Впечатления от книги Энди Вейра "Марсианин"
По
наводке уважаемого
kiri2ll прочёл фантастическую новеллу молодого американского автора Энди Вейра (Andy Weir) "Марсианин" (The Martian) и хочу поделиться своими впечатлениями...
Отмечу, что книгу читал в оригинале, в классическом бумажном издании с твердым переплётом. Напрочь, кстати, лишенном каких либо иллюстраций, кроме цветной, что на суперобложке (см.выше), да ч/б карты Марса на форзаце. Уточняю это намеренно, дабы сразу исключить какие-либо экивоки по части неудачных перевода и редакций.
В общем и целом, книга понравилась, особенно в технико-ботанической её части, детально описывающей "методологию" выживания астронавта-одиночки на Марсе. Чувствуется, что автор детально проработал именно этот сюжет, в последствии легший в основу всего повествования. Особой реалистичности роману придаёт практически полное отсутствие таких, казалось-бы непреложных жанру sci-fi предметов и понятий, как бластеры, телепортации, инопланетяне и пр. Если не вдаваться в тонкости материаловедения, то практически абсолютно все, что представлено в технической части "Марсианина" уже вполне реализуемо в наши с вами дни.
На завязке сюжета, до того, как главный герой налаживает устойчивую связь с Землёй, обстоятельства романа мне живо напомнили этакого "Робинзона Крузо" на современный лад. Признаюсь, что в этом смысле я бы даже желал что-бы наш космический Робинзон не обрел своей Земли-Пятницы вплоть до окончания повествования. Согласитесь, два года на Марсе без какой-либо связи вообще - это совсем, совсем иное дело, нежели пусть даже с пассивной, односторонней, но связью! Ведь на миру, как известно и смерть красна. Тем более на Марсе под неусыпным всевидящим оком спутников НАСА. А какую бы сочную психологическую картинку можно было бы явить читателю, не будь этой связи! Впрочем, я отвлёкся. Наряду с бессмертной книгой Даниэля Дефо можно вспомнить и "Таинственный остров", в котором Жюль Верн мастерски продемонстрировал, как обширные технические знания человека способствуют его схватке с силами природы один на один. Из киношно-ассоциативного ряда, конечно, следует упомянуть... нет, что вы, не Total Recall ("Вспомнить всё") с гуттаперчевым экс-губернатором Калифорнии, а
Mission to Mars (2000)!
Но, критиковать легко. Поэтому, те кто не приветствует данный жанр, далее могут смело не читать, поскольку, повторюсь, в рамках дебюта автора, книга вышла замечательной! Вместе с тем, не могу не отметить и несколько моментов, которые мне мешали на протяжении всего повествования, а именно:
- Самым большим минусом новеллы мне видится её совершенно голливудский, предсказуемый сценарий и хэппи-енд, включая и аплодисменты ЦУПа, и живописание счастливых народных масс по всей Земле, и несколько других моментов. Конечно, элементы риалти-шоу - это наша реальность сегодня и всё же! "Скупая мужская слеза" настолько стала неизменным атрибутом любой драмы по-Голливудски, что иногда хочется обойтись без неё.
- Спорный момент, но я его отмечу: отрывочность, "сценаричность" повествования. Вся книга, практически оформлена в виде дневниковых записей астронавта-одиночки, что само по себе предполагает некоторую дискретность изложения. Для будущего фильма это даже не плохо, но для книги - это, скорее минус. Тем более, когда дневник ведется человеком в избытке располагающим свободным, ничем не занятым временем.
- Недостаточность проработки путешествия по Марсу - еще один существенный минус книги. Мне кажется, что всё "стационароное" пребывание нашего героя на планете было своеобразным прологом, подготовкой к финальному броску к кратеру Скиапарелли. Фактически, это путешествие должно было стать гвоздём всего повествования, но таковым, увы не стало...
- Художественная часть. C'mon guys, "прокатив" своего героя целых 3 200 км по Марсу автор не уделил и двух связных фраз живописанию грандиозных марсианских ландшафтов! Мне видятся бескрайние марсианские равнины, глубокие кратеры в обрамлении густой бахромы черных теней, красочные восходы и закаты в багровых тонах, виды величественных заснеженных горных хребтов на горизонте, прочерченные Фобосом и Деймосом черные марсианские ночи, необычная карта звездного неба и поиски ма-а-асенькой Земли на нём, песчанные бури (последнее в романе присутствует, но надо больше!), запахи, вкусы и звуки чужой планеты и т.д. Очень надеюсь, что сэр Ридли Скотт (если это будет он!) восполнит этот просчет.
- Как я уже обмолвился выше, интрига романа располагает к написанию глубокого психо-аналитического портрета своего героя и автору, считаю, нужно было этим пользоваться. За два года (сурового, да к тому же мужского!) одиночества можно было такого наворотить, что сами Фрейд и Достоевский бы обзавидывались!
- За рамками основного сюжета угадывается некоторая схематичность в описании портретов других членов экспедиции космического корабля "Гермес". А раз уж они есть, то писать их нужно, imho, шире.
Впрочем, все сказанное выше является лишь придирками с моей стороны. В общем и целом Эндрю Вейр написал прекрасную книгу и остаётся надеяться, что она не станет его единственной на этом поприще. Участившееся звучание темы путешествий на Марс сегодня мне видится и вовсе не случайным. Очень надеюсь, что уже скоро (лет через 15-20 по моим оценкам) все человечество будет наблюдать впечатляющую гонку за Марс между США и Китаем. И гонка эта будет позрелищней и не менее драматичной, чем битва за выход в космос и Луну, развернувшаяся в середине прошлого столетия между СССР и США!
Желающим же понять, что я в идеале ожидаю от подобных вещей жанра sci-fi, я смело рекомендую ознакомиться с последним романом Станислава Лема - романом "Фиаско".