Эта фраза написана огромными буквами в коридоре школы. Хорошо отражает некоторые школьные реалии.
Напишу текущее про аттестации. Окончательно должны сдать всё в эту пятницу, 19 мая. Потом дополню пост.
Итак, после предновогодный аттестации обнаружились наши слабые места, стали старательно и больше учиться, много писать (навыки письма были слабые). Пробовали и по расписанию (не пошло), и засекая время по 35 минут с переменами (так 2-3 месяца прозанимались). В январе проводили по 2 урока в день, больше не могли, уставали и я, и Илюшка. Позже, в марте, стали заниматься по 3 урока. В апреле и я, и Илюха выдохлись. Я внезапно поняла, что мечтаю о каникулах. Илюха стал часто и открыто говорить, что ненавидит учиться. Я и не мечтала, что он будет это обожать. Но тут прям резко негативное отношение появилось. Меня стало бесить, что я его "тащу", что он инертен, что мне постоянно нужно его мотивировать, убеждать. После особо бурной стычки я решила пересмотреть свои методы. Как раз все приболели, неделю не учились. И по истечении этой недели я с радостью заметила, что Илюха стал сам что-то почитывать.
Стали заниматься не засекая время, валяясь на кровати. Так дело идет гораздо легче и лучше, и по времени не меньше, чем 3 урока. Так мы и занимались осенью. Но валяясь на диване не попишешь, для этого нужно сидеть за столом. Поэтому в январе-марте и пришлось заниматься классически за партой, мы много занимались письмом.
Значит, мы опять переместились на диван/кровать. Ещё, для повышения моей терпеливости, я стала во время занятий собирать маленькие паззлы или держать в руках какое-нибудь рукоделие, когда Илюхе нужно было время выполнить задание. Стала давать ему больше самостоятельности. Заметила, что так он вынужден больше включаться впроцесс. Часто он просил быть рядом, так ему легче сосредоточиться. Шила, что-то делала неподалёку, чтобы не давить своим ожиданием. Всё это такие мелочи, их даже трудно припомнить, но они очень помогают. Главное нащупать.
Старались заниматься с утра, чтоб вторую половину дня можно было гулять. Сейчас поздно темнеет, и дети носятся с друзьями иногда и до 8 вечера.
Первую аттестацию нам назначили на 10 мая. И сразу по русскому. Меня это насторожило, так как в прошлый раз русский был последним и сдали мы его заметно слабее, чем другие предметы. А тут сначала. Боялась, не хотят ли они нас сразу неаттестовать? За 5-6 дней до теста (аттестовывают в виде теста) стали проходить дома подобные тесты из интернета. Это было напользу. Ребенку с непривычки не всегда понятен сам формат теста. А так он привык, освоился. Написали. Сказали, что плохо, что много ошибок. Но я вижу, что прогресс огромный. В прошлый раз он вообще почти ничего не сделал. Он легко и довольно быстро пишет, не отрывая руки. Почерк крупный, неровный (особенно если пишет не в тетрадке в косую линию), но это мне кажется не таким важным. Главное - автоматизм. Программу усвоил, считаю, хорошо. В общем, стали они охать и причитать, сказали, что могут нас неаттестовать. Что давайте, мол, напишете еще раз диктант через недельку-другую, когда будете сдавать легкие предметы. Пришла домой, стали штудировать законы. Выяснилось, что аттестации в первом классе нет. Не может быть и академической задолженности. То есть завуч прямо наврала, ввела в заблуждение. Из первого класса во второй переводят без задолженностей всех, даже если ребенок отстаёт. Грусно и смешно, что они считают себя крутыми педагогами, а сами недалекие и неграмотные. Про неграмотную речь я уже писала. а сейчас они втроём пропустили ошибку в тесте)) Слово "учитель" Илюха разделил на слоги учи-тель, а не у-чи-тель. А они ничего не заметили! Хотя очень хотели нас срезать.
12 мая на чтение и музыку с Илюшей пошел Андрей, благо он еще был в отпуске. Распечатал законы, поговорил с ними. Умудрился и приструнить (они его побаиваются), и поболтать по душам. Долго сидел с завучем болтал после аттестации. Завуч - активная противница нашего СО. К Илюше относится хорошо, типа он жертва чокнутых родителей. К слову, по закону в первый раз сдают учителю, для пересдач создаётся комиссия. Мы же сразу сдаем комиссии из учителя, методиста, завуча. Но они имеют на это право, это на усмотрение школы. Так вот, беседовал с завучем. У этих людей, кажется, вообще нет определенного мнения. Они как хамелеоны, то так, то эдак. То ратуют за необходимость школы, то, как придется к слову, сами жалуются на школьную систему. Это напомнило мне диалог с моей матерью. Она постоянно хочет дать мне домашнего варенья, я отказываюсь. Далее мама - м, я - я:
я - мы не едим варенье
м - а что? на стол поставьте, с чаем хорошо!
я - а зачем приучаться к лишнему сахару?
м - ээээ
Так и в школе. Их не поймёшь. Сами школу ругают, но без нее никак. Но я сделала важное открытие, которое многое объясняет, хотя оно и очень неприятное: они не верят в меня как в педагога. То есть нету у меня авторитета в их глазах. Это стало понятно из их разговора с Андреем. Андрей говорит - а ты блесни своими знаниями, вверни в разговоре, что мы учим по методике Пупкина (наважно, считает он, что говорить, лишь бы эффектно). А мне это вообще претит. Почему я должна перед ними отчитываться и объясняться? Мне кажется, как раз тогда мой авторитет станет еще ниже. За меня говорит прогресс. А он потрясающий. Короче, даже поссорились с ним на эту тему. Говорю, раз мне его учить и мне ходить с ним на аттестации, то давай я уж буду сама говорить, а не с чужого голоса. Я же не обостряю. Я вежлива, просто я хочу общаться в правовом поле. По закону. Как на почте - мне нахамили, я написала жалобу, вернула их в правовое поле. Теперь услуги мне предоставляются четко, общаемся корректно. Не люблю фамильярности в деловых отношениях. Эти тетки и в школе, и на почте никак не возьмут в толк, что они не у себя дома, а представляют организацию, являются должностными лицами. Слишком много личного, мнений, эмоций. Короче, я надеюсь, что со временем всё устаканится, они к нам привыкнут. Или, лучше сказать, свыкнуться с нами. По закону они не должны контролировать процесс. Хоть на пальме ребенка учи. Они только проводят аттестации. Я объясняю Андрею, что для глупого и гордого человека никогда не будешь хорошим. У него ж такая же ситуация с родителями. Андрей по телевизору, Андрей в газетах, Андрей в журналах, Андрею дают призы, у Андрея заоблачная по их меркам зарплата - Андрей всё равно маленький глупенький мальчик. Хоть президентом его выбери. Так что, считаю, ничего доказывать и бороться за свой авторитет я не должна.
Сегодня идём на математику и рисование. В среду и пятницу - физ-ра, окруж. мир, кубановедение и технология. После русского сама прошу ставить по два предмета. В школу 9 раз ходить утомительно, тем более что аттестация в этом году ни на что не влияет. В школе так шумно! Минута там идёт за 5. Ужас - топот, грохот, крики в полную глотку. Дети матерятся, не стесняясь присутствия взрослого. Учитель не слишком пунктуальна, мы ждем иногда и 20, и 40 минут.
На этой неделе придётся ходить пешком и вместе с Машей, чтоб не оставлять ее одну дома. Допишу потом, как пройдёт.
А вот и сам мальчонка
АПД 15.05 - Сходили на математику и рисование. На математике они внезапно вместо теста просто дали листик с заданием. И чистый листок в клетку. Типа, на, пиши, оформляй. Это, я думаю, отняло много сил и времени. Ребенок несколько месяцев как научился писать и читать, а ему дают сразу оформлять по-взрослому. Причем придрались ко всему - там клетку не отступил, здесь точку не поставил. Сказали, что плохо. Действительно, с одной задачкой не справился, запутался (С огорода собрали 15 огурцов и помидоров. Из них помидоров 7. Сколько огурцов?), другую не дорешал (Оля помыла 4 ложки, а вилок на 3 больше. Сколько всего столовых приборов помыла Оля?). Он вычислил сколько вилок и записал это как ответ. Запутался в переводе дециметров в сантиметры (скольки сантиметрам равны 1 дм и 3 см?), ответил неверно. Плавает он еще в дециметрах и прочих метрах. Примеры, неравенства сделал неплохо. Это он обычно делает без ошибок. А всё-таки я довольна его работой. Умничка, аккуратно позаписывал, оформил. А ведь на прошлой аттестации он едва писал. Думаю, главное - прогресс. А требования раздутые. Думаю, во 2-3 классе будем сдавать очень прилично. Хотя так строго аттестуют, что я даже не знаю.
По рисованию устроили тестирование. Вот это был номер! Такие формулировки типа "какой из видов пластических искусств", длинные трудночитаемые слова, вопросы совсем не для малышей. Илюха ответил неплохо. Но они даже толком и не проверяли. Мне показалось, что даже завуч сочла, что это слишком (готовит задания учительница, видимо). В конце попросили нарисовать весну (ха! война Илюху больше бы увлекла)).
После 40-минутного теста по математике, когда Илюха не разгибаясь скрипел мозгами, ему тут же подмахнули тест по ИЗО. Я попросила переменку. Я понимаю, что им скучно сидеть, но нельзя же так. То мне про нормы и СанПиНы вещают, то вот такие вещи.
В задании по математике отрезком называлась... прямая! да, просто палка без точек! я понимаю, что на компьютере отрезок трудно изобразить, но можно тупо ручкой дорисовать точки. Всё же в учебнике их учат различать отрезок, луч, прямую. Когда я завучу и методистке указала на это, они с трудом поняли, о чем я вообще. Видимо, забыли, что такое прямая. Учительница уже ушла к тому времени.
Про музыку забыла написать.
Выискала в интернете тест, который нам давали зимой. И с ним в паре шёл тест за 2ое полугодие. Я решила, что, вероятно, будет именно он. И мы прошли его три раза. Прослушали произведения, обсудили. И, действительно, был именно он, только дополненный. Вот интересно, они сами-то его пройдут? Какие-то нереальные требования.
Ещё - дам шокировало то, что Илюха ни разу не был в цирке. Это было когда с Ильёй ходил Андрей. Он объяснил, что мы не против цирка, но качество того, что подворачивалось, не устраивает.
Вообще, сдержанно и мирно сегодня всё прошло. Без фамильярностей, как я люблю. Я вняла советам Андрея и даже где-то спросила у них советов, рассказала как мы занимаемся. Как-то пришлось кстати. Может, это поможет лучше понять друг друга.
Сегодня были с Машей. Ей, котеньке, пришлось тихонько сидеть полтора часа. Она взяла кое-какие игрушки, в среду надо будет прихватить еще и паззлы.
АПД 19.05 - В среду сдавали окружающий мир и физкультуру. По окружающему миру удивил вопрос в тесте, из которого следовало, что у каждого члена семьи должно быть своё мыло. В учебнике говорилось про личную зубную щетку и полотенце. Причем не говорилось, какое именно мыло - кусковое или жидкое. Даже методистка согласилась, что вопрос некорректный. А учительнице как горохом об стенку. Некомпетентность - её второе имя. Я пыталась понять, неужели она такая лицемерная? Она очень доброжелательна, мила. Но подготовленные ею тесты и задания как будто призваны нас завалить на аттестации. Кажется, она непрофессиональна. Но и это странно. Насколько я знаю, у нее довольно большой опыт, лет 12. Задания составлены сложно, неудобно. И проверяют (по неглавным предметам) не навыки и умения, а способность понять тест. Ну и какие-то недетские объемы. Сегодня на кубановедении требовалось знать и гимн, и символику нашего края (причём она символикой назвала нарисованный на обложке рабочей тетради подсолнух :-о Я спросила - это что, официальный символ? Нет, мол, но типа символ. Очень странно. Пишу коряво, извините, устала, хочу уже отдыхать. И даже сегодня у Ильи спрашивали фамилии кубанских поэтов. Пара глупеньких стишков была в рабочей тетради. Но не запоминать же их. Бред. Про символику, гимн и старое название города в рабоч. тетради не было ни слова. На моё возражение мне в сотый раз менторским тоном было сказано, что "в учебнике только четвёртая часть" (перевод - "не лезли бы вы в это, куда вам"). А что кроме учебников надо использовать - мне никак не скажут. Отвечают как-то пространно в духе "Ну это же всё подразумевается". Сошлись на том, что мне это всё присылали в вопросах. Я быстро признала неправоту, потому что я действительно забила в этом полугодии на эти бюрократические списки вопросов к аттестации, которые очень мало имеют общего с реальными объемами за полугодие и напоминают какие-то ВУЗовские списки к экзамену. А теперь даже не могу проверить те списки, они в старой заблокированной почте.
Пишу сбивчиво. На физкультуре нас даже не повели в зал. Илюха отжимался на грязном полу в кабинете. Многое надо было сдавать на улице (мы хотели попробовать сдать нормы ГТО и получить значок). Но был дождь, мы не пошли. И как-то всё само собой закруглилось. Нужно было отжаться 7 раз минимум. Илюха с трудом отжался 6, и учитель сам его остановил. То есть фактически нам не дали сдать нормы. Мы остались в недоумении, опомнились после. Но сошлись с Илюхой на том, что он, действительно, с натяжкой мог бы претендовать только на бронзовый. И то, совсем не трудился, ленился. Научился правильно делать упражнения, но не занимался, выносливости не было. Если б он усердно трудился, я б так не оставила. Странно как-то в общем вышло с ГТО. Учитель тоже пилянул в шутливой форме, что надо ходить в школу. Что "ты там научишься пить и курить". Ха-ха, так смешно. Илюха скорчил строгое лицо, методистка смутилась.
По технологии устроили тест, где надо было отличать материалы от инструментов. Какие-то еще подобные вопросы. Потом надо было склеить аппликацию.
Пока клеил, а это было очень долго, я с учительницей поболтала. Детей нет. Я плохо учу сына. Причем убежденность железная. Я говорю - прогресс колоссальный. Он, говорю, в сентябре даже говорил плохо, не читал, не писал. Всё равно. Он у вас такой развитый, такой умный, такой талантливый, а вы ему недодаёте, ТОРМОЗИТЕ его. Я повозражала. А уже на улице подумала - где логика? Откуда он развитый и умный, если не из семьи? В сад не ходил. И развитием никогда не блистал, до 3 лет вообще молчал. Так что я уж ничего не понимаю. Учительница ассоциируется с веселой собачкой - добрая, милая, но непрофессиональная, глупая и самоуверенная. Извините, грубо. Наверное, мне немного обидно и я очень устала. С другой стороны для меня это хороший опыт. Очередное напоминание что многие меня не любят и это абсолютно нормально. Наверное, учительницу пугает, что мои методы отличается от её методов. Они там все думают, что если учить не так как они, то ребенок автоматически становится слабоумным, и это навсегда. Она прямо сказала, что я неправильно его научила читать. Я писала, что по слогам ему не пошло, у него был свой метод. И сейчас он читает нормально, целыми словами, по слогам только незнакомые слова. А второклашка-соседка до сих пор не может слезть со слогов. И зачем это?
Сумбурно, но лучше чем ничего. А теперь - заслуженные каникулы, ура!