Мастера фотографии: Андре Кертеш (André Kertész) /1894-1985/

Mar 30, 2006 14:06

    В течение своей более чем 70-летней фотографической карьеры, Андре Кертеш создавал удивительные образы окружающей его повседневности, почти исключительно используя камеры маленького формата. Через всю жизнь он пронес неизменными свои вИдение окружающего мира и ту любознательность, которая когда-то подтолкнула его к жанру фоторепортажа в 18 лет.


The Fork, 1928

Работая в разнообразных жанрах, от портретов до натюрмортов, от искаженной натуры и до фоторепортажа, Кертеш неизменно  схватывал ключевые моменты и, подчас неприметные, но выразительные детали своих сюжетов:


Lily of the valley vendor, 1928



Melancholic tulip, 1939

Его фотографии обманчиво просты, поначалу в них видится легкость моментальной съемки. Однако при более внимательном взгляде обнаруживается необычайная чуткость Кертеша к изобразительной форме, его великолепное умение строить кадр. Как бы ни были сложны его работы с точки зрения композиции и количества деталей, в них не бывает ничего избыточного.


Underwater Swimmer, 1917



Looking at the circus, 1920

Он оставил неизгладимый след в мировой фотографии, особенно во Франции, где он был наставником таких фотографов как Анри Картье-Брессон /Cartier-Bresson/, Роберт Капа /Robert Capa/, и Брассай /Brassai/.


Accordionist, 1916



Dubo, Dubon, Dubonnet, 1934

Мало кому из фотографов удалось выдержать испытание временем столь достойно, как Кертешу. Его творчество неуклонно развивалось: от прямодушных видов Парижа 20-х и 30-х годов, через серии искаженных зеркальных изображений обнаженной натуры, до более формальных угловатых композиций последних лет. Но есть общая нить, связывающая все произведения Кертеша, - умение тактично и с юмором показать жизнь такой, какой она попадается ему на глаза.



Mondrian's glasses and pipe, 1926



New York, 1972

Никакие композиционные соображения не подавляют в произведениях Кертеша реальности, и даже те изображения, которые приближаются к абстрактным (например Мартиника, 1972), всегда остаются накрепко связанными с окружающим миром. Подобно всем работам Кертеша эта фотография не есть чистая абстракция благодаря силуэту человека, проступающему сквозь матовое стекло...



Martinique, 1972



Colette, Paris, 1930



New York (Pigeon Landing), 1960

"Независимо от того, что мы сделали, Кертеш был первым" - говорил впоследствии Картье-Брессон, признавая заслуги Кертеша...
Более подробно о творчестве Андре Кертеша (на английском) можно прочесть здесь.

masters of photography, photography history, andre kertesz

Previous post Next post
Up