Пример "мокрой" печати: пошаговый разбор "танцов с бубнами" под фотоувеличителем

Feb 28, 2011 23:25

Небо становится ближе с каждым днём...



Иван, Сергей и Олег (слева направо) на фоне скульптурного изображения белого медведя у въезда в самый северный город мира Хаммерфест, Норвегия, 2008

Предварительные тесты показали, что печатать это фото следует с экспозицией 12 сек. и контрасте 3 1/4 (три слегка недотягивал, а три с половиной уже заметно перебарщивал в тенях). Базовая экспозиция в двенадцать секунд была выбрана как наилучшим образом обеспечивающая разделение светлых и темных тонов курток Сергея и Олега и разделена на пять интервалов (см. ниже):

Шаг 1) 2 сек., контраст 3 1/4: "доджиком" из ПВУ кадра (кусочек тонкого провода с закрепленным на конце пластилиновым диском диаметром около 1 см) затемняем ("доджим") лицо Олега, плавно смещая проводок против часовой стрелки, чтобы не оставить следов от проводка на фотобумаге; расстояние между доджиком и бумагой около 2 см. т.е. границы тени достаточно очерчены по лицу.

Шаг 2) 3 сек., контраст 3 1/4: тем же "доджиком" сверху притемняем  лицо Сергея - смещения и расстояние до бумаги примерно те же; разница в секунду в сравнении с шагом один обусловлена тем, что лицо Сергея чуть темнее Олега.

Шаг 3) 3 сек., контраст 3 1/4: аналогично шагам 1) и 2) всё тем же "доджиком" из ЛВУ кадра затемняем  лицо Ивана. Пока наша экспозиция составила лишь 8 секунд от требуемых 12-ти.

Шаг 4) 2 сек., контраст 3 1/4: с помощью того же доджика, совершающего быстрые и непрерывные колебания вверх-вниз (параллельно плоскости изображения) на расстоянии полтора-два см. от поверхности будущего отпечатка притемняем правую кисть с светлым обшлагом куртки Олега (почти у самого края изображения).

Шаг 5) 2 сек., контраст 3 1/4: никаких манипуляций не производим, а просто додаём недостающие до базовых двенадцати 2 сек. экспозиции; работа с доджиком (осветление) окончена и можно приступить к выборочному притемнению (бёрнинг-ин от англ. burning-in) областей будущей фотографии.

Шаг 6) 10 сек., контраст 3 1/4: с помощью рук прикрываем весь кадр, кроме спины белого медведя; кисти рук расположены почти вплотную к объективу фотоувеличителя и слегка покачиваются, образуя лишь просвет в виде латинской буквы U - так обеспечивается мягкая "маска" перехода свет-тень; важно старатья не освещать уже проработанные в шагах 2) и 3) лица Ивана и Сергея.

Шаг 7) 9 сек., контраст 3 1/4: на манер шага 6) с помощью рук проводим засветку (т.е. затемнение на позитиве) ПВУ по естественной границе спина медведя - голова - рука Олега - край постамента; задача - притемнить угол достаточно, чтобы внимание зрителя концентрировалось на главных объектах съёмки, но и не потерять фактуру склона горы на заднем плане.

Шаг 8) 7 сек., контраст 3 1/4: аналогично шагу 7) обрабатываем ЛВУ в области между постаментом, Иваном (при работе избегать фигуры Ивана) и спиной медведя; на негативе левый угол чуть светлее правого  - отсюда разница в 2 сек в сравнении с шагом 7).

Шаг 9) 4 сек., контраст 3 1/4: аналогично шагfv 7)- 8) притемняем НПУ в пространстве очерченном между рукой/ногой Олега и правым краем кадра.

Шаг 10) 2 сек., контраст 3 1/4: воспользуемся прямоугольной маской из листа плотного картона, прикрыв с её помощью всё изображение, кроме узкой полоски от нижнего края изображения до, примерно, стоп ног медведя; маска быстро двигается параллельно плоскости кадра (вверх-вниз) в промежутке между этими границами. Всё - теперь проявка!

Негатив - Ilford HP5 Plus (проявка в Ilfotec DD-X)
Бумага - матовая Ilford Multigrade IV FB Fiber (картон 255g/m2) 11"х14" (~30x40см)
Проявитель - Kodak Dektol
Фиксаж - Kodak Fixer

После проявки, промывки и сушки получил замечательную. тяжёлую фотографию на плотном картоне размером 10х10 дюймов, к рассмотрению деталей которой возвращался впоследствии на протяжении всего дня (под лупой, к примеру, легко читается маркировка объектива камеры Сергея). Увы, скан с негатива выше не передаёт той красоты и глубины её тонов от глубокого бархатного чёрного до яркого белого с сохранением деталей по всему диапазону. Фигуры людей и мишка получились почти объёмными, а мельчайшие кристаллы серебра в области притемненных верхних углов и моих непромокаемых брюк на солнечном свету работают как мельчайшая дифракционная решетка, разлагающая дневной свет на составляющие. По ощущению, красоты переходов и глубины тонов сопоставление с имеющимися дома черно-белыми цифровыми отпечатками, сделанными когда-то не принтере Epson далеко (и это мягко сказано!) не в пользу последних.

Следующий шаг - тонирование селеном...

film photography, photography diary, print, darkroom, b&w, norway

Previous post Next post
Up