Однолоточная проявка фотобумаги

Apr 28, 2011 17:22

           ...Вплотную подойдя к печати фотографий достаточно больших форматов,- 16"x20" (40x50см) и выше- мне пришлось переосмыслить классическую многолоточную последовательность проявки фотобумаги. К тому времени лотки с химическими растворами занимали уже почти все горизонтальные поверхности фотолаборатории и работать в таких условиях в темноте часами становилось непросто... А нужно мне, не много не мало, семь растворов: проявитель, стоп, фиксаж-1, фиксаж-2, KHCA-1 (Kodak Hypo Clearing Agent), тонер и KHCA-2.

И вот к чему я, в итоге пришел...
  1. Подготовленные растворы размещаются в семь отдельных, соответствующим образом промаркированных ёмкостей с крышками. Важно, чтобы контейнеры эти имели достаточно широкое "горло", что позволяет быстро и равномерно выливать и заливать обратно химикаты без помощи воронки. Для долговременного хранения здорово иметь еще и вторую, плавающую на поверхности раствора крышку, минимизирующую площадь контакта с воздухом. Такие контейнеры легко расположить в ряд на одной единственной узкой полке, что занимает существенно меньше места. Идеальная ёмкость должна вмещать 2-3 литра жидкости и при этом не быть заполненной по самый край (лучше иметь "сухой" запас высотой сантиметров в 15-20; неплохо ещё иметь и рукоятки.
  2. Единственный для всего процесса лоток помещается на невысокую подставку такой высоты, чтобы раствор из него можно было легко сливать в рядом и нижестоящую ёмкость простым угловым наклоном. Весь дальнейший процесс сводится к выливанию растворов в лоток с последующим сливанием обратно в родные химические ёмкости. Становится не нужным перенос из лотка в лоток больших мокрых отпечатков, так же отпадает надобность в щипцах (достаточно лишь немного попрактиковавшись научиться лёгкому покачивании лотка так, чтобы отражённая от дальней стеники волна жидкости проходила над и под плавающим в ней отпечатке); так же легко отныне осуществляется переход от одного формата к другому - достаточно лишь заменить единственный лоток! К тому же, в этом процессе, если необходимо, не составит особых проблем довести небольщую по площади ёмкость с химическим раствором до нужной температуры (с помощью водяной бани).
  3. Общая последовательность действий такова: экспонированный и сухой отпечаток размещается в чистом и сухом лотке и заливается проявителем; по окончании времени проявки проявитель выливается обратно в контейнер и тут же в лоток заливается стоп-раствор; стоп-раствор выливается и заливается первый фиксаж; выливаем фиксаж-1 и заливаем фиксаж-2; сливаем второй фиксаж и споласкиваем отпечаток водой (сверху и снизу!); сливаем воду и заливаем первый KHCA; сливаем KHCA-1 и заливаем тонер (чаще всего это раствор селенида натрия); после достижения желаемой степени тонирования сливаем селениум и  снова ополаскиваем водой; заливаем KHCA-2, сливаем и в этот раз промываем почти готовый отпечаток водой из-под крана  тщательно настолько, чтобы его можно было безопасно брать в руки для переноса в промывку.
          Конечно, все преимущества вышеописаного способа проявки наиболее очевидны при работе с фотобумагой больших форматов (размерами от 11x14 дюймов и выше). Содержание одного единственного лотка в совершенной чистоте отныне тоже не составляет особого труда. Некоторая часть проявителя, оставшаяся в лотке после его сливания не страшна для последующей стоп-ванны; то же самое справедливо и для остатков стоп-ванны в случае с фиксажом-1.

С появлением сноровки, равно как и благодаря применению некоторого количества бумажных салфеток можно работать  буквально с сухими руками (вплоть до фазы переноса готового отпечатка в промывку)...

Источник: © Single Tray Processing by Lloyd Erlick
Вольный перевод: Олег Моисеенко

darkroom

Previous post Next post
Up