По признанию Картье-Брессона, он не мог поверить, что фотокамера способна поймать то, что запечатлел Мункаши в своих «Мальчиках, купающихся в волнах озера Танганьика». Но почему сегодня о Мартине Мункаши мало кто помнит?
Boys running into the surf at Lake Tanganyika, ca. 1930
Настоящее имя его Мартон Мермельштейн. Он родился в 1896 году в тогда еще Австро-Венгерской империи и подростком начал печататься в будапештских журналах и газетах, делая репортажи о футболе и автогонках. После того как газеты начали публиковать фотографии, он открыл для себя фотокамеру. Уже его первые снимки свидетельствовали об индивидуальном почерке, который он позже доведёт до совершенства: в то время, когда фотография ещё не совсем освободилась от своей тяжеловесной статичности, он уже делал снимки, отличавшиеся жизненной свежестью, а также уникальной для своего времени динамикой.
At 100 Kilometers - Driver in Hungarian Tourist Trophy Race, 1929
Таким образом, приехав в 1928 году в Берлин, Мункаши оказался в нужное время на нужном месте. Он был самоучкой, но к середине 1920-х годов уже был известен в Венгрии как выдающийся фотограф. Мункаши любил снимать сцены повседневной жизни и был великолепен в сфере спортивной фотографии - там, где особенно важно было умение «поймать» движение, действие, к чему у него был явный талант.
The Goalkeeper, 1928
Берлин предоставил молодому фотографу существенно больше возможностей, которые не замедлили материализоваться. Его мастерски выполненные, волнующие и динамичные композиции великолепно отражали настроения бурлящего мегаполиса. Их печатали в больших журналах, таких как die Dame , Uhu и, прежде всего, в иллюстрированном журнале Berliner Illustrierte Zeitung , выходившем самым большим тиражом в мире - более миллиона экземпляров.
Karstadt, Germany
Jumping fox terrier, ca. 1930
Он фотографировал всё: спорт, большую политику, знаменитостей, но также и прозябающую в подвалах Берлина бедноту. Он запечатлевал беззаботную жизнь в «Луна Бад Ваннзее» (1931) или мощный бросок игрока в поло на «Соревнованиях по игре в поло в Берлин-Фронау» (1929), очаровывал уникальными снимками из воздуха, изображавшими одну из женских лётных школ неподалеку от Берлина. Ограниченные технические возможности фотокамеры Мункаши преодолевал с помощью умелого использования громоздких аппаратов и новых прогрессивных методов в работе.
Fun on the beach-Lunabad, Berlin, 1930
Kids, Kissingen, Germany, 1929
Kids, Kissingen, Germany, 1929
A Field Full of Children, Kissingen, Germany, 1929
Фоторепортажи Мункаши печатали в больших журналах, таких как die Dame , Uhu и, прежде всего, в иллюстрированном журнале Berliner Illustrierte Zeitung , выходившем самым большим тиражом в мире - более миллиона экземпляров.
Для него Мункаши создавал многочисленные заголовки, меткие репортажи со всего света, а также великолепные фотоочерки.
Beduin, Egypt, 1929
Flight D-LZ 127 'Graf Zeppelin' to Brazil, 1932
По заданиям разных изданий он путешествует по всему миру: Африка, Бразилия, Алжир, делает снимки с «цеппелина», фотографирует Лени Рифеншталь, мчащуюся на лыжах с горы, и прочих «валькирий» - спортивных, загорелых. Журналистскую точность он всегда сочетал с высокими формально - эстетическими требованиями.
Brazil, 1932
Liberia, 1930
Liberia, 1930
Liberia, 1930
На его пути Мункаши всегда сопровождали женщины - как в личной, так и в профессиональной жизни. Он был три раза женат и пережил многочисленные любовные романы. Его фотографии знакомых и незнакомых женщин наполнены тонкой эротикой. Можно буквально почувствовать, как его глаза, ведомые красотой, находили графически волнующие композиции.
Lovely autumn: the last warm rays of sunshine, ca. 1929
Благодаря этим снимкам Мункаши стал выдающимся представителем «нового видения» и модерна в современной фотографии. 21-го марта 1933 года выдающийся мастер фотографировал путь нового рейхсканцлера Адольфа Гитлера в Потсдамскую гарнизонную церковь. Как результат - целый журнальный разворот о Гитлере и Геббельсе в то время, когда нацисты уже начали охоту на евреев. Впрочем, скоро Мункаши осознал, что для него, венгерского еврея, в новой, нацистской Германии не было места...
Opening of Parliament on March 21, 1933, 'Potsdam Day'-"The German Army marches out," 1933
Opening of Parliament on March 21, 1933
Opening of Parliament on March 21, 1933
Opening of Parliament on March 21, 1933
Opening of Parliament on March 21, 1933
Opening of Parliament on March 21, 1933
Он покидает Германию в 1934 году, пересекает Атлантику и, еще не доехав до Нью-Йорка, получает задание от журнала Harper”s Bazaar. Его фотографии манекенщиц, которых он заставлял прогуливаться зимой вдоль пляжа, привносят в мир американской моды совершенно новые настроения - спортивности, молодой энергии, жизненной силы, движения.
Lucile Brokaw on the Long Island Beach, 1933
Через год Harper”s Bazaar уже подписывает с ним долгосрочный контракт. Он фотографирует Фреда Астера в танце и Джоан Кроуфорд у бассейна, работает вместе с легендарным дизайнером журнала Алексеем Бродовичем, чье видение еще более усиливает эффектность его снимков. Высшими точками его карьеры стали необычные портреты таких голливудских звёзд, как Жан Харлоу, Катрин Хепбёрн, Лесли Ховард, Джейн Рассел и Марлен Дитрих.
Fred Astaire on his Toes, 1936
Operetta soubrette Rosi Barsony in her entrancing grotesque dance
Долго, однако, эта счастливая полоса не продлилась. В холодное и чопорное послевоенное время звезда жизнелюба и специалиста по эротике закатилась: последовали личные неурядицы и трагедии (развод, смерть дочери, позже еще одна женитьба, закончившаяся разводом), карьерные ошибки (он переходит в Lady”s Home Journal), инфаркт, неудачные пробы в других сферах (кино, сценарии). Когда в 1963 году он умер от инфаркта, то к этому времени был почти забыт широкой общественностью...
Martin Munkacsi, photographing for Harper's Bazaar in Long Island, taking an angle shot of a diver, 1935
После 1930-х годов он уже не смог создать ничего существенного, хотя его стилистика повлияла на следующие поколения американских фотографов, работавших в сфере моды, - таких, как
Ричард Аведон, который после смерти Мункаши написал, что Мункаши принес «вкус счастья, честности и любви к женщине в то, что до него было искусством безрадостным, лишенным любви, лживым».
Эти и другие работы Мартина Мункаши можно увидеть
здесь.
Главный индекс серии "Мастера фотографии" -
здесь.
Текст: Т. Лахенмайер и И.Герцберг