Расскажу немного про мастер-класс Джозефа Збуквича, который впервые прошел в Москве 26-28 июня 2015г. Очень быстро, бессвязно и тезисно.
Я давно не писала в журнал, хотя прямо передо мной лежит список из примерно 20ти тем и историй, которые я хотела бы тут рассказать, но пока, к сожалению, время уходит на другое, но скоро, надеюсь, будет немного иначе.
Сегодня, вопреки уже сложившейся практике, или благодаря ей (в последнее время я, как неисправимый оптимист, особенно люблю такие формулировки), хочу написать тут очень быстрые и несвязанные между собой заметки о том, что случилось со мной за последние три дня.
Это мега-важно лично для меня, потому что ощущение такое, что я несу в своей голове наполненный до краев сосуд с драгоценными знаниями и чем дальше несу, тем больше расплескаю. Поэтому хочу расплескать его прямо тут и прямо сейчас. Позже - более обстоятельно, осознанно и по порядку.
Во-первых мне дико повезло. Я побывала на мастер-классе Джозефа Збуквича!!! Я верю, что это не случайно и абсолютно каждый человек дан нам в жизни для чего-то. Во-вторых, я много всего услышала, что-то записала в блокнот, что-то осталось как фото, что-то в голове. В-третьих, я была где-то не на этой планете, потому что, я не понимаю где я сейчас, кто я и что я вообще тут делаю.
Итак, короткие заметки.
Я сразу оговорюсь, что ниже приводится не дословный перевод, а то, что я пропустила через призму своего восприятия. Поэтому могут быть искажения.
1. Если вы хоть сколько-нибудь серьезно относитесь к живописи, у вас должен быть скетчбук.
2. Никому его не показывайте, если вам не нравится результат. Вы просто всегда должны делать зарисовки вне зависимости от того, получается или нет. Не думайте, что вы делаете их на продажу. Вы просто тренируете руку и глаз. Всегда носите его с собой.
3. Не учитесь слишком много. Учитесь столько, сколько это нужно лично вам.
4. Не учитесь у одного учителя.
5. Не смотрите слишком много чужих картин. Больше рисуйте и ищите себя в себе
6. Если у вас каждый раз получается картина, вы не пишете по-настоящему.
7. Я всегда знаю, когда картина не получится. Если я слишком спешу и не продумал как следует сюжет и последовательность действий.
8. Всегда делайте много фотографий одного и того же сюжета. Никогда не берите одну для картины. Всегда дорабатывайте ее, Дополняйте или убирайте лишнее. Ищите композицию. Вы можете использовать для этого фотошоп.
9. 90% работ Джозефа написаны на пленэре.
10. Всегда думайте о тоне. Анализируйте и ищите тон.
11. Джозеф не пишет натюрмортов, потому что для него это слишком скучно
12. Многие спрашивают, но на самом деле у него нет хобби, потому что он постоянно думает о живописи. Как вообще можно думать о чем-то другом (10000% мои мысли!!!! ура!)
13. Джозеф никогда не отмечает, какие конкретно краски он смешивает. Он следит за тоном и теплохолодностью. Он никогда не думает так, например, "небо - это кобальт синий". Никогда не думайте так, иначе во всех ваших работах вы будете штамповать небо кобальтом. Смешивайте краски и ищите, не думайте о названиях.
14. Для работы вам достаточно 15 цветов: 3 хороших желтых, 3 красных, 3 земляных, 1-2 фиолетовых, 2 синих (кобальт и ультрамарин), турецкий зеленый (бирюза),нейтральный серый. У Джозефа так и есть:
15. Джозеф не использует плоские кисти. Только круглые. Эскода. С его именем. С продажи кистей он не имеет никакой прибыли. Upd. уточнение: раньше плоские кисти в арсенале были.
16. Приоритеты такие: сначала бумага (для его техники подходит Сандерс, Арш Торшон лично мне не понравился для этого, хотя Арш сам по себе, не смотря на его сухость, я люблю), затем - кисти (у него крутые кисти, очень упругие, у меня не хватает слов, чтобы описать, какие эмоции они вызывают))) и третье - краски, не так важна фирма, нужно, чтобы они давали нужную консистенцию. Лично я поняла, что лучше в тюбиках, потому что из кюветок ну просто нереально замешать крем или нутеллу (об этом ниже)
17.Джозеф сравнивает акварелью со скульптурой. Пока мы не сделаем голову (пятен), мы не перейдем к глазам (деталям).
18. Джозеф сравнивает акварель с выпечкой торта. Когда вы печете, у вас есть рецепт и строгая последовательность. Если вы забыли положить яйца и отправили торт в духовку, ничего не выйдет. Вы не можете сказать: "Ой, я забыла яйца, сейчас он испечется, и я добавлю". Также и с акварелью. Если вы что-то забыли в предыдущем слое, вернуться нельзя.
19. Джозеф говорит, что картина должна нести очень четкий и ясный посыл. Если солнечный день - это должно читаться.
20. Джозеф использует белила. Гуашь. Немного. Локально. Если нужно подчеркнуть какие-то небольшие детали. Если вы хотите высветлить белилами большую гору - это недопустимо. Только легкие акценты, блики.
21. Джозеф не использует в работе маскировочную жидкость. Белую бумагу он просто оставляет белой, либо см. п.20.
22. Товарищ толстяк (капля) - ваш друг. Если висит капля, вы можете работать. Если заливка сырая, вы можете работать.
23. Джозеф использует мелкий спрей с чистой водой, чтобы смочить лист,чтобы сделать интереснее сырую заливку. Это называется "дыхание жизни"
24. Джозеф не пишет по сырому. Он сравнил это с машиной без тормозов. Когда у него есть сухая бумага, она играет роль тормоза. Ездить без тормоза не очень приятно.
25. В картине всегда есть задний план, средний план и передний план. Следите за тем, чтобы дальний план не вылезал вперед, нужно вовремя остановиться.
26. Не делайте слишком детального рисунка карандашом. Только силуэты и контуры, немного деталей. Пусть все остальное сделает акварель.
27. Всегда принимайте подарки акварели: случайные пятна, кляксы и подтеки. Это подарок вам. Значит это нужно. Значит так будет лучше. Попробуйте это обыграть и все увидите сами. Не трите место, куда стела капля.
28. В процессе живописи, затея может немного поменяться (например, уйдут лишние персонажи, или добавятся новые. или трамвай)))
29. Рисуя сложные объекты - упрощайте и обобщайте.
30. Рисуя фигуру человека, главное - плечи. Они должны быть на разном уровне и говорят о том, что фигура движется. Не делайте слишком большую голову. Слишком маленькую тоже плохо. Не прорисовывайте детально. Руки и ноги делайте рваными штрихами.
31. Джозеф пишет на фактурной бумаге (раф). Она максимально позволяет оставлять белую бумагу.
32. Все, что вы рисуете - это форма. Существует три типа форм - природные (облака, горы, они самые простые); формы, сделанные человеком (здания, корабли, они вторые по сложности), и живые формы (человек, животные, эти самые сложные)
33. Если вы смотрите, как пишет художник и хотите это понять, всегда смотрите не только на бумагу, но и на кисть: какая кисть, какие движения, с какой частотой, и на краски: сколько цвета, насколько густо. Анализируйте последовательность и запоминайте. Не смотрите на бумагу как на магию. Тут нет магии, есть опыт и техника.
34. Вода. Чем ближе к зрителю, тем вода темнее, волны - крупнее. Чем дальше - светлее, волны меньше
35. Когда бумага еще не до конца высохла, очень хорошо делать окна, ветки на дереве. У них получается не очень жесткий контур, но он также и не растекается.
36. Самое главное - тон. То есть консистенция краски и воды в акварели. Есть белая бумага, есть чай (слабый раствор краски), есть кофе (плотнее), далее - молоко (не по цвету, а по плотности), далее - сливки, крем (еще плотнее), и самый плотный вариант - это нутелла (очень густая краска).
37. Кисти могут создавать разные формы и границы в зависимости от влажности бумаги. Можно делать мягкие границы на совсем мокрой бумаге. Можно делать четкие границы на сухой бумаге. Можно делать рваные линии сухой кистью по сухой бумаге. Есть стадия, когда бумага еще влажная,но уже не блестит - тогда хорошо делать окна, они будут мягче.
38. Не бойтесь нутеллы. Она очень нужна, чтобы почувствовать глубину в картине
39. Когда вы рисуете много людей, не делайте солдат. Пусть они соприкасаются друг с другом и заслоняют друг друга,как на улице. То же касается и птиц, лодок и прочих повторяющихся объектов.
40. Самый важный совет. Если что-то пошло не так, всегда говорите, что вы именно так это и задумывали.
Пока все, но это далеко не все. Мой блокнот со мной. Буду записывать,если что-то всплывет и дополнять.
Подробный отчет будет позже)
А это последняя демонстрационная работа и первая картина Джозефа о Москве.