Развел накануне
ильфордовский Микрофен и приступил к проявке 21 роликов среднеформатной ч/б пленки, копившейся в холодильнике аж с минувшей осени...
Делаю это вечерами, неспешно, по три пленки за раз, значит всего будет семь заходов. Процесс обязательно предваряют 10-15 минут заправки плёнки, проведенных в тёмной комнате наедине с собой. Минуты эти, как мне кажется, очень важны и задают тон всему последующему.
Не первый год уже пользуюсь бачками
Paterson на 1, 2 и 3 катушки среднего формата и всегда получаю замечательные, стабильные результаты без полос и прочих дефектов. Здесь главное помнить, что обращаться с ними в процессе проявки следует мягко, почти нежно, не форсируя агитацию. Помню был момент, когда я никак не мог понять, почему пленка у меня из проявки несколько раз выходила мятой, а всему виной оказался обыкновенный гидравлический удар, который происходил от чрезмерно энергичного встряхивания заправленного бачка.
В продаже еще имеются и бачки Патерсон на 5 и даже 8 пленок, но их я пока не пробывал,- мне кажется, что цена ошибки для них уж чрезмерно велика. Из моих двух упаковок порошкообразного микрофена получается 2 л. стокового раствора (1+0). По опыту предыдущих проявок знаю, что этого точно хватит на данный объём фотоматериала к проявке. В трехместный бачок, однако, помещается только 1.5 л. раствора и после третьей или четвертой проявки пол-литра старого проявителя заменяются свежим, который до этого хранился отдельно.
Провявка останавливается 10% раствором уксусной кислоты, после чего фиксирую опять же порошкообразным
фиксажем от Кодак, которым пользуюсь уже не первый год при печати. Вообще, для фиксации пленок 135 и 120 я обычно использую
Ilford Rapid Fixer, дабы не заморачиваться растворением порошков. Но в этот раз истекал срок хранения уже готового кодаковского фиксажа, не вполне выработавшего свой ресурс, вот я и решил им воспользоваться (после соответствующих тестов, конечно).
После фиксирования промываю пленку стабилизатором
Heico HG-89 c последующей трехкратной промывкой чистой природной родниковой водой (5, 10 и 20 переворачиваний бачка по нарастающей). И, наконец, завершаю процесс финальной промывкой, которая проходит с добавлением 5мл смачивающего шампуня агента
Ilfotol. Все, проявка завершена!
Теперь плёнка аккуратно достается из бачка и, с помощью металлических прищепок, вывешивается в малопосещаемой комнате на ночь на просушку. К нижнему концу развешенной плёнки цепляю дополнительный 1-2 прищепки для уменьшения её скручивания. Целлюлоза у всех производителей разная и по моим наблюдениям особенно подвержены скручиванию немецкие пленки, японские-же и американские плёнчные фотоматериалы скручиваются гораздо меньше.
Следующим днём остаётся лишь нарезать просохшие за ночь негативы на кусочки по 3-4 кадра, аккуратно разложить их по
прозрачным файликам и подписать. После чего, удобно разместившись в кресле над световым столом и вооружившись лупой, можно вволю насладиться негативами почти полугодовой давности, попутно сверяясь с записями дневника, вспоминая подробности съёмки каждого кадра, смакуя рисунок оптики и постепенно отделяя зёрна от плевел. Это уже работа на последующий этап - задел на печать!
Никакой цифровой процесс не сравнится с этим таинством аналоговой фотографии.
Таинством настоящей фотографии...