Первое семейное мероприятие мы проводили с 5 по 10 июля по стандартной схеме, настолько устоявшейся и привычной за 6 лет, что казалось - все проходит и складывается самостоятельно, а мы лишь немного помогаем. Схема такая - подвижные игры после завтрака, потом творческое занятие, потом иногда еще какая-то затея, а иногда сразу обед. после обеда - настольные игры, затем большой праздник или несколько занятий поменьше, включающих в себя полдник. После ужина спектакль, чтение вслух, детский отбой и взрослые игры. Вроде бы много всего - но всегда есть промежутки времени, когда кто-то может доделать, застрять на понравившемся задании, а кто-то убежать играть, качаться в гамаке, придумывать что-то свое. И еще важное - нет ничего обязательного, никаких требований непременно включаться в общую деятельность. Я стараюсь, чтобы все были в курсе, что сейчас начнется (хотя дети и сами следят за расписанием и любят его), но каждый сам решает, что ему сейчас нужно. И к взрослым это тоже относится, разве что дежурство (мы сами готовим еду) более-менее обязательно.
Еще все дни лагеря у нас шла фоновая игра. Каждый день в специальной табличке появлялась наклейка и точно такая же наклейка появлялась где-то на территории. Задача детей была отыскать ее (не срывая) и записаться в список нашедших. Первые дня три искали очень активно, каждое утро. Потом вроде спал ажиотаж, но все равно время от времени кто-то с радостными криками бежал записываться.
5 июля
Самое трудное в первый день - всех дождаться и синхронизироваться. По опыту прошлых лет - мы пишем для этого дня расписание и просто начинаем его выполнять, стараясь чтобы все приезжающие постепенно включались. Так что и в этот день мы начали подвижные игры для наших четырех детей и прошло как-то очень здорово. Потом попробовали запустить дорожный эрудит (который не удался из-за дождя на Сиреневом пикнике). Затея хорошая для ознакомления с территорий - гулять по дорожкам, искать буквы, а потом составлять из них слова. Но в этот раз оказалась немого не к месту. К обеду собрались уж все, нас было семь семей (10, а потом 11 детей от 3 месяцев до 12 лет) и для мня это оптимальное количество. После обеда - настольные игры. Старшие устраивают их уже сами, я что-то показывала младшим детям и родителям.
А потом была общая игра. Очень важно, чтобы дети начали общаться все со всеми. Когда-то я придумала “махнемся не глядя”, просто идеальную игру для знакомства. Но ее в этот раз запланировали на однодневный лагерь, так что пришлось искать что-то другое. Мы играли в “Менялы” - каждый участник (хорошо и взрослых привлекать) получает 12 фасолинок. А потом нужно зажимать сколько-то фасолинок в кулаке, подходить к любому игроку и спрашивать “чет или нечет?”. Тот отвечает и если угадал - забирает фасоль, если нет - отдает столько же своих фасолинок. Смысла особого нет (хотя хочется продержаться в игре подольше), но именно так начинается общение.
Еще одна командообразующая идея - общий творческий проект. Первый раз мы рисовали карту мира, потом были планеты в космосе, потом дерево, объемный город и вот в этот раз придумали и Маша
mar_t реализовала дом.
Презентацию дома Маша начала с лекции о Хундертвассере и демонстрации картинок его строений. Сначала дети выбирали себе окно и раскрашивали свой кусочек фасада. А потом на втором листе декорировали соответствующую комнату. Потом мы этот дом еще доделывали-докрашивали в разное время. И ему явно не хватило участия взрослых - только когда взрослые сами что-то активно мастерят-делают, дети включаются и первоначальная задумка заполняется идеями.
Было
Стало
Вечерний спектакль (Три поросенка) нам показали старшие дети, накануне придумавшие приготовившие его по собственной инициативе. А потом еще экспромптом изобразили “Идем ловить медведя”. Вообще у нас набрался значительный набор спектаклей, которые можем показывать даже без подготовки, но все хочется чего-то нового.
Читать вслух мы взяли “Как гора говорит с луной” и книга хорошо подошло для всех возрастов.
Вечером были взрослые игры для знакомства и просто игры.
6 июля
С утра были подвижные игры (но проходили как-то сами, без меня). Особой популярностью пользовались Колдунчики, День-ночь, Светофор, Тише едешь-дальше будешь, Васька кот. А еще играли в олимпиаду с резиночкой и прыгали через скакалку.
Потом мы совместно делали игру-ходилку. На большом листе крафта я нарисовала сложную тракторию, потом лист разрезала по числу участников и каждый должен был на своем кусочке нарисовать пять кружков - два пустых, а к трем придумать задания. И как-то все оформить. Занятие увлекло всех, но я допустила ошибку, приведя примером, какие могут быть задания, “съешь печеньку”. В нарисованную игру дети играли азартно и все вместе, и особой радости им (и забот родителям) добавляло то, что все время кто-то бегал на кухню за новой порцией сладостей. А идея хорошая, хочется повторить .
После обеда и настолок был квест. Идея очень простая, я ее уж некоторое количество раз использовала и самостоятельно и в составе праздников. Приз кладется в рюкзак и закрывается на кодовый замок. А участники получают пачку бланков заданий. нужно решить задания, что-то сделать с результатом (самое простое - сложить) и получится код от замка. Старшие дети, увидев задачи про течение реки и примеры с простыми дробями как-то не обрадовались, средние (семилетки) упорно решали свои задания и справились первыми, а задача младших (четырехлеток) была пройти квест из цветных квадратиков и найти последнее число - им даже дождь не помешал. Но в итоге все сложили, открыли и получили призы.
С призами, кстати, у меня были затруднения - очень трудно оказалось придумать призы, которые одинаково порадуют все возраста. В итоге почти везде призами у нас были конфеты.
Потом играли самосваренным из крахмала и соды застывающим пластилином. Очень нравится процесс варки и какой он на ощупь. Кто-то немного повозился, а кто-то долго мял его в руках.
Вечером со взрослыми обсуждали праздник, который планировался на следующий день, даже поиграть не успели.
7 июля
С утра был дождь и подвижные игры отменили. Дети с Машей мастерили птиц из бумаги, очень выразительных.
После обеда был праздник. Вернее было одновременно два праздника - для старших и младших в одних декорациях.
Тут нужно рассказать, что еще до лагеря наши дети придумали игру, в которой они выступали детьми античных богов (привет Перси Джексону) и размахивали палками с цветными лентами.
Так что мы придумали мир с разными существами - василиском, кентавром, пегасом, лирнейской гидрой, левиафаном.
Цель старших была разгадать загадку пророчества (с помощью кентавра), найти старейшину (взрослого с особым знаком на одежде), получить у него “книгу”, начинающую квест по запискам. Помня о реакции на задачи в этот раз мы все загадки сделали аллегорическими указаниями на места, детям это понравилось. В конце они нашли источник с волшебными камнями. В итоге старшие действовали самостоятельно и общались только с кентавром и старейшиной, хотя в итоге и всех других персонажей они посетили и как-то с ними взаимодействовали.
Кентавр, вызвавший у всех восторг (особенно когда лягался)
Василиск
Левиафан
А с младшими мы шли добывать чего-то волшебного, встречали каждого персонажа, выполняли связанное с ним задание и получали или отбирали ингредиент для зелья. Но помимо зелья нужны были волшебные семена - вот их младшие дети должны были получить у старших. Старших мы предупредили, чтобы они какие-то испытания придумали.
Младшие сделали грядки, посадили семена, полили и отправились на полдник. а когда вернулись - обнаружили выросшие цветы. Вот тут дети удивили - они сами не сорвали цветы и старшим не дали. И потом все дни за этими цветами ухаживали, поливали их.
Вечером помимо обычных взрослых настолок играли в “пирожки”. Наибольший интерес игра вызвала у детей, увидивших это слово в расписании после детского отбоя.
Продолжение следует...