Кругобайкалка: Золотая пряжка стального пояса Транссиба

Oct 12, 2007 14:05

Место съёмки: Кругобайкальская железная дорога, или Кругобайкалка (сокращённо КБЖД)
Справка: КБЖД - историческая железная дорога в Иркутской области России, в прошлом - часть Транссибирской магистрали (Транссиба), уникальный памятник инженерного искусства, одна из живописных достопримечательностей Прибайкалья. Проходит вдоль северного побережья южной оконечности озера Байкал от города Слюдянка до посёлка Байкал. До середины XX века по Кругобайкальской дороге проходил основной ход Транссиба, однако в дальнейшем был построен дублирующий участок железной дороги (Википедия)
Время съёмки: 26 сентября 2007 г.
Транспорт: обзорный поезд Иркутск-Слюдянка-Порт Байкал
Полная подборка фотографий: The Golden Buckle of the Great Siberian Trail: Circumbaikal Railway

"Золотым" этот сравнительно короткий участок железной дороги вдоль Байкала прозвали потому, что стоимость сооружения каждого его километра превышала прочие участки Транссиба в разы.

Первая остановка нашего поезда и первые сооружения КБЖД - станция Старая Ангасолка:


Такие вот виды Байкала сопровождают пассажиров поезда на всем пути от станций Слюдянка до Порта Байкал  (и обратно) с одной стороны:


...а с другой стороны мимо вас медленно проплывают такие вот сибирские деревушки - это станция Половинная, с почерневшими лиственничными избами. Здесь мало что изменилось с тех пор как КБЖД была ещё востребованна (сейчас она почти не у дел ввиду затопления участка дороги проходившего когда-то  вдоль Ангары из-за ввода в эксплуатацию Иркутской ГЭС в 1956 г.):


Народ там живет простой - обходчики, связисты, рыбаки, егери. Большой мир с его цивилизацией, политикой и проблемами для них понятие очень абстрактное. И зачастую лишь только залётный туристский люд служит им напоминаием о том, что все это - существующая за перевалом реальность. Одна польза от нас, туристов - это возможность подзаработать, как, например этот дед Михайло, бывший военный из Томска, ныне охотно позирующий за небольшую плату:


...на фоне залётного паровоза из Америки, когда-то отбегавшего не одну тысячу верст по Транссибу:


...и ныне уступившему своё место такому вот коллеге производства Мытищинского вагоностроительного завода 2005 г. А жаль...- составчик этот и поездом-то назвать как-то язык не поворачивается. Вместо этого у бортпроводников в обиходе иной термин - "рельсовый автобус":


Вот как он выглядит внутри:


Поезд на предыдущем фото (см. выше) замер у самого длинного тоннеля КБЖД, длинной почти 800 метров, что тянется сквозь мыс Половинный. А вообще при строительстве КБЖД было сооружено 38 подобных тоннелей и 18 каменных и ж/б галерей. В чем между ними разница, спростие вы? Тоннель пробивается в горной породе, а галерея - строится полностью поверх участка дороги, как-бы накрывая и защищая её от обвалов, которые в тех местах весьма реальная угроза:


В более-менее погожий день на противоположной стороне Байкала хорошо просматриваются заснеженые вершины Хамар-Дабана:




Вероятно, не многим известно, что к сооружению главных инженерных объектов дороги царское правительство активно привлекало труд итальянских рабочих, многие из которых позже, после окончания строительства, оставались в Иркутске, женились на русских женщинах, заводили потомство и прочно оседали в Сибири. Но в 1930-годах практически всех итальянских подданных Советская власть объявила шпионами и вместе с семьями депортировала из страны, разлучая с любимыми и близкими на десятилетия, многим из которых так и не суждено было больше свидеться. А памятники их кропотливого труда, с присущими лишь римским акведукам воздушностью и изяществом, дожили до наших лет. Как, например, эта вот Итальянская стенка:


...или этот арочный мост:


Единственный на всём Транссибе (вот periskop не даст соврать!) мраморный вокзал Слюдянки - еще одна достопримечательность КБЖД. Мрамор добывали прямо из расположенных неподалёку карьеров, более того - его даже отсыпали щебнем в полотно самой дороги, отчего она и сейчас порой нестерпимо блестит на солнце:


Любому путешествию рано или поздно подходит конец и в сопровождении дивной красоты байкальских закатов мы прибываем в Порт Байкал, что раскинулся у истока Ангары, напротив Листвянки:


Здесь нас уже поджидает неутомимый трудяга т/х "Бабушкин", с тем чтобы погрузить на борт и перевезти на противоположную сторону Ангары, где мы сядем по автобусам и отправимся назад в Иркутск:


...с грустью взглянув на еще один сказочный, почти рериховский вид, подаренный нам на прощание Байкалом:

color, travel, railway, digital photography, siberia

Previous post Next post
Up