Обожаю возвращаться к своим старым оченно полезным и на сто процентов практическим советам. Текст в редакции на сегодня.
Окололитературное творчество автора на
BlogSpot,
Live Journal,
Mail.ru.
(Автор:
Владимир Слободинский. Пользуйтесь материалом, сверяясь с авторскими
разрешениями и ограничениями.)
Любителям "скорострельности"
* Молоденькая судья одного из наших местных судов, толковая и мной "горячо любимая" за грамотные и обоснованные постановления (ей не раз об этом прямо признавался), последнее время для ускорения своей работы стала печатать тексты решений и определений прямо во время процесса (я выступаю, - обычно это очень длинно; другие участники, - если долго, как и я, "пережевывают" ранее сказанное). Я стараюсь на нее в это время не смотреть. Какая там десятипальцевая система (метод) печати... Два указательных пальца, как два уродливых крюка, летают по клавиатуре с неимоверным для тесного судейского кабинета (болезнь российских судов - отсутствие достаточного количества залов судебных заседаний) грохотом. Лицо (напряженное и от того некрасивое) уставлено не на экран, не на бумагу, не на выступающего, в конце концов, а на ту же клавиатуру. Судья сознает, что немного шумновато трудится, поэтому старается прерываться, когда прерывается оратор. Жуткая картина.
В процессуальном плане здесь не вижу нарушений. Нигде в процессуальных кодексах не прописано, что судья должен "внимать" участникам слушания "не отрываясь" и "поедая глазами". Тем более, если способности позволяют делать два дела одновременно (хотя, читал, многие из комментаторов этики судебного процесса подобные "отвлечения" не одобряют; может, и справедливо, кто его знает...). И никто из окружающих обычно не видит в этом ущемления своих прав. Судья печатает, печатает сама, очень, по меркам обычного человека, быстро, она умница и передовик... Так все думают.
Проблема в другом. Проблема в КАЧЕСТВЕ ПЕЧАТИ. Что можно сделать, чтобы при таком необходимом действе, как перевод рукописного и изустного слова (не говорю тут о сканерах и всяких речевых "диктейшенах") в слово на компьютере меньше привлекать к себе внимание и вообще облегчить таковой зачастую адский физически труд?
Подойдем к этому систематически.
Вопрос качественного набора на клавиатуре условно разбивается на четыре части (фактора).
1)
Строение клавиатуры.
2)
Расстановка пальцев.
3)
Легкость "продавливания" клавиш.
4)
Производимый печатью (набором) шум.
Первые три фактора в совокупности образуют скорость печати.
Четвертый фактор влияет на комфортность обстановки для окружающих и самого "клавнабойщика".
Сразу обращаю внимание, что тут все взаимосвязано. Если ты используешь ровную, как доска, клавиатуру, не печатаешь десятью пальцами (а только одним или двумя), то тебе все равно, какая сила нужна для нажатия. Бьешь все подряд. Извлекаемые звуки тебя тоже не волнуют, поскольку в твоем понимании издаваемый шум является показателем твоей активности (есть ведь даже специальные программы сопровождения нажатия клавиш звуками... некоторым, наверное, льстит, как звучит пулеметная дробь их неумолчного набора). Хотя, тут я, конечно, утрирую. Никому ничего не все равно. На подсознании.
Фактор первый. Строение клавиатуры.
Стандартные прямые клавиатуры для нормального качества печати не годятся. Клавиатура должна быть эргономической, т. е. подстроенной оптимально под строение человеческих рук. Соответственно изогнутая, где необходимо выпуклая, где нужно вогнутая. Верхние площадки клавиш должны быть по площади не меньше, чем площадь подушечек средних по размеру пальцев взрослого человека при соприкосновении с ними в момент нажатия (удара). Изменить пользователю тут ничего нельзя, что произвели, то и на стол (на колени, на подлокотники, на постель, на пол) поставили. Но выбор есть в магазине. Большинство клавиатур предназначены для слепого письма. Если вы посмотрите повнимательнее на клавиши f/а j/о, то увидите на ней выпуклости в виде либо точек, либо палочек. Это опорные для постановки кистей клавиши. На них (на ощупь) ставятся указательные пальцы. Все остальные пальцы подчиняются этому первичному "нащупыванию".
Тут нет "рацухи" (толкование "термина" см. ниже). Есть совет. Покупать клавиатуры только эргономические.
Фактор второй. Расстановка пальцев.
Расстановка пальцев должна быть по всей площади клавиатуры с задействованием обеих кистей. Без десяти пальцев печатать нельзя. Это аксиома машинистки ("машиниста"). Если у тебя дефекты пальцев, вопрос другой. Печатаешь чем можешь (It comments itself). Но если у тебя все десять пальцев, то почему девять пальцев из них (или восемь, в лучшем случае) не работают совсем? Несколько месяцев чуть сниженной скорости печати и ты будешь набивать текст всеми своими маленькими дактилоскопическими неповторимостями легко и свободно, при этом озорно поглядывая на монитор, в перепечатываемый текст, на собеседника или в окно на пролетающих птиц, совсем без натуги и страшноватого прищуривания.
Со всех пишущих машинок, что у меня перебывали ("Эрика" и ей подобные /механические, т. н. портативные, формата А4; брал в прокат и у матери/, "Башкирия" /механическая формата А3; покупал/, "Ромашка" /электронная, с памятью на четыре тысячи знаков; покупал с рук/, "Оливетти" /электронная, с памятью на семь тысяч знаков; брал новую в магазине/), а потом и с компьютерных клавиатур (стандартные клавиатуры отечественных компьютеров "Электроника", "Кворум"; клавиатура Microsoft Ergonomic /Microsoft Natural/, последняя у меня появилась в 1996 г., когда сосед-компьютерщик собрал мне первый раз забугорную технику), так вот, со всех них я прежде всего старательно перерисовывал расположение-схему клавиш на отдельный лист бумаги (размером до А3, т. е. в масштабе 1 к 1). Для каждой клавиши свой палец, для каждого пальца определенное количество клавиш, т. н. "зона обслуживания". Назначение пальцев прописано в любом учебнике по машинописи (у меня, напр., в пользовании издание А. Н. Кузнецовой, Р. Н. Вагенгейм "Машинопись. Учебное пособие для сред. ПТУ", М., "Высшая школа", 1986 г.). Старался печатать по памяти. Забывая знаки, смотрел только на эту бумагу. Не на клавиатуру. При смене клавиатуры сроки привыкания к ней были в пределах от недели до месяца-двух. В итоге, в один прекрасный день закинул все схемы и стал печатать только по памяти. Привычка набивать без подглядывания позволила освоить и печать вслепую латиницей (тут я почти и не смотрел на бумаги-схемы, ориентировался непосредственно по экрану).
Скорость у меня на начало более-менее систематической машинописной работы (это двенадцать-четырнадцать лет назад, время обучения в институте, когда возникла необходимость печатать курсовые работы /несколько десятков страниц машинописи/, а потом дипломную /60 страниц/) была не более 30 - 60 знаков в минуту (сохранились старые тесты с пометками). Скорость на сегодня - 275 - 350 знаков в минуту набора незнакомого и средней трудности текста и до 400 - 450 знаков текста знакомого и легкого, а если посчитать еще и количество двойных нажатий (заглавные буквы, кавычки, изменение языка), то до 500 - 550 ударов-нажатий (для "чистоты" эксперимента считал без "ухищрений" современных компьютерных редакторов - подстановки текста, автоформатирования и т. д.). Для наглядности: этого достаточно, чтобы набить страницу стандартного текста 10 - 12 кеглей (пунктов) за 5 - 7 минут. Конечно, такую скорость применяешь фрагментарно и недолго, - больше времени уходит на обдумывание, чем на набор.
"Рацуха" (толкование "термина" см. еще чуть ниже) в освоении слепого письма - в рисовании схемы. Перерисуйте всю клавиатуру. До самого последнего знака. Забудьте про возможность подглядывания на клавиатуру. "Backspace" - это длинная (на ощупь) клавиша во втором (на ощупь) сверху ряду, а не написанное слово "Backspace" со стрелкой под ним. "Alt" - это третья (на ощупь) клавиша слева в нижнем (на ощупь) ряду, а не клавиша рядом с фирменным значком Microsoft. Так пальцами и считайте: "Первая, вторая, вот она, третья. Жмем!". Слепой метод он и есть слепой. Ослепните для общения с клавиатурой!
Фактор третий. Легкость "продавливания" клавиш.
Я как-то писал в рассылках
Вып.21 от 17.07.2001г. /
21,
21/ и
Вып.27 от 17.11.2002г. /
27,
27/, что по молодости посещал городскую станцию юных техников и ходил на всякие самоделкинские кружки. Есть у меня и опыт нескольких лет работы на различных металлообрабатывающих станках. Так вот, это я к тому, что среди нас, пролетариев ДИП-200, ДИП-300, ДИП-500 и прочих дипов (аббревиатура "ДИП" -- догоним и перегоним Америку), было такое понятие как "рацуха". Рационализаторское предложение, по-другому. (Официально. "Рационализаторское предложение... техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия (организации, учреждения), которому оно подано, и предусматривающее изменение конструкции изделий, технологии производства и применяемой техники или изменение состава материала", Советский энциклопедический словарь", М., "Советская энциклопедия", 1982 г., стр. 1102; "Рационализаторским может быть признано техническое, организационное либо управленческое предложение, являющееся новым и полезным для данного предприятия. Предложение является новым, если до подачи заявления оно не было известно на предприятии в степени, достаточной для его использования. Предложение является полезным, если его использование дает экономический или иной положительный эффект", письмо Роспатента и Минпрома РФ от 25 июня 1996 г. N 6/7 "Методические рекомендации по организации и проведению рационализаторской работы на предприятиях Российской Федерации", п. 3) Если тебе в голову пришло усовершенствование какого-либо процесса, действия, механизма или прибора, у тебя всегда было несколько вариантов поведения (как минимум, два). Первый. Сделал сам, и на полную катушку, но втихую, используешь, перекрываешь нормы и получаешь дополнительный доход. Второй. Оформил в установленном порядке рацпредложение, получил небольшую премию, но тебе и другим твоим товарищам спустя небольшой промежуток времени срезали расценки. Настоящим иду по новому, третьему варианту. Просто делюсь с вами /:-); весь Интернет - это сплошное БЕЗвозмездное использование/!
Там же (
Вып.21 от 17.07.2001г. /
21,
21/ и
Вып.27 от 17.11.2002г. /
27,
27/) говорил, что несколько лет обучался игре на фортепьяно. Так вот, сравните клавиатуру обычного фортепьяно, концертного рояля (на таких тоже играл) и, допустим, клавиатуру какой-нибудь "продвинутой" электронной "Кассио". (Говорят, что самые упрямые клавиши - это клавиши и педали оркестрового /храмового/ органа, чуть ли не локтями /коленками/ надо жать. Не пробовал, но верю.) Тяжело, легче, еще легче. Так и с клавиатурами по "набивке" текста. Попробуйте попечатать на механической, электрической и электронной пишущих машинках. Соотношение то же: тяжело, легче, еще легче. Наконец, попробуйте сравнить клавиатуры для компьютеров. Разных типов и разных производителей. Далеко не всегда уровень их цены корреспондирует приведенному выше соотношению. Когда хожу по компьютерным магазинам, часто прошу дать попробовать новые или необычные клавиатуры. Видел клавиатуры очень дорогие, сравнимые со стоимостью монитора или "навороченной" материнской платы, а легкость набора... Лучше бы и не брал в руки. Читал как-то про почти круглые клавиатуры. Таких у нас не видел.
Я и мой младший сын пользуемся эргономическими клавиатурами (1996 и 2001 годов производства). Так вот, досталась мне недавно еще одна клавиатура Microsoft Natural. Она оказалась того же года выпуска (1996), что и моя нынешняя, но только что мало пользованная. Думаю, дай поменяю свою прежнюю. Поменял. Но что-то не то. Нажимать стало труднее, функциональные клавиши заедают чаще. Возникла мысль проверить степень усилия нажатия. Соорудил самопальный динамомометр. На дощечке конструкция из металлической спицы, пары гвоздочков с пружинками и шкалы. И выяснил, что клавиши на моей "разработанной" "клаве" 96 года выпуска на 5 - 15 процентов "легче", чем на такой же, но "неразработанной" (т. е. жмешь динамомометром на клавишу вновь приобретенной клавиатуры, показывает при срабатывании 24 - 26 условных делений, жмешь на клавишу прежней - 20 - 22). Тогда я перебрал эти две клавиатуры, собрав в одну все наиболее легкие клавиши (второй оставил что осталось).
И наконец. Не пожалел денег, купил тюбик недешевой импортной смазки (REF: MPG50T) и промазал негусто все трущиеся пластиковые и металлические части в клавиатуре ("ножки" клавиш, "усики" стабилизаторов и т. д.).
Результат. Ни одна клавиша не заедает! Усилие нажатия, чуть заметно уменьшившись, стало значительно более мягким. Скорость печати увеличилась процентов на 10 - 25. "Немодернизированные" Microsoft Natural середины 90-х (это те, которые широкие и тяжелые: широкие от того, что клавиши зон обслуживания каждой из рук раздвинуты, тяжелые от того, что под блоками клавиш у них опорные металлические пластины) "страдают" одной неприятной особенностью. Все функциональные клавиши, которые имеют одну "ножку" (Ctrl, Caps Lock, Esc и др.) при нажатии на них под нестандартным углом (на краешек, чуть вбок) требуют резко увеличенной силы надавливания. Или, что бывает нередко, вообще не продавливаются, пока не нажмешь впрямую и посередине (этот дефект устранен в более поздних выпусках этой клавиатуры тем, что "ножки" делают потолще). Так вот. Смазкой это я устранил полностью. На кнопки можно давить под любым углом! Срабатывают!
Итак, "рацуха" в получении легкости продавливания клавиш - в смазке. Не поленитесь разобрать клавиатуру, заодно ее прочистив, если нужно, промыв и продув, смажьте по приведенной мной схеме.
** Почему в компьютерных клавиатурах не применяют смазку? Может, из опасения того, что пластиковые детали могут каким-то образом химически взаимодействовать со смазкой? Считают, что сила трения скольжения (пластик о пластик) незначительное? Что смазка будет аккумулировать пыль и со временем густеть? Все это, думаю, заблуждение. Ведь пластиковые детали (шестерни, валики, втулки) в принтерах, ксероксах, иной современной оргтехнике смазываются и по много лет работают. Сила трения, в относительных величинах незначительная, при длительной работе превращается в ощутимую абсолютную величину. Кроме того, без смазки контактирующий друг с другом пластик быстрее деформируется и трение опять же возрастает. Чтобы ликвидировать последствия запыленности, можно просто клавиатуру иногда разбирать (раз в три - пять лет), чистить и заново промазывать.
Объективности ради следует сказать и о пружинящей подклавишной подложке. Резина этой подложки должна быть ка-а-ак можно мягче. Использование неупругой или очень старой и долго не использованной резины уменьшает эффект от смазки. По идее, ее можно было бы тоже усовершенствовать, допустим, цветочком прорезав под каждой клавишей, или, может, проварив в особом составе, но я этого не делал и, если у вас в наличии всего одна клава, вам не советую /:-)/.
И фактор четвертый. Производимый печатью (набором) шум.
Многие помнят, что за кошмар были прежние машинописные бюро. Стук клавиш десятка пишущих машинок НЕ ПЕРЕКРИЧАТЬ! Сейчас по-другому. Да и пишущие машинки потихоньку отмирают. Вместе с тем и компьютерные клавиатуры несовершенны и шумны (читай вначале про судью).
Шум от ударов при наборе складывается из звуков:
а) от соприкосновения пальца с клавишей;
б) от трения "ножки" клавиши с поверхностью отверстий арматуры (при прямом и обратном движении);
в) от удара "ножки" клавиши через пружинящую прокладку об основание ("подошву") арматуры;
г) от удара стопора "ножки" клавиши об арматуру при возврате клавиши после нажатия.
После смазки звук удара по клавишам снизился в целом, как можно грубо оценить (на слух; но я ведь могу сравнить две клавиатуры, со смазкой и без), не менее чем на 40 - 50 процентов! Все составляющие шума при печати уменьшились!
а) Если при нажатии ВСЕ клавиши срабатывают, то у человека вырабатывается рефлекс нажима легкого, неразмашистого, без запаса, без добавления т. н. подстраховочного усилия на возможное несрабатывание. Звук от соприкосновения пальца с клавишей соответственно уменьшается.
б) Шум от трения "ножки" клавиши с поверхностью отверстий арматуры при применении смазки практически отсутствует, обычным слухом не воспринимается.
в) Так как прилагаемое усилие (в том числе и подстраховочное) уменьшается, уменьшается и звук удара "ножки" об основание ("подошву") арматуры.
г) Смазка не позволяет "разгоняться" клавише при обратном ходе и смягчает удар стопора "ножки" об арматуру. Вследствие этого удар слабее и звук тише.
Если печатать без большой скорости, не ударять размашисто по "клаве", то шум сводится к нулю... (слышно только одну пробельную клавишу; она большая и там есть металлические детали, полностью бесшумно не получается; т. е. моя любимая судья могла бы печатать так дорогие ей судебные акты почти без звука /надо смазать и подарить ей мою вторую клавиатуру; не примет, правда, еще... не поймет... /:-)/)
...Уже несколько недель я печатаю на "Natural Keyboard ММ" ("ММ" - мной модернизированная /:-)/). Клавиши идут тихо, мягко, без заедания. Удовольствие! Разделите его со мной! (Если воспользуетесь моими советами, то обязательно
напишите о полученном результате, а я в последующем ваши письма обобщу и доведу до всех. А кто будет ну ОЧЕНЬ доволен этой "рацухой", шлите письма и производителям... может, и автора поощрят, если меня упомянете... напр., презентуют нам с вами пару каких-нибудь супербыстрых "клав", для тестирования...)
Декабрь 2002 года
©
Jursl 2002
Текст статьи в бумажном виде опубликован в журнале "Магия ПК" No 2(69), 1 февраля 2004 года, Санкт-Петербург, издательство "Техно-ПРЕСС", тираж 4500 экземпляров.
Сайт журнала,
архив.
----------
* Примечание июля 2003 года. В Верховном Суде РФ секретари судебных заседаний начали применять компьютерные распознаватели речи, что лично и наблюдал (см.
тут): секретарь сидит эдаким пеньком и только холодно наблюдает, как на компьютерный экран наверстываются словеса выступающих.
** Примечание ноября 2011 года. Некоторые советуют смазку вдувать баллончиком под давлением. Не знаю, не пробовал. Те баллончики, что у меня перебывали, как-то уж слишком много содержимого за раз выдают (последний из этой серии: англичанин WD-40 на 100 мл от "WD-40 Company Ltd.").