Мастера фотографии: Арнольд Ньюман (Arnold Newman) /1918-2006/

Jun 08, 2006 12:26


"Господин Ньюман, вы сделали меня известным".

Игорь Стравинский

Тему этого выпуска серии «Мастеров фотографии» подсказала сама жизнь - 7 июня 2006 года, на 88-ом году жизни, в Нью-Йорке скончался известный американский фотограф Арнольд Ньюман...

Арнольд Ньюман. Выдающийся фотограф-портретист и мастер идеальных композиций, он в 1936 году учится живописи в университете Майами. Однако уже в 1938 году вынужден будет учебу оставить. У его семьи появятся финансовые проблемы. Придется зарабатывать на жизнь. И двадцатилетний Ньюман по совету своего друга Бена Роуза уедет в Филадельфию, где ему предложат работу в портретной фотостудии за 16 долларов в неделю. Одна фотография в то время стоила 49 центов (сегодня это 4 доллара и 90 центов), и Ньюман работал в условиях, которые описывает просто: "Делаешь фотографию, она им не нравится. Делаешь вторую. Она им тоже не нравится. Деньги возвращаешь обратно". Конвейер - слово самое подходящее для этой работы."



Composer Igor Stravinsky, New York, December 1, 1946



American science fiction author Isaac Asimov poses for portrait on Ellis Island July 28, 1982, New York



Marilyn Monroe, actress at Beverly Hills, CA, 1962

К 1939 году он уже работает в нескольких городах. К Филадельфии добавляется Балтимор, Вест Палм Бич. Кто-то мог бы забыть о творчестве при такой занятости. Арнольд Ньюман - нет. Он внимательно следит за фотографами из Federal Security Administration, за творчеством Уолкера Эванса. Как раз в тот период частых переездов по стране (1939-1941 гг.) им создаются первые портреты и появляются лаконичные архитектурные фотографии.



Pablo Picasso, sculptor and painter at Vallauris village, France, 1954



General Dwight D. Eisenhower, New York, 1950



Portrait of W. Eugene Smith, American photojournalist, March 1, 1977 in New York City

В 1942 году в жизни Ньюмана происходит одно из самых знаменательных событий. Он встречается с великим Бьюмоном Ньюхоллом (Beaumont Newhall), куратором музея современных искусств в Нью-Йорке. Чтобы понимать значимость той встречи, надо вспомнить, каково было отношение к фотографии в те годы. Ведь как таковых книг по фотографии и того внимания, какое проявляется к ней сегодня, - ничего этого и в помине не было. На это потребуется еще долгих тридцать лет. Но уже тогда Ньюхолл сделает фотографическую экспозицию в музее и напишет первую иллюстрированную книгу по истории фотографии - ту самую, что к сегодняшнему дню была переиздана уже более семи раз.



Portrait of German industrialist Alfried Krupp, July 6, 1963 in Essen, Germany



Haile Selassie I, Emperor of Ethiopia, Addis Ababa, 1958



Pablo Picasso, Cannes, 1956

"В полном молчании он просматривал мое портфолио, - вспоминает фотограф. - А я в это время сгорал от нетерпения. А то, надо сказать, были мои ранние фотографии - еще до того, как я начал делать портреты. Досмотрев их до конца, он потянулся к телефону, набрал номер и сказал: "Нэнси"… - это его жена. Она работала ассистентом в музее. - "Нэнси, пожалуйста, подойди сюда. Я хочу показать тебе удивительные фотографии". В тот же день Ньюхолл направил его к Стиглицу. "Мне предстояло увидеть Бога", - тогда Стиглиц готовил экспозицию работ американских фотографов для представления ее в Англии. И в 23 года Арнольд Ньюман получает предложение принять в ней участие - оказаться в списке среди наиболее интересных, по мнению Стиглица, фотографов Америки! "В 23 года! В это трудно поверить."



Portrait of President John F. Kennedy in front of the White House November 28, 1961 in Washington, DC



Portrait of P.L.O. leader Yasser Arafat, December 9, 1993 in Tunis, Tunisia



Portrait of Ariel Sharon, Israeli general and politician, April 23, 1979 West Bank, Israel

Ключ к пониманию сути творчества Арнольда Ньюмана, его личного отношения и видения того, каким следует быть портрету - в следующем:

"Я ведь воспитывался на живописи. Портрет должен быть цельной композицией, говорящей о предмете внимания, - не просто изображать вещи, принадлежащие персонажу, но собой что-нибудь говорить в творческом целом. И это для меня не являлось чем-то новым. Вспомните фламандские картины. В спокойной атмосфере своего кабинета человек. На бархате его стола разбросаны какие-то из принадлежащих ему вещей. Он считает золотые монеты. Что-то из вещей, имеющих прямое отношение к тому, чем он занимается, прикреплено на стене кабинета. В окне вы видите корабль, который, возможно, загружен золотом или еще чем другим, привезенным из Индии или Африки. Он пришел с деньгами для этого человека или с грузом, от продажи которого тот выручит деньги. Все говорило вам о том, кем мог быть данный человек.”



Ronald Reagan, President of the United States, Oval Office, The White House, Washington, D.C., 1975



U.S. President Bill Clinton poses for portrait in the cabinet room August 17, 1999 in Washington, D.C.



Robert Moses, redesigner of New York roads, parks, etc. Roosevelt Island, New York, 1959

Работы Ньюмана, выполненные в стиле "environmental portrait" (портрет в окружающей обстановке), разговаривают с вами деталями, характерными исключительно для данного, конкретного персонажа. Возьмите портреты Игоря Стравинского, Трумана Капоте, Пабло Пикассо и другие. В них нет ничего, что бы не являлось исключительно их характеристикой. И главное - никакой бутафории. Ничего, что бы фотограф намеренно принес или привнес в фотографию. "Я не люблю бутафорию. Я использую исключительно то, что есть вокруг. И даже тогда могу лишь немного переместить какие-либо из предметов из одного места в другое. И то лишь при условии, что они являются принадлежностью персонажа или тем, что он делает.”



Yasuo Kuniyoshi, New York, 1941, American painter, photographer and printmaker born in Okayama, Japan



Georgia O'Keeffe and Alfred Stieglitz, painter and photographer, wife and husband, New York, 1944



Willie "The Lion" Smith, New York, 1960

В портретах художников, скульпторов, фотографов, писателей Ньюман подчеркивает характер посредством намека на особенности его творчества. Вспомните его портрет Билла Брандта - вытянутые кисти рук, драматичные черные с белым тени. А теперь посмотрите на черно-белые работы самого Билла Брандта: линии женских форм, вписанные в линии пейзажа. Или - серия портретов Энди Уорхола и работы самого Уорхола, или Джорджия О'Киф, Марк Шагал, Эндрю Уайет. Все работы исключительно самодостаточны. Из них Игорь Стравинский - верх совершенства.



Portrait of photographer Brassai, October 8, 1976 in New York City



Vice President Richard Nixon, Washington, D.C., July 16, 1956



Woody Allen, New York, 1996, Academy Award-winning American film director, writer, actor, and comedian

Как бы странно это ни звучало, но известность этой работы началась с того, что ее не принял Harper's Bazaar, культовый среди фотографов журнал, собственно, и предложивший Ньюману сделать портрет великого композитора. Harper's Bazaar заинтересовался Ньюманом лишь после его экспозиции "Artists Look Like This", состоявшейся в художественном музее Филадельфии в декабре 1945 - январе 1946 гг. Экспозиция проходила с огромным успехом. О Ньюмане писали все. Заинтересовался фотографом и журнал Life, который уделил ему внимание на двух с половиной страницах. Невероятное событие. Это в то время, когда время телевидения еще не наступило, и Life был единственным иллюстрированным журналом, в котором можно было узнавать о том, что происходит в мире.



Portrait of General Moshe Dayan, military officer and politician, November 24, 1967, in Israel



Formerly condemned political prisoners in Gallows Room, Acre Prison, Israel, 1957



American painter Georgia O'Keeffe poses for a portrait August 2, 1968 at Ghost Ranch in New Mexico

И вот происходит такой престранный случай - Harper's Bazaar, предложив Арнольду Ньюману сделать портрет великого композитора, впоследствии отказывается его публиковать. Портрет Игоря Стравинского незамедлительно опубликовали все известные мировые издания Америки и Европы.



Actress Marilyn Monroe at party at Henry Weinstein's home January 20, 1962 in Hollywood, California

Арнольд Ньюман еще не раз будет снимать Стравинского. Сначала в Нью-Йорке во время оркестровых репетиций "Реквиема". И после - для фотографической книги, что предложит сделать великому композитору сразу по окончании концерта, и на что тот с удовольствием согласится. Книга будет называться "Bravo Stravinsky" (1967) и станет первой большой фотографической публикацией Арнольда Ньюмана. В течение тридцати трех последующих лет фотограф опубликует двенадцать других книг. В 1996 году национальный канал CBS, отдавая должное вкладу фотографа в культуру своей страны и мировую культуру, делает о нем телевизионную передачу. В 1999 в Нью-Йорке в Международном центре фотографии состоится событие мирового порядка - у фотографа откроется большая экспозиция под названием Arnold Newman's Gift: Sixty Years of Photography.



Red Brick Wall, New York, 1948



Imperial Palace, Kyoto, 1981

Фотограф Альфред Стиглиц и художник Джорджия О'Киф (1944), фотограф Анри Картье-Брессон (1947), ученый Роберт Оппенгеймер (1948), художник Ясуо Кунийоши (1941), будущий президент Джон Фицджеральд Кеннеди (1953), писатели Генри Миллер (1976) и Труман Капоте (1977) и, конечно, композитор Игорь Стравинский (1967) - всемирная антология интеллекта. Среди его моделей были бывший президент США Рональд Рейган, актриса Мэрилин Монро и художник Пабло Пикассо. Самыми известными работами мастера считаются портрет сидящего за роялем Игоря Стравинского и крупного немецкого промышленника Альфреда Круппа на фоне его завода. Все это - Арнольд Ньюман. Выдающийся фотограф-портретист. Мастер идеальных композиций.



Portrait of American photographer Paul Strand, January 30, 1966 in New York City



Truman Capote, American writer, 1977



Арнольд Ньюман (Arnold Newman) /1918-2006/

(текст: статья /с сокращениями/ Дмитрия Кияна АРНОЛЬД НЬЮМАН - портфолио)

P.S. Пара любопытных коннотаций, навеянных творчестом Арнольда Ньюмана и которыми не могу не поделиться:

-          сравните его фотопортрет композитора Игоря Стравинского (1967) с портретом маслом композитора Кара Караева (1960) кисти советского художника Таира Салахова, за который он был удостоен Государственной премии СССР 1968 г.;

-          а вот как два великих фотографа видят и портретируют одного и того-же человека, голландского художника-абстракциониста Мондриана Пиета Корнелиуса (1872-1944):

o        портрет Мондриана, 1926 г. от Andre Kertesz’а

o        портрет Мондриана, 1941 г. от Arnold Newman’а

portrait, masters of photography, arnold newman

Previous post Next post
Up