...пишу эти строки сразу после завершения просмотра недавно вышедшего на телеэкраны сериала Бортко. Первую дошедшею до массового зрителя полную экранизацию романа Булгакова, который и без того уже читал много раз, смотрел в два приема, без рекламных пауз, почти на одном дыхании, с чистым и незатуманенным пока еще ничьей критикой разумом. И теперь вот попытаюсь свести воедино свои личные ни в коем случае не претендующие на истину и сугубо несистемные, впечатления.
Во-первых, полагаю, что любая успешная экранизация подобного романа является заметной вехой культурной жизни общества самой по себе, поскольку нечто лучше ничего. И уже в этом - несомненная заслуга Бортко.
Музыка Корнелюка оставила двойственное впечатление (и это, впрочем, не единственное проявление дуализма моего восприятия сериала, но об этом - позже). Сюита, местами довольно сильно напоминющая произведения Вагнера и Орфа, (что, полагаю, не случайно) порой весьма соответствовала, на мой взгляд сюжету, а порой и существовала как-бы вне его. Увы, но в отличие от саундтрека к «Идиоту», где Корнелюк просто блистал, ни одной запоминающейся музыкальной темы в голове после деяти серий «ММ» так и не осталось.
Пара слов о несомненных удачах и в первую очередь - это роль поэта Ивана Бездомного, сыгранная Владиславом Галкиным. Совпадение с образом Бездомного, сформировавшемся в моей голове за многие «предсериальные» годы - почти стопроцентное! Вторая удача - это Илья Олейников в роли директора варьете Римского - замечательно и вдохновенно сыграно. Пожалуй, здесь-же можно упомянуть и Коровьева-Абдулова, к чьей партии я поначалу долго присматривался. Думаю, что удался и Мастер-Галибин - и, кстати, не в последнею очередь благодаря операторской (свет) работе, сюжету и особой духовности этого булгаковского персонажа. Еще здесь хотелось бы отметить и Человека во френче-Каифу (Гафт).
Теперь - о явных, IMHO, неудачах. И первой я бы назвал роль кота Бегемота. Понятно, конечно, что экранизировать такую мистическую партию чрезвычайно непросто. Но все мы прекрасно знаем как современные компьютерные технологии позволяют «вживлять» анимационных и/или реальных персонажей в общею канву кинофильмов наших дней. И на этом фоне игра маленького человека в мертвой кошачьей шкуре, только и умеющей мигать левым глазом, выглядела блекло и неубедительно. И вообще, элементы компьютерной графики с высокой динамикой (полеты Маргариты, сцены крушения куменных сводов на балу у сатаны, дымы из окон «нехорошей квартиры», проходы всадников по небосводу) оставляют желать лучшего.
Вторая несомненная, по-моему, неудача - это Понтий Пилат-Лавров. При всем моем уважении к этому актеру не думаю, что роль эта ему удалась. Не прочувствовал я в его игре наместника римского цезаря, пятого прокуратора Иудеи, всадника с золотым копьем и сына короля звездочета Понтия Пилата! Вместе с тем, финальная сцена с его участием (наказание и освобождение), все-же выглядит лучше остальных.
Разочаровывающей для меня оказалась и первая встреча Мастера и Маргариты. Эти «отвратительные, тревожные желтые цветы» - разве то были они? Признаюсь, мне их стало жалко после двукратного швыряния на землю в фильме, хотя по булгаковскому сюжету Мастер еще нес их некоторое время, чуть растерянный подобной решительностью Маргариты. А ведь в тот момент любовь, «словно финский нож», вдруг поразила их обоих - вы это почувтстовали, скажите? А походка Маргариты? То был проход модели по подиуму, но никак не тревожная и полная ожиданий и последних надежд поступь Маргариты, персонажа романтического и демонического одновременно.
И наконец, о двойственности тех ролей и сюжетов, о которой уже было вскользь упомянуто выше.
Воланд. Признаюсь, узнав что на его роль был отобран Олег Басилашвили мне сразу подумалось, что Воланд будет провальным. К счастью, я ошибался - местами Басилашвили был на высоте и действительно казался «духом зла и повелителем теней». Да, демонизма у него хватало, особенно в профиль, но вот аристократизма... А ведь казалось-бы, уже одно обращение к нему его свиты - «мессир», - должно говрить о многом!
Маргарита. Опять-же, очень долго присматривался и в конце-концов пришел к выводу о неоднозначности этой роли в сериале. Безусловно, типаж этот Бортко схвачен метко и мне понятно почему его выбор пал именно на Анну Ковальчук. И даже некоторые сцены Маргарите-Ковальчук скорее удались, как, напроимер, те первые полчаса после знакомства с кремом Азазелло. Думается мне, что любой женщине относительно легко и просто демонизироваться, поскольку все они - в чем-то ведьмы (интересно, как расценят эти слова наши милые дамы - как комплимент или оскорбление?) и играть здесь особо и не приходится. Нужно лишь чуть раскрепоститься. «Быстрота и нагота» - вот рецепт, озвученный самой Маргаритой устами Ковальчук. Но вот сцены той бесконечной влюбленности, встреч и прощаний с Мастером вышли, как мне кажется, с большой натяжкой. Иными словами, хоть и звучит это жестче, актерского мастерства Маргарите-Ковальчук все-же не хватало и на одной внешности такую роль вынянуть невозможно.
Иешуа. Какой-то никакой вышел у Безрукова и Бортко этот центровой персонаж романа Булгакова. Не неудачным, но и не идеальным. И вообще, темы Пилат-Га-Ноцри и Ершалаима, города великого и так ненавидимого прокуратором, со множеством висячих мостов, крепостей, храмов, базаров, садов и прудов - оказалась скомканной и абсолютно не философичной.
О чем еще хотелось бы сказать? Ах да, Азазелло! Его глаз и накидка со странным капюшоном постоянно вводили меня в сомнения - что-то там не так, хотя однозначно сказать, что именно я бы не смог. Кстати, думается мне что дизайн и исполнение костюмов вообще могли бы быть проработанными и выполненными более тщательно, а театральные декорации - не так очевидны. А хор, принудительным образом исполняющей «Славное море, священный Байкал», должен был делать это более артистично и тонко. И еще, удивительным образом я не ощутил атмосферы той эпохи по ходу просмотра, хотя в фильме Бортко «Собачье сердце» ею напитан кажды кадр - от чего это?
И в завершение - чуть-чуть о массовых сценах (магазин женского платья в варьете, ночь Маргариты на реке и бал у сатаны). В общем и целом сцены эти были не плохи, а бал - даже почти удавшимся. Чуть резала глаз намеренная манера прикрывать всем чем угодно наготу Маргариты и кордебалета, но.... очевидно, что режиссеру приходилось считаться с существующим порядком вещей на телевидении. Но даже сил целого кордебалета все-же было явно недостаточно, дабы отразить размах и величие того сатанинского бала!
Несмотря ни на что, экранизация этого невероятного по сложности романа Булгакова наконец-то состоялась, книги Булгакова исчезли с полок магазинова, и массовый зритель целых десять вечеров подряд имел возможность думать о вечном, вместо набившего оскомину пошлых сюжетов из жизни братков, милиции и воров в законе. Не в этом-ли и есть главная заслуга и смелость режиссера Владимира Бортко?