Каменный век: неделя вторая

Jul 17, 2016 09:43


Закончилась вторая неделя нашей смены. Когда только берешься планировать, кажется, что три недели, это очень много. Но по мере заполнения осознаешь, что все, что можно сделать и показать просто не влазит!!! Это история про то, что влезло во сторую неделю...



Понедельник. Леонид Климов (директор летней школы ФМШ, преподаватель НГУ и ФМШ) рассказал нам историю того, как люди узнавали, кто именно их предки. Больше всего детей поразило, что предок приматов был сильно похож на грызуна, а точнее на белку. Поэтому когда чуть позже в этот день Маша Гнучевская (наш мастер по изготовлению украшений из меди, известный театральны художник) спросила от кого мы произошли, дети радостно закричали, что от белки… Пришлось успокаивать Машу и говорить, что мы знаем про общих предках с обезьянами, это предок всех приматов…
После обеда у нас была Маша. Она предложила отправится детям в древние племена. Только вот беда - понять то они нас не смогут. Как нам им рассказать про себя. Маша предложила каждому прислушаться к себе и сказать, на какое животное он больше всего похож. Доминировали у нас хищники - ни зайцами, ни белками никто быть не захотел. Затем сделать костюм этого животного (головной убор) и изобразить его. Для начала мы сделали подобие стены пещеры и натуральными красками (все теми же аналогами красок из каменного века) прямо пальцами нарисовали своих животных. Оставили вместо подписи отпечаток своей ладони и стали творить костюм этого животного.
В наших детях явно пропадают дизайнеры! На фото орлица, которая защщает свои яица на нашем балконе. Кроме того, за вечер "орлица" решила, что в душе она все же рысь и сдалал новый костюм.
Вторник. Начался наш вторник (после зарядки, конечно) с анимации. Мы, естественно, не успеем сделать никакого полноценного мультика, мы постараемся сделать небольшие анимационные зарисовки из жизни каменного века. Сначала дети с помощью Саши Егоровой придумывали сюжет. Мне кажется, было много классных задумок. Из тех, что я помню хорошо: Люди говорят, что мамонты туповаты, и их будет легко поймать в обычную ловушку. Они роют ловушку, и начинают гнать туда мамонта. Но вопреки ожиданию, мамонт перепрыгивает и убегает, а вот увлеченные погоней люди не успевают вовремя затормозить и падают вниз! В следующем кадре два мамонта обсуждают происшествие (на заднем плане крики людей из ямы-ловушки) «А что ты хотел - всем известно, люди туповаты…»
Но в итоге остановились на истории, как человек рисует мамонта. Для съемок мы использовали технику рисования прямо по стеклу мультипликационного станка. Было интересно!

После обеда у нас была настоящая лепка. Дети по очереди посещают индивидуальные занятия в гончарке, но во вторник у нас была именно лепка. Лепили тотемное животное (не обязательно именно то, которое придумывали в понедельник). Мария Катасонова рассказала нам сначала, как правильно должен быть устроен тотем. Во второй части занятия мы лепили амулеты и пытались понять, чем амулет отличается от тотема. На фото Андрей лепит орла. На заднем плане вдохновленный идее Ваня :)
Среда. С утра пораньше Алексей отправился с детьми «в поля» (биологи, геологи и археологи выезд для сбора данных называют выходом в поля). Вот и у нас получилось настоящее полевое исследование. Правда, говорят, дети пока дошли, изгунделись… Но к тому времени, когда они дошли до Цоколя, уже все были счастливы и довольны: отчитались, что нашли много разных следов.

После обеда наш специалист по арт-терапии Настя Карпова делала с детьми ловцов снов. Настя заранее приготовила колечки из ивовых прутьев. Надо сказать честно, изготовление ловца снов - занятие неторопливое и во многом медитативное. Но даже самые непоседливые отлично справились!
В четверг была запланирована долгожданная для многих взрослых поездка в экспериментальное хозяйство ИЦиГ СО РАН. Словом, мы ездили смотреть на ручных лис. Этих лис отбирают по одной из поведенческих характеристик: агрессивное поведение или проявление доброжелательного поведения к человеку. Соответственно, мы увидели три типа лис: доброжелательные, агрессивные и те, которых никак не отбирали. Оказалось, лисы совсем даже не тявкают: они, когда злятся, скрежечут... А когда радуются кричат так, что в этом крике трудно заподозрить млекопитающих... Это скорее похоже на чаек...
Еще мы узнали о проблеме ученых, занимающихся ручными лисами, которую трудно заподозрить заранее. Каждому рожденному лису дают кличку. Она вносится в регистр, причем в ней не должно быть ни ж, ни ч - словом, должна легко транслитерироваться на английский. Эксперимент длится больше 50 лет, клички повторяться не могут... В помете 6-7 лисят... Мы нашли лису Акцию, Аффу, Панику, Афродиту и т.д.
Меня критиковали знакомые, что звероферма - не самое веселое место. Но я осознано не повезла детей, скажем в контактный зоопарк. Это исследование невероятно интересно, ведется уже продолжительное время прямо рядом с ними, показывает, как отбор о поведению влияет на внешний вид и даже приоткрывает тайну, как из волка смогли получить так много разных пород! Надюсь, дети смогли поймать ой восторг от этих результатов и восторг нашего экскурсовода. Мы потом обсуждали с ними эту поездку и мне кажется, цель достигнута.
После обеда мы глазировали уже

приготовленные нашим мастером Аленой Синютой кувшинчики. Эти кувшинчики приводят меня в восторг. Я даже видела, как Алена их крутит, но они остаются для меня настоящим чудом. Как можно скрутить таким миниатюрные настоящие кувшинчики! Настоящее чудо превращение детей еще ждет впереди: глазурь после запекания совершенно изменит
цвет: красишь розовым, а он станет синим . У детей были пробники к каждой глазури и они перед покраской могли видеть, что получится. Но одно дело знать в теории, а другое - увидеть в реальности, как меняется цвет твоего изделия. Чтобы увидеть это чудо - ждем следующей недели, когда Алексей обожжен наши кувшинчики.
Пятница была полностью отдана комиксам. Свое занятие Ольга начала с упражнения на развитие фантазии: сначала все радостно намалевали каля-маляк, а потом в своей каляке-маляке надо было разглядеть какого-то героя. Мы увидели и пчелок, и рыбок, и страшную акулу, и грустного ослика. Из трех своих каляк-маляк надо было выбрать одну самую удачную. Из развешенных удачных каляк - маляк, в свою очередь, каждый выбирал героя будущего мини-комикса. Мини - потому что, комиксы состояли всего из трех рисунков.
После обеда мы продолжили погружение в мир комиксов. Оля предложила детям вспомнить правила, с которыми они сталкиваются в современной жизни. Например «Мойте руки перед едой!», «Не ешь сладкое перед обедом» и т.д. А потом дети создали комиксы по аналогам этих правил для каменного века. Например, древняя мама велит сыну мыть руки перед едой. Он радостно облизывает руки и приступает к еде. Или про сладкое. Нарисован гигантский бизон - это обед. А потом сладкое - маленькая маленькая ягодка. Оля хочет отсканировать и обработать нарисованные комиксы, мы их распечатаем и получим этакую книгу комиксов о правилах поведения в древнем мире.
Конечно, не все дети захотели отдавать комиксам отдельный день своей жизни. С теми, кто не захотел, мы играли в спящих королев. Эта увлекательная игра про рыцарей, драконов, спящих королев и прекрасных (на самом деле очень забавных) королей в реальности помогает освоить (повторить) счет в пределах 20. В итоге в королев мы по окончанию занятия поиграли всем дружным коллективом.
В эту неделю я хотела показать детям несколько научно-популярных роликов. Но пока времени на них не хватило.На следующей неделе мы будем вязать узлы, разжигать костер без спичек, отправимся к лошадям (покататься и порисовать), будем рисовать расправленными восковыми мелками, валять мамонтенка, съездим в музей под открытым небом, сделаем амулеты из меди и послушаем лекцию о том, что же происходило та территории Сибири: какие древние люди жили, на кого охотились и какие растения тут росли.
Фото можно посмотреть на странице в фейсбуке https://www.facebook.com/club.art.zoccolo/?fref=ts или в вконтакте https://vk.com/leto07.art.zoccolo (фотоальбом - https://vk.com/albums-123399884).

Цоколь, дети, начальная школа

Previous post Next post
Up