Четрые года минуло с того дня, как у меня появился первый Роллейфлекс 3.5F/75мм и, в полном соотвествии с максимой, что количество 'флексов подобно энтропии и может только увеличиваться, в моём полку классических немецких TLR-ок очередное пополнение - такой вот Tele-Rolleiflex с объективом Carl Zeiss Sonnar 135/f4:
Внезапно разразившись в январе целой серией постов об этих камерах я тогда и предположить не мог, сколь быстро обзаведусь еще одной. Все-же, надо признать, роллики - штука зело заразная! Да, помнится я мечтал, что дескать, было бы здорово дополнить мой 3.5F c цейсовским 75мм Планаром еще и аналогичными ему TLR-ками с цейсовскими-же Соннаром 135мм и Дистагоном 55мм, но это было очень неопределенно. И вот, поди ж ты!
Камера "пробежала" мимо меня с месяц тому назад и сразу обратила на себя внимание своим замечательным состоянием при разумной цене, что бывает крайне редко. Уж не знаю, что было тому причиной, возможно то, что продавец был из Японии, а может и что-то иное. Завязалась переписка, по ходу которой я получил подробные снимки, а также узнал, что камеры недавно прошла сервис у одного из лучших из ныне живущих японских мастеров, специализирующихся по ролликам.
Еще раз внимательно изучив имеющиеся в моем распоряжении материалы по Теле-Роллейфлексам я с удивлением отметил, что в этом экземпляре удачно реализовались практически все мои пожелания к данной модели, что тоже большая редкость, учитывая малый тираж (8500 штук) и практически непрерывные изменения, вносимые Franke&Heidecke на всем протяжении выпуска. Так пришло осознание, что второго такого шанса придется ждать долго и, заполучив заверения в полном возврате денег в случае чего и попутно даже выторговав дополнительно еще и небольшую скидку, я решился. Из Токио камера долетела в два дня, приятно поразив чисто японскими аккуратностью и надежностью упаковки, как и точным соотвествием описанию продавца - все же, с японцами очень приятно иметь дело! Быстренько отсняв и проявив три тестовых пленочки я остался очень доволен.
Ниже - несколько слов о первых впечатлениях от камеры... [...Впечатления...]
Первое, что бросается в глаза - это существенно больший вес камеры в сравнении с моделью 3.5F. Взвешивание дало разницу в 350 грамм (1150 гр. / 1500 гр.) и её, с учетом почти полной иденчичности базовой конструкции камер, следует почти полностью отнести на вес оптики. Сверившись по справочникам с оптической схемой Соннаров я убедился, что объектив этот и впрямь должен быть весьма массивным за счет использования толстых оптических элементов в его конструкции (см. здесь и здесь).
За счет выноса тяжелого телеобъектива центр масс камеры заметно смещен вперед и она легко клюет носом по тангажу. Особо это не напрягает, тем более что в основании камеры, у замка задника, специально имеется удлиненный выступ-"язычок" под пальцы, дабы компенсировать это движение.
Работа с экспонометром, в сравнении с 3.5F, чуть более сложная (на один экстра-шаг). Зато имеется возможность связывать колесики управления значениями диафрагм и выдержек воедино, после чего смена выдержки, к примеру, приводит к соответствующему изменению диафрагмы (и обратное). Конечно, это работает лишь в определенных пределах, обусловленных конкретными условиями освещенности.
Следствием более сложного экспозамера стало отсутствие кольца компенсации экспозиции, чем удобно пользоваться при работе с фильтрами.
Картинка в шахте, в сравнении с 3.5F, заметно темнее и замена родного матового фокусировочного экрана на призму Френеля для Tele-Rolleiflex особенно актуальна. Обусловлено это, опять же, свойствами оптической схемы Соннара, который на выходе объектива рассеивает свет сильнее Планара.
Еще два аксессуара к этой камере из разряда the must: макронасадки Rolleinar 0.35 (диапазон рабочих расстояний 2.8м - 1.35м) и 0.7 (2м - 0.9м), без которых невозможно выполнить портрет в три четверти.
135мм оптика, в сравнении с 75мм, существенно облегчает съемку на улице, позволяя фотографу оставаться как бы в стороне от происходящего.
Оба объектива оснащены Rolleiflex байонетом III, тогда как мой 3.5F - байонетом II. Увы...
Пожалуй, пока это все об основных отличиях. В остальном же работа с камерой абсолютно идентична 2.8F/3.5F, включая даже реакцию людей на улице. Осталось лишь добавить, что судя по серийному номеру и некоторым конструкционным особенностям, доставшаяся мне камера сделана в самом начале 1960-х. Меня это не перестает удивлять, особенно глядя на качество её изготовления, общее состояние камеры и снимки, которые она делает. Такую камеру как-то особенно приятно брать в руки...
Позже покажу кое-что из отснятого тестового материала (слайд!).
P.S. Еще одним неожиданным следствием этого приобретения для меня стало решение о распродаже всего своего замечательного комплекта Rollei 6008AF, с которым я долго не решался расстаться. В итоге оставлю себе лишь эти 'флексы да свой Диардорфф 8х10. Если кому интересно - обращайтесь.