Задача выбора объектива всегда мне казалась на порядок сложнее выбора самой камеры. Не стал в этом исключением и большой формат (БФ)...
Вдосталь намучавшись за пару месяцев чтением соответствующей литературы, технических характеристик и отзывов я постарался всё забыть и [пока] сфокусироваться на главном. Было время, когда я был большим поклонником супер-резкой оптики. Приоритеты со временем менялись и теперь больше всего меня волнует не она, а рисунок объектива. Описать словами это сложно, но те, кто когда-нибудь сопоставлял как "видят" разные объективы меня поймёт.
Так я заинтересовался схемой Petzval, что в итоге привело к тому, что первой моей БФ-линзой стал очень любопытный американский объектив Wollensak Vesta Portrait Lens 8x10 Petzval f5 14" ... вековой давности (да-да, на нём скромненько так и выгравировано - Patent 12 Mar 1907):
Организовав на самом рубеже 20-го века в американском Рочестере компанию под боком у самого Кодак, Эндрю Волленсак весьма скоро завоевал себе репутацию наладив производство качественных и недорогих затворов и оптики (см. ссылку).
Ознакомившись с линейным рядом Wollensak более всего меня заинтересовала именно Vesta - классический портретник с резкой прорисовкой по центру, пластично и быстро меняющейся на необычайно красивое боке к краям изображения. К тому же мне показалось весьма логичным оснастить мой Deardorff, этакий Кадиллак американской фотоиндустрии, чисто американским-же объективом.
Даже зная заранее, чего следует ожидать, тем не менее я был впечатлён размерами и весом этого образчика ушедшего от нас безвозвратно века классической фотографии: высота - 200мм, внешний диаметр - 110мм, вес - около 2.4 кг! Объектив пришел с смонтированным на нём затворе Studio Shutter #3 той же компании, приводимом в движение давлением воздуха от сжимаемой фотографом резиновой груши -пришлось прикупить и её. Многолепестковая диафрагма, установленная между передней и задней оптическими группами, играет в этом объектив одновременно и роль затвора.
Прелесть подобной фототехники в том, что вооружившись лишь парой отверток её можно всегда легко разобрать, тут же уверенно собрав обратно. Почистив линзы объектива (три тяжеленных "лупы" в бронзовой обсадке на мелкой резьбе) и убедившись в их хорошем, не взирая на почтенный возраст, состоянии и смонтировав его на камере, я сфокусировался на сооруженном из подручных предметов простеньком натюрморте. Мои ожидания полностью оправдались и затем ещё я долго любовался деталями полученного на матовом стекле 8х10 изображения...
P.S. Две страницы про Висту из официального каталога фирмы Волленсак - тыц, тыц. Ну и парочка примеров на то, как он "видит" - тыц, тыц. P.P.S. Любопытной особенностью Висты является возможность заменив заднею оптическую группу сцементированной передней парой получить совершенно иной объектив - с 1.5х от ориганального фокусным расстоянием (но, правда и с примерно в 3х раза меньшей светосилой).