Рассказ этот (вольный перевод с
The Rollei FAQ) - история том, как и почему на американских шатлах в космос полетели именно среднеформатные фотокамеры Hasselblad, а не Rolleiflex (Rollei) и что повлияло на данный выбор Национального Космическго Агенства США (NASA). Последующий рост популярности "Хасселей" во многом был предопределен такой рекламой.
Заглянувший в рекламные проспекты Rollei наверняка остановит взгляд на снимках, сделанных этой камерой в космосе. Дело в том, что когда-то Роберт Саломон (Bob Salomon) продал несколько камер Rollei 6008 американскому космическому агенству NASA для программы Space Shuttle. Вскоре после этого и без каких-либо дополнительных конструктивных модификаций Rollei несколько раз побывал в космосе. Последующий рассказ записан со слов этого человека:
Фотокамеры Rollei 6006 и 6008 использовались в двух полетах шатлов, но большинство фотографий были сделаны полковником Робертом Кабана (Robert Cabana) во время миссии STS41 в 1990 году. Хоть сама конструкция камер осталась неизменной, тем не менее специалисты NASA установили на их объективы и фильтры к ним неопреновые кольца, чтобы предохранить кварцевые иллюминаторы корабля от возможных царапин. Одновременно NASA требовалась модификации фотокамер Linhof, активно используемых тогда на орбите: необходимо было менять проводку, делать вакуумное напыление краски корпуса, и т.п.
Фотокамера Rollei 6008 использовалась астронавтами в комбинации с 70мм пленочным задником и 90-градусным окуляром. Последний был выбран ввиду того, что работа с 45-градусным окуляром в условиях невесомости вызывала головокружение из-за неудобного расположения иллюминатара челнока, откуда велась фотосъемка. Расположенный в задней части пассажирского отсека корабля, он находился существенно выше уровня глаз астронавтов, и необходимость смотреть наклонно при съемке того, что находится прямо перед тобой вызывало нарекания команды.
Помимо всего прочего, миссия STS41 ознаменовалась еще и первыми снимками среднего формата, сделанными с помощью фотовспышки. Модель Rollei 6008 имела на корпусе встроенный разъем, который и позволил укрепить и подключить к камере фотовспышку Nikon. С Hasselblad EL тоже самое проделать было невозможно в принципе, т.к. подобный разъем там отсутствует вовсе...
Специалисты NASA не требовали модификации камер, но были заинтересовано в некоторых изменениях 70мм пленочных задников. Во-первых, астронавты порой резали пальцы, вставляя защитную темную пластину в задник - предварительно ее нужно было чуть согнуть, и это требовало некоторой сноровки и усилий, поскольку данный задник являлся модифицированным задником от Mamiya 67. Во-вторых, NASA нуждалось в фиксации большего объема данных по параметрам съемки, и располагаться они должны были между кадрами, подобно тому как это было реализовано в камерах Linhof и Hasselblad. Несмотря на то, что Hasselblad модифицровал и поставлял NASA пятидюймовые рулонные задники Linhof, они не собирались делать тоже самое для Rollei.
Вольфганг Сэсс (Wolfgang Sass), когда-то планировавший производить 70мм задники по спецификациям NASA, так и не взялся за это. Однако, в 1996/7 он предоставил нам законченную концепцию космической камеры «NASA Space Camera» со встроенным 70мм задником, которая отвечала требованиям агенства. Представители Rollei хотели-бы, чтобы NASA финансировало производство, а возврат средств осуществлялся по мере коммерческих продаж новой камеры. Но бюджет NASA не предусматривал подобных расходов и, более того, Hasselblad к тому времени уже выслал в адрес агенства партию (201 шт.) собственных камер. Поскольку Rollei, в отличии от Hasselblad’а не имел полностью завершенной камеры (а лишь концепцию таковой), NASA поручила компании Lockheed приобрести эту партию камер Hasselblad и участь Rollei была предрешена. В действительности, поступившие Hasselblad’ы официально финансировались не из бюджета космических челноков, а из бюджета международной космической станции...