Я уже обращался к этой теме (см.
http://jurikan.livejournal.com/13672.html). Однако нынче есть смысл остановиться на подробностях, на деталях этого давнего дела. Дела, которое и сегодня не перестает быть актуальным. Итак, весна 1975 года, могучий Советский Союз, опальный писатель Владимир Войнович и всесильный Комитет государственной безопасности (тогда еще не СССР, как впоследствии, а при Совете Министров СССР, ну, как бы рангом несколько пониже, чем чуть позже).
Вот он, знаменитый солдат Чонкин, из романа шагнувший в жизнь.
Фото: Гугл.
В чем была суть конфликта между огромным ведомством и скромным литератором? Владимир Войнович еще в 60-е годы прошлого века скатился на скользкий путь подписания коллективных писем в различные советские органы. Например, когда в Москве начался громкий процесс по делу Синявского-Даниэля, Войнович поставил свою подпись под обращением в их защиту. Кроме того, Владимир Николаевич с некоторых пор стал писать свои произведения, нагло игнорируя цензуру. Эти самые произведения затем попадали на Запад и там печатались в различных антисоветских изданиях, зачитывались по всяким вражьим радиоголосам. Коллеги-писатели по-доброму увещевали Войновича, проводили с ним различные профилактические беседы, пытались наставить его на путь истинный. Все бесполезно. Владимир Николаевич, что называется, закусил удила. Терпение собратьев по перу лопнуло, когда на Западе был издан знаменитый "Чонкин". Такой разнузданный факт, безусловно, нельзя было оставить без внимания. Войновича исключили из членов Союза писателей СССР.
Казалось бы, все, капец. После подобного мероприятия Борис Пастернак, например, лишь каялся и уверял советскую власть в своем почтении к ней. Но времена безвозвратно изменились. Наплевав на исключение, Войнович нисколько не притормозил свою враждебную деятельность. То есть, продолжал сочинять антисоветские пасквили, надеясь накатанным путем передавать их в различные западные страны буржуазным издателям. Однозначно, такой тип не мог пройти мимо внимания органов государственной безопасности. По всем вышеуказанным причинам - раз! Кроме того, имелся еще один фактор, который выдвигал В. Войновича в объект внимания КГБ № 1. Почему так? Тут пришла пора процитировать документ, подписанный самим шефом госбезопасности Юрием Андроповым, направленный из КГБ в ЦК КПСС. Читаем:
"О намерении писателя В. Войновича создать в Москве отделение Международного ПЕН-клуба.
В результате проведенных Комиттетом госбезопасности при Совете Министров СССР специальных мероприятий получены материалы, свидетельствующие о том, что в последние годы международная писательская организация ПЕН-клуб систематически осуществляет тактику поддержки отдельных проявивших себя в антиобщественном плане литераторов, проживающих в СССР. В частности, французским ПЕН-центром были приняты в число членов ГАЛИЧ, МАКСИМОВ (до их выезда из СССР), КОПЕЛЕВ, КОРНИЛОВ, ВОЙНОВИЧ (исключен из Союза писателей СССР), литературный переводчик КОЗОВОЙ.
Как свидетельствуют оперативные материалы, писатель ВОЙНОВИЧ, автор опубликованных на Западе идейно ущербных литературных произведений и разного рода политически вредных "обращений", в начале октября 1974 года обсуждал с Сахаровым идею создания в СССР "отделения ПЕН-клуба". Он намерен обратиться в Международный ПЕН-клуб с запросом, как и на каких условиях можно организовать "отделение" ПЕН-клуба в СССР с правом приема в него новых членов на месте. В качестве возможных участников "отделения" обсуждались кандидатуры литераторов ЧУКОВСКОЙ, КОПЕЛЕВА, КОРНИЛОВА, а также лиц, осужденных в разное время за антисоветскую деятельность, - ДАНИЭЛЯ, МАРЧЕНКО, КУЗНЕЦОВА, МОРОЗА. ВОЙНОВИЧ считает также, что принимать можно будет "не обязательно диссидентов", но и "молодых писателей, которые заслуживают этого".
Таким образом, ВОЙНОВИЧ намерен противопоставить "отделение ПЕН-клуба" Союзу писателей СССР" (выделено мной - Ю. К.).
И что же тут было такого страшного? Подождите, я все поясню. Тем более, что мне удалось отыскать кое-что поистине сенсационное. Но пока сделаем короткую паузу. Антракт.