и крикнул: «Лёша служил в армии , дайте ему роль Отелло». Собственно так и получилось, дали мне роль Отелло. Затруднений по вхождению в роль не испытывал, вспомнил своего начальника штаба батальона и все получилось само собой. Был также важен, спесив, властен в обращение с подчинёнными и Дездемоной. В конце спектакля, проникся и уже начал где-то понимать своего героя, почему подозрения в измене супруги легли на благодатную почву, когда каждый день в доме: «Помоги Кассио! Помоги Кассио! Ну… помоги Кассио!».
Но самое интересное происходит у нас, как, правило за тёплым, дружеским чаем, когда мы обсуждаем спектакль, обмениваемся мнением. Кто-то говорил, что дура эта Дездемона, кто-то говорил еще что-то.
И когда казалось, что вот сейчас встреча закончится и все довольные собой и друг другом разойдутся по домам. Внезапно…. один из постоянных участников наших мероприятий, а я назову его «завсегдатай нашего заведения», который все время обсуждения молчал и наблюдал лукавыми глазами за ходом дискуссии, вдруг произнес: « А если попробовать рассмотреть эту пьесу символически. Помните же, зачем-то Шекспир вкладывает в уста недалекого, рубаки военного Отелло такие слова: «А если я разлюблю тебя, то наступит Хаос». Хаос с большой буквы! Не слишком ли сложно для недалекого рубаки? А если предположить, что Отелло здесь символизирует большой субъект, как-то народ, государство. Дездемона - это идеальное к которому этот субъект стремиться, и на основании этого идеального строит свою жизнь. А Яго это смысловой вирус который все время притворяясь своим, проникает внутрь отношений Субъект-Идеальное и начинает эти отношения разрушать, зарождая в субъекте сомнения, что его идеал достоин его любви. А когда эти сомнения дали плоды тогда, субъект убивает в себе, душит свое идеальное тогда и наступает Хаос».
Когда, «завсегдатаем нашего заведения», было озвучено, что давайте попробуем через такую оптику посмотреть на эту пьесу Шекспира и тогда его пьеса оказывается вне времени и пространства, у меня перед глазами встал, как влитой образ краха Советского Союза. Строили что-то идеальное, любили это самое прекрасное далеко, а разного рода Яго, самым последним из которых был Михаил Сергеевич Горбачев, прикидываясь в доску своими, говорили что Дезде… ну в смысле коммунизм он не очень, не достоин он любви русского народа и после того, когда мы сами в себе задушили это идеальное, разлюбили, убили в себе любовь и пришел тот самый Хаос, от последствий которого государство Российское, так и не может оправиться до сих пор.