Несистемно о фотопечати - 1

Jun 19, 2011 03:29

...Моя обычная сессия в домашней фотолаборатории длится 5-6 часов.

Сюда входят подготовка к печати (расчехление фотоувеличителя, расстановка "вёдер" с растворами, заправка негатива, подбор экспозиции и пр.), равно как и обратные свёртывание/приборка по завершению работы бардака. Бывает еще и небольшой перерыв на чай. Печатаю я ночами - так не приходится затемнять окна, да и не мешает никто.

Работать приходится медленно и методично и за это время, как правило, удаётся напечатать лишь парочку принтов "финального качества", плюс 1-2 неплохих "рабочих" варианта, близких к финальным настолько, что выбрасывать жалко. Последние, правда, я не промываю столь тщательно, как полагается.

Весь процесс, вкратце, складывается из следующего:
  1. Ванна с проявителем - 2-3 мин.
  2. Стоп - 30 сек.
  3. Фиксаж #1 - 3 мин.
  4. Фиксаж #2 - 3 мин.
  5. Hypo Clearing Agent  #1 - 3 мин.
  6. Краткое споласкивание водой
  7. Тонирование селениумом  - 6-10 мин.
  8. Hypo Clearing Agent  #2 - 3 мин.
  9. Финальная промывка водой - 40-60 мин.
Последовательность эта, кстати, в зависимости от типа реактивов, может меняться, а суммарное время всего процесса больше приведенного примерно на 20-30%. Однолоточная проявка настолько мне пришлась по душе, что теперь я чувствую себя в силах взяться за печать на форматах 16 х 20 дюймов (т.е. в два раза больше текущих 11х14). Конечно, это было бы невозможно без такого вот промывочного устройства целой батареи "вёдер" с реактивами, каждое из которых может вместить до семи литров жидкости.

Много времени и сил отняло формирование подхода к сушке готовых отпечатков. Важно было подобрать материалы и аксессуары, не оставляющие следов на бумаге и легкие в применении. Зато сейчас высушенные принты выходят идеально ровными, с белоснежными полями по краям и без единой помарки...

Последним шагом становится обводка готового фотографического изображения и подпись, что придаёт всей работе законченность и графичность. Для этого я использую два японских рапидографа толщиной 0.8мм и 0.005мм со специальными, архивного свойства черными чернилами, не боящимися ультрафиолета.

В завершении хочется сказать пару слов об эффекте "усадки" - я долгое время не мог понять, куда же исчезают те восхитительные, едва заметные тона, которые присутствуют на свеженапечатанном фотоизображении пока оно пребывает в воде и исчезают при последующей сушке, теряя свойственные им легкость и светимость, что неизбежно сказывается на общем восприятии фотографии. Как выяснилось, эффект этот имеет своё название (dry down в англ.языке, не знаю как это будет более точно по-русски) и, грубо говоря, заключается в потемнении лёгких тонов свежесформированного фотографического изображения после испарения с его поверхности жидкости. Бороться с ним достаточно просто - очередную экспокоррекцию нужно делать лишь по полностью просохшему промежуточному принту, для чего старина АА, в частности, вообще запихивал собственные рабочие отпечатки на полторы минуты в... микроволновку! Мне же вполне хватает трех-пяти минут сушки на специальной сушилке с нагревом рабочей поверхности до 85 градусов Цельсия.

Хотел бы показать здесь итоговые работы - некоторые из них действительно светятся, необыкновенно богаты по градации тонов и очень объёмны. А какова плотность чёрного после тонирования! Как писал где-то уже ранее на эту тему, цифровые принтеры - это просто отстой в сравнении с настоящим фото fine art. Увы, нет под рукой достойного планшетного сканера, которому под силу все эти тональные переходы...

Два ролика ЛЕНИНГРАДА ниже - безотносительно к вышесказанному, просто люблю эту группу и нередко печатаю под музыку...

image Click to view



image Click to view

music, photography diary, darkroom

Previous post Next post
Up