Интервью экс-фотокора "Огонька" Игоря Гаврилова

May 03, 2006 14:45

        Этот фотограф снимал в Карабахе, Баку, Грузии, Афганистане. Был свидетелем нечеловеческой трагедии в Армении, побывал в адском чреве чернобыльского реактора. В Советские времена его считали фотографическим диссидентом и пытались научить "правильно" смотреть на мир. Но он настойчиво продолжал видеть мир своими глазами.

Игорь Гаврилов - один из наиболее востребованных российских фотографов: со всей смелостью можно сказать, что нет ни одного серьезного мирового издания, которое не публиковало его работы.

Персоналии: творческий опыт - Игорь Гаврилов, часть 1
Персоналии: творческий опыт - Игорь Гаврилов, часть 2

Позволю себе привести несколько цитат:
   О работе

...Это не я придумал, это придумал мой учитель Николай Николаевич Рахманов. Самое трудное - это заставить себя работать! Я очень люблю свою работу. Но я всегда с таким большим трудом заставляю себя взять в руки фотоаппарат!
   О работе в западных изданиях

...Они вообще хорошо понимают схему "товар - деньги - товар". Они понимают, что определенная работа стоит определенных затрат и корреспондент приличного журнала не должен жить в плохой гостинице. То есть он может там жить, если другой нет, он может спать и на полу, как мы в Афганистане спали. Но если есть - то издание понимает, что человеку надо отдыхать, человеку надо кушать, и не на три рубля, а хорошо. Что на съемку надо ехать не на автобусе, а на машине. А если ему нужен самолет, ему нужны деньги в кармане, на которые он этот самолет купит. Если изданию нужна съемка паводка с самолета или виды Москвы с вертолета, то оно обеспечит человека необходимой суммой.
   О журналах

Как раз наши издания и могут отличаться в лучшую сторону - взять, к примеру, журнал "Итоги". И не потому, что журнал Time хуже, вовсе нет. Просто журнал "Итоги" чаще дает фоторепортажи, нежели журнал Time, которые дает их достаточно жестко. А Spiegel их практически не дает. А Focus дает только один репортаж на номер. Stern - да, там фотографу есть где развернуться. Paris Match - да, гениальный журнал для фотографа, там пять-шесть репортажей в номере.
   О камере, которая НЕ всегда при себе

Настоящий охотник не ходит на охоту без ружья и не берет ружье для прогулок по улице. Сложная вещь, ее можно критиковать, а можно понять. Я обязан каждый день иметь при себе фотоаппарат. Почему? Я должен постоянно быть нацелен на какое-то событие. А вдруг что-то произойдет? А камеры нет, и я не снял… Хорошая точка зрения, правильно? Но она же и достаточно ущербна, потому что когда человек снимает в таком режиме, он не сосредоточен. Он случаен. И поэтому он может сделать не сосредоточенную и случайную фотографию.
   О ретуши в фотографии

Коль скоро мы говорим, что можно пользоваться всеми средствами, свойственными этому виду искусства, то скажите мне на милость, почему мы говорим "нет" компьютерной обработке кадра и никогда не говорили "нет" фотопечати? Ведь по большому счету это одно и то же.
   О манипуляциях с изображением

...фигурки прибавляли и удаляли всю жизнь, еще и в бромосеребряной фотографии. Это и впечатка, и монтаж, красной кровяной солью убирали какие-то ненужные детали… Возьмите самый знаменитый кадр Дмитрия Николаевича Бальтерманца - "Горе", так вот, в оригинале он без неба. Но если убрать это небо, кадр потеряет процентов тридцать своей силы. Хотя, конечно, это вопрос неоднозначный. Как неоднозначно и понятие "правда"...
   О фотокорах на фойне

Война - это страшно и я не стесняюсь говорить, что мне там всегда было страшно. Но еще страшней - это когда перестает быть страшно. Вот что очень опасно. Как только перестало быть страшно - надо уезжать, иначе ты становишься легкой добычей. А люди, которые все время этим занимаются… Я не знаю, какую психику надо иметь.
   О преподавании фотографии в Америке

В основном там преподают портрет, рекламу и архитектуру. Почему я оказался им полезен и интересен? Потому, что у них достаточно бегло изучается репортаж. Однако при этом преподаватель, который читает репортаж, это профессиональный фотограф. Не мировое имя и не Картье-Брессон, а просто человек, умеющий делать хорошие карточки. И вот для того, чтобы не потерять ощущение на пальце, для того, чтобы не потерять дух репортажности, он каждый месяц за счет университета летал и снимал фоторепортажи. Чтобы знать, о чем говорить. У нас же человек может зайти в аудиторию в тридцать лет и в семьдесят оттуда уйти. И все эти сорок лет он будет убежденно меня учить. Вот только чему, чему он может меня научить?
   И еще раз о работе и успехе

Формула одна-единственная для всех: нужно работать. И не только когда очень хочется кушать и ты уже нарожал детей. Все это банально и похоже на старческое брюзжание, но коли ты хочешь жить достойно, будь добр хорошо учиться, поступить в институт. А чтобы стать хорошим фотографом - снимай, снимай и снимай, и люби это дело. В этой профессии, я считаю, десятым быть стыдно. Нужно быть первым. И только это стремление быть первым дает возможность быть успешным.

Кстати, Игорь снимает моей "первой любовью"  - Найконом. :o)

photography diary

Previous post Next post
Up