Вместо вступления: Цифровой век краток. И потому концепция "на всю жизнь" владельцам цифровой фототехники не ведома. Иное дело классические опто-механические плёночные камеры, где истинность этого понятия тем больше, чем больше формат. Когда-то начав с 35мм и активно последние годы занимаясь средним форматом я вплотную подошел к переходу в формат большой. Если вам когда-то доводилось в городском фотоателье наблюдать за манипуляциями фотографа, что-то делающего под чёрной накидкой за деревянной камерой внушительных размеров и, спустя полчаса торжественно восклицающего "А сейчас вылетит птичка!"- это оно! Большеформатная оптика имеет неповторимый рисунок и пластику, а размеры негативов в ней идут на дюймы (4х5, 5х7, 6х7, 8х10). Работа такой камерой - это совсем иной мир, в котором нет места скорости, спонтанности, многоразовости, ошибкам и просчетам. Здесь приходится думать и отдавать полный отчет во всех своих действиях. И нередко весь съёмочный день заканчивается одним единственным кадром... Печать с плёночных листов таких размеров может дать фотографии волшебной красоты и дивных тональностей. А это и есть моя главная цель - классическая серебрянная большеформатная печать...
Многое ещё предстоит освоить и сделать на этом пути, но однажды обронённые семена уже дали первые всходы и процесс пошел. Пока я собираю информацию по моделям и типам камер БФ, коей и планирую делиться с читателями этого блога в серии задуманных постов. Осенью буду распродавать два (из трёх) своих среднеформатных Роллеев со множеством прилагающихся к ним линз и аксессуаров, - лучшую среднеформатную камеру всех времён и народов (да-да, именно так!) Rollei 6008AF и уникальный, знаменующий собой вершину классической немецкой опто-механики, Rolleiflex SL66SE Exclusive Professional. Туда же, вероятно (как это ни жалко), отправится и один из моих сканеров, а именно Hasselblad Imacon Flextight 343 - всё равно им невозможно сканировать кадры больших, чем 4х5 размеров. Обращайтесь если кому-то это интересно - по
ссылке можно увидеть большую часть предназначенного к продаже. Всё в прекрасном рабочем (а в случае с SL66SE - и в коллекционном) состоянии и мне было бы приятнее передать эту технику кому-то из наших соотечественников, нежели рассылать её по всему свету посредством eBay. Как-то нужно будет апгрейдить и мой фотоувеличитель, предел которого пока - это 4х5...
Процесс освоения БФ долгий, но интересный, разных вариантов и возможностей там масса, и это прекрасно - будет чем заняться в ближайшее десятилетие! Ну а пока, давайте взглянем на один из возможных вариантов:
Chamonix 45n-2 (Made in China)
Технические и ценовые характеристики:
Format: 4X5
Bellow: 52mm-395mm
Movements:
Front
Rise : 45mm
Fall : 30mm
Shift : 20mm
Tilt : limited by bellow
Swing : limited by bellow
Rear
Tilt : 20 degree backwards, forwards limited by bellow
Swing : 20 degree total
Shift : none
Weight: Canadian Maple: 3.0 pound/1380g
Dark Walnut : 3.1 pound/1420g
Comes : ground glass with intensify screen, carbon fiber GG
Цена : $900
Видео с демонстрацией базовых движение камеры (англ.):
Click to view
Множество примеров снятых этой камерой (с различными объективами): - см.
ссылку Некоторые плюсы:
- Малый вес и габариты (ценно для туристов)
- Качество изтоговления
- Поддержка производителя
- Наличие почти всех базовых движений камеры
- Сменные меха
- Низкая стоимость
- Большая доступность 4х5 аксессуаров на рынке
- Относительная дешивизна расходных материалов (пленка 4х5)
Некоторые минусы:
- Малый вес (вибрации!)
- Формат 4х5 только
- Сложности визирования изображения в углах матового стекла
- Отсутствие некоторых движений заднего стандарта
- Нестойкость эмали металлических частей
- Отсутствие градуировки на элементах фокусировки камеры (колёсиках)
- Прогиб мехов с объективами от 210мм
- Отсутствие документации (новички реаьно жалуются, не смейтесь!)
Ссылка на сайте производителя:
Chamonix 45n-2Ссылки на избранные обзоры (англ.):
1,
2Photo: (C) Maurits Bolen | Chamonix