...Примерно раз в год меня посещает желание довести что-то из своих работ до логического конца, т.е. извлечь из ящика стола и повесить на стену. И сразу во весь рост тогда передо мной встают проблемы оформительского свойства: какой цвет и материал рамки предпочесть? из какого именно картона резать паспарту? какой ширины сделать поля? как и чем подписать? вставить обычное стекло или не поскупиться на специальное антибликовое? как именно собирать весь пакет? и т.д. и т.п.
[...можно пропустить...]И хотя с годами, методом проб и ошибок, я нащупал ответы на почти все эти вопросы, меня не перестает мучать выбор пропорций между оформляемой работой, паспарту и их взаимным расположением по отношении к раме. Выбор этот особенно не прост если ваша работа, к тому же имеет еще и квадратный формат. Кстати, возможно кому-то будет любопытно узнать, что существует целый оформительский стандарт, рекомендованный библиотекой Конгресса США с целью долговременного хранения именно бумажных носителей информации.
Ранние мои фотографии, оформленные когда-то в простенькие дюралюминиевые рамки давно уже свалены грудой где-то в темной комнате. Снимал я тогда, стыдно сказать, 6-мегапиксельной цифровой камерой, а печатал в коммерческой фотолаборатории напротив - не могу сегодня смотреть на это безобразие без содрагания! На смену пришли еще пока цифровые работы, но уже отснятые среднеформатной камерой с цифровым задником Phase One на сказочные по тем временам 16 мегапикселей и распечатанные на профессиональном струйном принтером Epson товарищем, который достиг в этом непростом деле совершенства. Третьей волной стали уже настоящие серебряно-желатиновые фотографии на баритокартоне, отпечатанные в домашней фотолаборатории и вставленные в деревянные рамки по всем канонам архивного хранения. В планах и четвертая волна с большим форматом и контактной печатью, но всему свое время...
Оформление на стену "под ключ", помимо технической, философской и эстетической составляющих имеет еще и чисто утилитарный нюанс, позволяющий при желании легко принимать участие во всевозможных фотовыставках и конкурсах. Было время, когда я не пропускал ни одно подобное событие местного клубного, городского или даже регионального уровня. Но довольно быстро составив представление об общем уровне таких шоу и, к тому же окончательно разочаровавшись в цифровой фотографии, я перестал выставляться вовсе.
Между тем в феврале 2014 года неподалеку от меня состоится весьма известная фотовыставка, история которой исчисляется уже не одним десятилетием. Лет семь-восемь тому назад был момент, когда я, окрыленный легкими успехами, пробывал сунуться и туда, но был быстренько отбрит. Оно и не удивительно,- снимал тогда я не очень, да и то по большей части все немудреные пейзажи какие-то, мало кому из аудитории данного шоу интересные. Курируемого ко всему прочему еще и отделом фотографии городского музея изобразительных искусств города Филадельфии, а это уже весьма серьезный уровень. Следует отметить так же и специфическую направленность судейской коллегии, из года в год отбирающей работы, несущие как у нас говорят непременный social statement и отбраковывающие все иные. Правило это не без исключений, но в общем и целом справедливое.
Теперь фотоколлажом "Нью-йоркская история", который мне видется лучшим из напечатанного мною за последнее время, решил попытать удачу и я. Сдача работ - в самом начале января и приходиться уже сейчас думать об оформлении. И если с выбором рамки, картона, стекла и прочими деталями я определился быстро, то с их взаимными пропорциями, как всегда, вожусь уже второй вечер. Пусть это не покажется странным, но мой опыт подтверждает, что офомление презентации (я не имею в виду крайности типа вычурных золотых рам и пр., а только лишь взаимно согласованные общие эстетику, пропорции и вкус, что стало музейным стандартом де-факто) играет существенную роль в восприятии того, что мы созерцаем со стенки.
Испытанное средство здесь - это Фотошоп, с помощью которого я, отталкиваясь от размеров принта и примерных цветов материалов рамки и паспарту, пытаюсь смоделировать как бы все это смотрелось вместе. Смешно, но порой даже принимаю во внимание цвет стены, на которой суждено висеть работе если таковой известен заранее. Ниже - условная схема оформления для грядущего конкурса:
Деревянная рамка, темно-вишневого, почти черного тона. Цвет на схеме показан условно, тем более не видать и фактуры. Вырез паспарту (мат из картона 3мм толщиной, режется под углом в 45 градусов изнутри) условно обозначен тонкой линией вокруг фотографии, с 5мм боковым, верхним и 20мм нижним (под подпись) отступами. Подпись в ПНУ специальным маркером. Весь пакет монтируется с использованием бескислотных материалов архивного свойства и разборным методом так, что при необходимости несложно извлечь лист оригинальной фотографии. Размер фотографии - 230х235мм, внешний размер оформленной работы - около 350x440мм (соотношение сторон 1.25).
Как показала практика подобное моделирование позволяет избежать самых досадных ошибок, но финальный результат все равно не гарантирован. Пишите если будут вопросы оформительского свойства - постараюсь ответить...