Поиски работы: невыдуманные хроники

Jun 22, 2009 12:10

Мне 40 лет. Последние 10 из них я живу и работаю в США.

Позволю себе небольшой пиар -  время от времени меня просят рассказать, как я искал работу весной 2002 года, когда минуло всего полгода после 9/11 и в стране царила почти истерия по части разнообразного иммигрантского "сброда". Семь лет минуло с тех пор и хоть сейчас времена и иные, надеюсь, тем не менее, что рассказ этот кому-то будет интересен и теперь.

Итак, мои невыдуманные хроники пикирующего бомбардировщика поисков работы в США, в IT-индустрии весной 2002:

…Первые признаки предстоящего увольнения появились сразу после Нового года, когда по обрывкам телефонных разговоров менеджера стало ясно, что фирма приступила к поискам администратора баз данных на постонной основе (full-time DBA). Предшествовавшие этому более чем полугода (из почти всего трех лет) работы лишь вдвоем с шефом были относительно тихими и безоблачными, т.к. наличие двух администраторов на сопровождении (production support) корпоративных баз с тысячами пользователей и без того являлось минимально допустимым требованием. К тому же были еще и ключевые роли в паре серьезных проектов. Но, нет в мире совершенства! Подозреваю, что из оставшихся после серии увольнений пяти-семи консультантов услуги мои обходились фирме наиболее дорого, т.к. появился я в ней еще осенью 1999, когда никто даже не верил в скорый спад экономики, а в воскресных выпусках New York Times появлялись объявления о работе за 300 тысяч долларов в год.

По моим прикидкам в запасе была еще пара месяцев (которые реально вылились в четыре) и по хорошему к поискам следовало приступать незамедлительно, т.к. дела на рынке труда были отчаянно плохи. Первым делом привел в порядок резюме, последовательно побывавшее в «вычитке» у трех знакомых американцев, которым можно было доверять. Шрифтом «десяткой» на трех страницах изложил «этапы большого пути» аж с 1992 года. Благодаря вольному слиянию двух мест работы в России в одну (пусть попробуют проверить!) рабочая биография приобрело довольно солидный оттенок - от трех до почти пяти лет на каждом из трех последних мест работы, включая и США. Немного забегая вперед скажу, что такая вот «обстоятельность» была многими оценена по достоинству. Не думаю, что резюме мое было верхом данного искусства, но в нем, однако, я постарался учесть все те замечания, которые неоднократно высказывались на этом форуме. От мысли «затачивать» его под каждую определенную позицию отказался сразу и сделал его полууниверсальным, дабы можно было претендовать на три роли сразу: Senior Level Oracle DBA/ Datawarehouse Architect/ Oracle Developer (PL/SQL). По текстам сопроводительных писем (cover letters), с которыми люди приходили к нам в IT в поисках своего будующего, составил собственное письмо. Получилось оно общим, целеустремленным и даже несколько возвышенным.

Судя по репликам коллег с «Привета» количество разосланных резюме не всегда обращалось качеством и потому решил сосредоточиться лишь на сайтах Monster, Dice и ComputerJobs, где сразу после дня преподобного доктора Кинга и опубликовал свое резюме. Работа на фирме продолжалась как ни в чем не бывало и «теоретически» о будующем своем уходе знать мне не полагалось, а посему первоначально все было очень сложно и неудобно. Дело в том, что опубликовать свои данные в Интернете пришлось конфиденциально и общедоступным был лишь адрес моей электронной почты. Это давало возможность молча, в рабочее время письменно отвечать (или не отвечать) на письма рекрутеров/работодателей и давать номер своего сотового лишь избранным. Время немногих телефонных разговоров приходилось назначать на вечерние часы, что было крайне неудобно обеим сторонам. Результаты были неутешительны. Инетерес присутствовал, но ограниченность в возможности общения здорово мешала. К тому же дела у менеджера с поисками моей замены шли ни шатко, ни валко и, слушая его саркастические комментарии после очередного сеанса интервью-медитации с каким нибудь индусским братом, я не менее саркастически мысленно хмыкал. Однако, очевидно было и то, что окончательное решение непременно последует и это всего лишь вопрос времени.

Положение существенно осложнялось еще и тем, что не всякая работа мне подходила. В августе грядущего лета истекали мои первые три года на максимально дозволенном иммиграционном законодательством шестилетнем сроке пребывания в Штатах по рабочей визе H1B. Позади был один трансфер, а начинать Green Card process (процесс получения постоянного вида на жительство) с текущей консалтинговой конторой откровенно не хотелось, поскольку имело место быть четкое осознание нелепости привязывания себя к ней на долгий срок этой мучительной процедуры. Ряд дополнительных нюансов, не являющихся предметом данного повествования, лишь укреплял меня в этой моей мысли. Итак, в идеале следовало попытаться найти постоянную позицию (full-time) в компании, которая была бы заинтересована во мне настолько, чтобы сделать H1B трансфер и сразу же начать Green Card process, да к тому же еще и по RIR, быть может. В общем, было очевидно, что все будет далеко не просто. Последующие месяцы поисков несколько трансформировало эту цель и я уже был готов вновь «запродаться» консалтерам, но сделать это следовало конторе, достаточно поднаторевшей на тех самых окаянных «зеленых картах». Оговорюсь сразу, что настойчивое желание ее заполучить оформилось у меня именно в процессе поисков нового приложения своих сил и знаний, т.к. много раз приходилось сталкиваться с ситуациями, когда рабочие позиции, казалось бы созданные для тебя, обходили меня стороной из-за пресловутого “Citizens or Green Card holders only” (“Только граждане США или обладатели постоянного вида на жительство”).

Итак, мои вялотекущие поиски нового работодателя продолжались вместе с аналогично невнятными поисками фирмой кандидата на мое место. Родной консалтер оставался в полном неведении о существовании этих двух течений, поскольку деньги за меня поступали без перебоев, особыми просьбами я им не докучал, да и отзывы о моей работе поступали очень хорошие. Основным индикатором спроса и предложения я стал использовать показатели общего количества просмотров моего резюме на Monster.com и поступивших по email откликов на него за минувший день поисков. Завел табличку в Excel, с обновления которой регулярно начинал свой рабочий день. Очень скоро выяснилось, что данный сайт использует сложный алгоритм поиска и вышеобозначенные показатели зависят не только от календаря (пятница, предпарздничные дни и сами пряздники - не приносили почти ничего), но и от «свежести» твоего резюме (когда в последний раз вносились изменения), и от срока его «экспозиции» на сайте (когда резюме было «включено» и как долго оно было доступно для всеобщего обозрения), и от короткой строки-заголовка резюме, и от используемой в нем специальной терминологии. Было опробовано множество различных тактик: попеременная экспозиция двух одинаковых резюме под одним Monster-account (счетом), параллельнаые и последовательные экспозиции двух резюме под различными account’ами, периоды деактивации резюме до десяти дней и т.п. комбинации. Окончательный вариант был следующим: 20 долларов пришлось уплатить сайту дабы выделить заголовок резюме жирным шрифтом и сопроводить его набором из трех иконок по своему выбору (весьма кстати подвернулся промоушен от Monster и изначальный один месяц пользования данной услугой «превратился» в три); каждое утро в текст резюме на сайте мною вносились незначительные изменения и раз в несколько дней (как только начинала спадать статистика количества просмотров) менялась строка его заглавия. Самым мучительным было именно последнее, поскольку круг возможных комбинаций был достаточно узок. Что только не было перепробовано: от короткого с претензией “Oracle guru” до длинно-специального “Senior Oracle DBA/Data Architect, ETL, 500+ Gb, 7+ years, 24x7, Oracle9i OCP-Certified”! Случались и казусы, когда меня просто «клинило» и примерно две или даже три недели в этой строке (а автоматом - и в последующей переписке) я рекламировал себя как специалиста по размерам баз в 500+ Mb,  что как понимаете, «ужимало» опыт администрирования с терабайтных масштабов до баз размером всего в полгигабайта. Спасибо DP, который и обратил на это мое внимание. Смешно, но особых изменений в статистике ни до, ни после исправления данной ошибки не случилось. Поведение рынка труда и его агентов было и оставалось абсолютно алогичным и случайным...

Шло время. Уже минули январь и февраль, начинался март. Постепенно у меня начинал складываться круг рекрутеров, регулярно звонивших и предлагавших что-то. В нормальный день мое резюме просматривалось раз 14-18, а по электронной почте приходило от одного до трех-четырех писем с просьбами прислать резюме в формате Microsoft Word и рассказать о себе. Бывали дни, когда писем вообще не было, или наоборот, вдруг, сразу за два-три часа валилось их пять или шесть штук. К тому времени я устал искать какую-либо логику во всем этом и стал склоняться к версии что сей вид рекрутерской активности, также как и все на Земле, подвержен влиянию астрономических циклов. Порой казалось, что рынок труда, как и любая иная массивная и неповоротливая штука, от природы наделен свойством инерции и требуется время, чтобы раскачать его и заставить себя замечать. При «правильной» осаде сей подготовительный период был просто необходим и мог продолжаться от месяца до двух или даже трех. Тем временм на работе вокруг меня постепенно стал образовываться вакуум, приходилось изобретать себе проекты и буквально с вытянутой рукой ходить к родным «юзерам» (пользователям) в надежде заполучить какую-нибудь проблемку, после чего с расстановкой и со вкусом ее решать. Периодически, от отсутствия привычки работать в таком «прохладном» режиме и просто желания внести хоть какое-то оживление, я выдвигал ту самую инициативу (которая наказуема) и... в последующем получал молчаливое одобрение руководства собственного сонного королевства.

Примерно в это самое время, в поисках нестандартных путей работы с рынком труда, мною была предпринята отчаянная попытка объять необъятное и около ста конвертов с моим резюме внутри отправились по адресам общеизвестных представителей компьютерной индустрии. Два дня ушли на заклеивание конвертов, подготовку лэйбочек с адресами получателей, поиск этих адресов в Интернете, наклеивание марок и пр. Провал этой моей акции был полным - лишь Hewlett-Packard да кто-то еще прислали свое вежливое письменное «спасибо». Особенно обидно было, что свой «родной» Oracle Corporation никак не отреагировал...

Тем временем, после продолжительного хождения по мукам, руководство моё наконец-то сделало свой выбор и в соседнем офисном кубике появилась вида ощипанной курицы американка из Калифорнии. Для меня стало очевидным, что обратный отсчет пошел и ещё через месяц, утром третьего апреля, звонок «родного» консалтера известил, что работать на фирму мне осталось всего месяц. Как не был я готов к этому, но чувства были премерзкие. Эти фальшивые улыбки вокруг, в то время, когда уже было хорошо известно с чьей именно подачи заварилась эта каша... Как странно, все-же и прелюбопытно обставляется подобный уход здесь, в Америке! Новость о нашем «разводе» была озвучена кем-то лишь в последний день путем передачи из уст в уста. Никто так и не сообшил мне сей факт прямо и открыто, глаза в глаза. Напоследок парочка менеджеров среднего звена в частной беседе непреминули заверить, что уход мой - новость и для них, хоть мы и понимали, что это, мягко говоря, не совсем так.

Пришлось думать об интенсификации поисков. По крайней мере я получал на руки карт-бланш и целый месяц («знак ба-а-альшого уважения!»    ) мог теперь не таясь заниматься поисками работы в открытую. В резюме был внесен номер сотового телефона и на последующие звонки теперь можно было отвечать прямо в офисе. Более того, можно было открыто описывать свое текущее положение и называть имя моего клиента, тем более что здесь мне обещали дать наилучшие отзывы. Однако, все равно было неловко от мысли о том, что коллеги тебя слушают и я старался уединяться в свободных конференс-рум или срочно выскакивать на улицу, что делать с седьмого этажа было не просто. К тому времени примерно раз в неделю, по выходным мною проводился поиск по ключевым словам среди опубликованных за минувшие семь дней позиций на Dice.com и ComputerJobs.com. «Отловленные» там адреса электронной почты «складировались» в тот-же Excel, где сортировались (дабы избежать повторений), после чего помещались в поле Bcc: письма с cover letter, длинно-специальным сабжектом и вкупе с пришпиленным резюме, посредством Microsoft Outlook Express, одним махом отправлялось по 100-150 адресам. На эту работу обычно уходило от трех до четырех часов воскресного времени, т.к. дома я все-еще пользуюсь dial-up за 15 долларов (эх, где он - бесплатный когда-то Интернет для всех?). Помню свой ужас и досаду на самого себя, когда случайно вместо поля Bcc: штук сорок «свежых» адресов ошибочно было помещено мною в стандартное поле To:. Труд нескольких часов пошел насмарку и кто-то даже не поленился написать мне сухое письмо, где отдавалось должное качеству резюме, но отказывалось в дальнейшем сотрудничестве по причине нежелания автора «тратить свое время напрасно».

Дабы не отпугивать сразу интересовавшихся мною людей из моего резюме невозможно было сделать вывод о текущем статусе его хозяина в США. Аналогичным образом, без зазрения совести везде на трех уже не раз упомянутых выше сайтах я обозначал себя как состоявшегося владельца той самой «зеленой карты», которой на руках не было и в помине. Помнится, было и ещё одно недовольное письмо от тётеньки, которая выяснив, что я «всего-лишь жалкий» обладатель визы H1, высказывала свое «фе», дескать мешают работать тут всякие. Через пару дней наши с ней дорожки пересеклись вновь и на этот раз она не поленилась мне позвонить и высказать вслух все, что думает обо мне. Все случилось как-то неожиданно и мне до сих пор досадно, что не достало тогда наглости послать ее в далёкое далёко...

Прекрасно понимая то, что моим главным противником было время, я пошел ва-банк и движимый необходимостью выделиться ещё хоть в чём-то на рынке, заявил о своей Oracle9i сертификации как о свершившемся факте... за три недели до реальной сдачи экзамена. Было это достаточно рисковано, т.к. гарантий успешного его прохождения не было и заниматься вечерами приходилось серьезно. Но, экзамен был сдан.

К началу апреля я уже ощущал наличие устойчивого интереса рекрутеров к собственной персоне, однако, желаемой direct-hire position не было и в помине. Через пару дней первый вариант подобного рода принесла рассылка с Dice. Приятно было осознавать, что публикуемые там позиции все-же имеют за собой реальную основу. Филадельфийскую компанию P. мысленно я сразу же окрестил «правильной», т.к. весь их подход к отбору свидетельствовал об этом. После предварительной двадцатиминутной беседы по телефону и обменом электронными посланиями, примерно через две недели представителем их отдела кадров были назначены день и время технического интервью, которое и было четко проведено в заранее оговоренный час. Длилось оно минут пятьдесят и за это время я мило пообщался на свежем воздухе (а дело было в рабочий полдень) с коллегой-администратором итальянского происхождения. Кажется, мы остались довольны друг другом и еще через неделю от них последовало приглашение на «очную ставку» в Филадельфию. Расходы на дорогу туда и обратно (даже включая чаевые таксистам) оплачивались и я, конечно же, согласился. Все прошло чудесно и оставалось лишь ждать результата. Наступал май и в случае положительного решения время моей вынужденной безработицы исчислялось бы всего неделей или около того. По прошествии уже более чем полутора месяцев, сейчас полагаю, что моей главной ошибкой тогда было чрезмерное желание этой позиции. Давно, еще со студенческих времен, заметил за собой такую особенность: лучше всего удается то, к чему относишься с хладнокровием и даже некоторой долей небрежности (исходящей, однако, от твердой уверенности в собственных силах). Увы, чуда не случилось и в положеный срок мне вежливо сообщили, что выбран не я. Отрезвляющий эффект холодного душа от такого, казалось бы, непредвиденного развития событий послужил превосходным уроком на будующее.

На той же неделе мне поступило приглашение скататься в Нью-Йорк и попытать счастья с компанией W., в святая святых буржуинского мира - на Уолл-стрит. Любопытно было, что звонок рекрутера на мой сотовый поступил около полудня и предложено было пройти face-to-face интервью буквально через три часа, даже без предварительного и уже привычного для меня взаимного телефонного «прощупывания». То было памятное интервью - никогда больше мне не приходилось стоять два часа у доски и маркером выписывать ответы на каверзные вопросы двух китайцев и одного русского, уютно расположившихся в креслах полукругом неподалеку. Расстались мы тепло, а напоследок мне была продемонстрирована пачка резюме и прозвучали сетования на то, что выбрать хорошего специалиста среди туч всё тех же индусов - «архисложно, батенька».  Через пару дней меня пригласили к ним вновь. На этот раз общались со мной директор Human Resources (отдела кадров), Chief Information Officer (начальник информационных технологий) и парочка менеджеров среднего звена. Все выглядело замечательно, за исключением одного-единственного «но» - полного отсутствия с моей стороны опыта работы в trading-floor company («торговые площадки» - место, где торгуют акциями в реальном режиме времени, а именно речь шла о Нью-Йоркской бирже). Именно это обстоятельство и оказалось роковым. Было высказано много хороших слов в мой адрес, но... выбор пал на человека с багажом умений и знаний, аналогичным моему плюс опытом работы на биржах..

Наступил май и теперь дни напролёт я проводил в Интернете. Моя консалтинговая компания обещала, что все устроится и просила не беспокоиться «по пустякам». Естественно, что о выплате «бенча» (сохранении заработной платы на период вынужденной безработицы) не было и речи, а наши диаметрально противоположные интересы не давали мне покоя. Полагаю, что это постоянное ощушение явной недостаточности проделанного за день хорошо знакомо многим.

Спустя несколько дней вдруг, почти одновременно, появились еще две очень удобные и заманчивые возможности в городках неподалёку. Консалтинговую фирму G. я знал давно и неплохо со слов своих друзей, работающих с ними уже не один год и это меня устраивало, или почти устраивало. После ряда переговоров с G. мне предложили два варианта возможного развития карьеры: стандартный путь консалтера-технаря или менеджмент (project management). Последнее было особенно интересным, т.к. сулило совершенно новые перспективы при взгляде на старые, казалось бы, вещи. Второе предложение исходило от известной страховой компании H., на которую я посматривал вот уже пол-года, и было бы для меня большой удачей, т.к. последние три года работал я именно в этом бизнесе. Позиция администратора баз данных только-только у них появилась и мне тут же было назначено очное интервью. И здесь все прошло хорошо, поскольку специалиста моего профиля данное подразделение компании просто никогда не имело и произвести должное впечатление было несложно.

Шла последняя декада мая. Как всегда, во всех поисках важен результат, а его то и не было. За минувший месяц в несколько раз выросли расходы по оплате телефонных разговоров, т.к. я просто не укладывался в отведенные мне AT&T 200 «дневных» минут в месяц, а не использовать сотовый телефон было невозможно (dial-up). Приходилось приглядывать и за временем, проведенным в Интернете. Privet.com, Gazeta.Ru и прочие популярные Интернет-ресурсы были оканчательно заброшены, а кабельное телевидение - отключено. Неблизкие и частые поездки в Нью-Йорк и другие города Новой Англии быстрее обычного опустошали бензобак автомобиля...

23 мая, аккурат после очередного этапа «успешных» (как мне казалось тогда) переговоров с одним из представителей менеджмента фирмы G., на меня вышла компания M. и после предварительной беседы было определено время технического интервью. Поскольку приближались праздники - Memorial Day 27 мая, мы договорились созвониться 28 мая, в 8:30 вечера. Впервые за свои три года в Америке я был не рад длинным выходным, т.к. вкупе со всякими заранее припасенными людьми отгулами, праздники отнимали целых три или даже четыре дня возможных поисков. Очень хорошо помню эту нашу беседу втроем. На том конце провода, на speakerphone, пытали меня два человека, кажется из дома, поскольку доносилась возня ребятишек. Проговорили мы более часа и наконец-то я пошел пить чай.

Оффер от них состоялся 30 мая, а на следуюший день FedEx уже доставил ко мне домой увесистую пачку документов (никак не думал, что «фулл-таймеры» заполняют столько бумаг при устройстве на работу!). Принять или отвергнуть его следовало до 4:30 дня 4 июня, что было оговорено отдельно. Увы, но ни компания G., ни H. не смогли достаточно быстро сделать встречное предложение, а рисковать я не стал. CIO последней конторы сообщил, что выбор сделан в мою пользу, но они желают первоначально оформить со мной контракт на 30-90 дней и лишь после этого - перевести меня на «постоянку». Пришлось им объяснять тонкости иммиграционного законодательства и...все застопорилось. Они до сих пор еще позванивают и нет-нет, а сообщают, что все еще помнят обо мне. Большие компании работают медленно...

Предложение от M. было принято, поскольку удовлетворяло всем моим пожеланиям. Дважды проверив все свои архивы убедился, что «вычислить», как они на меня вышли я был не в состоянии. Работать отныне предстояло в фармацевтической индустрии и впереди уже маячили хлопоты по переезду в центральный Нью-Джерси. Грустно было оставлять удобный и приятный во всех отношениях Коннектикут, однако тешила мысль, что два часа езды на север не есть самое большое возможное расстояние от него.

В заключение приведу избранную статистику поисков:
- число просмотров резюме (Monster, 02/2002-05/2002): 1353 всего (из них 647- до 1 апреля);
- число телефонных звонков: точно оценить трудно, несколько сотен;
- самые короткие звонки: 18 и 27 секунд (Ваш статус? H1B! Извините. Бип-бип-бип...)    ;
- самые длинные: около 1 часа и 10 минут;
- никто (!) ни разу (!!) не позвонил/написал с ComputerJobs. 95% всех контактов - с Monster.com;
- безрезультатно было разослано около 100 писем регулярной почтой;
- количество электронных писем оценить сложно из-за нерегулярности переписки. Несколько сотен, вероятно;
- число технических интервью по телефону: около 10;
- число face-to-face интервью: 9 (с учетом пары повторов); последнее (с одним из известных «последних» «дот-комов») состоялось уже после подписания оффера по инерции и ввиде страховки);
- период «вялотекущих» поисков: 23 января - 3 апреля с.г.;
- период «активных» поисков: 3 апреля - 6 июня с.г. (на всякий случай поиски шли и после подписания оффера);
- период отсутствия работы: 1 месяц и 10 дней;
- статистика оффера: 23 мая - переписка по email + первый телефонный разговор; 28 мая - техинтервью; 30 мая - оффер; 4 июня - его подписание; 10 июня - первый день работы.

Завершаю эти свои невыдуманные хроники по прошествии первой недели работы на новом месте. Перечитав всё с самого начала, я мысленно порадовался, что вовремя собрался изложить свои, тогда ещё совсем свежие переживания «на бумаге». Сейчас уже много вспоминается не так остро и ярко. Осталось лишь добавить, что расстались мы с моей консалтинговой конторой на удивление хорошо и даже решили «keep in touch», т.е. не терять друг друга из виду и в будующем. Полагаю, что решающую роль здесь сыграли не столько человеческие качества, сколько полное отсутствие у меня на тот момент каких либо обязательств и долгов перед ними. На новом месте встретили меня хорошо и голова теперь занята совсем иными категориями. По «закону бутерброда», буквально спустя пару дней после подписания мною оффера от М., одно за другим последовали два приглашения посетить компании H. (страховщик) и P (последний «дот-ком») с изъявлениями готовности сделать мне оффер. Увы, но было уже поздно и пришлось отказываться со странным чувством нереальности происходяшего. Уже сейчас, анализируя их предложения, думаю, что волею случая (или отнюдь не случая?) мой выбор был сделан оптимальным образом. Переезд неуклонно близится к своей завершающей фазе и «впереди всего еще так много»...но, это уже совсем, совсем иная история...

Июль 2002 г.
Нью-Джерси, США

mydiary, computers, blog, job

Previous post Next post
Up